kino-cccp.net
Прощаемся
19 июля 2017 г. нас покинул актер
читать биографию
Виктор Кинах

ОСКАР
ОСКАР 1959: номинанты и победители
ОСКАР 1959: номинанты и победители

ОСКАР - все церимонии
Док. проекты
Золотая лихорадка
Золотая лихорадка

Док. проекты все выпуски
Трейлеры
кинопремьер


Дикая история (2017)


Дикая история (2017)
Дикая история (2017)

Эксперимент «Офис» (2016)


Эксперимент «Офис» (2016)
Эксперимент «Офис» (2016)

Аритмия (2017)


Аритмия (2017)
Аритмия (2017)

Анна Каренина (2017)


Анна Каренина (2017)
Анна Каренина (2017)

Мгла (2007)


Мгла (2007)
Мгла (2007)

Жизнь кабачка (2016)


Жизнь кабачка (2016)
Жизнь кабачка (2016)

Нелюбовь (2017)


Нелюбовь (2017)
Нелюбовь (2017)

Чудо-женщина (2017)


Чудо-женщина (2017)
Чудо-женщина (2017)

Гоголь. Начало (2017)


Гоголь. Начало (2017)
Гоголь. Начало (2017)

Т-34


Т-34
Т-34

Архив анонсов
Безруков сыграет роль партизана Н.Киселева, спасшего более 200 евреев
Безруков сыграет роль партизана Н.Киселева, спасшего более 200 евреев

Учитель хочет снять фильм о гибели Виктора Цоя
Учитель хочет снять фильм о гибели Виктора Цоя

Пиманов попросил Украину разрешить фильм «Крым»
Пиманов попросил Украину разрешить фильм «Крым»


Главная » История кино

Судьбу выбирают


Делимся с друзьями !!!
Рейтинг: 0.0

Судьбу выбирают

Судьбу выбирают
Я оглядываюсь назад потому, что на экране снова знакомые нам по «Любви земной» герои—Захар Дерюгин (Евгений Матвеев), Ефросинья (Зинаида Кириенко), Маня (Ольга Остроумова), Брюханов (Юрий Яковлев), Катерина (Валерия Заклунная) и другие, на этот раз в двухсерийном фильме «Судьба», поставленном Евгением Матвеевым по второй книге одноименного романа Петра Проскурина. Те же люди, те же недюжинные характеры, тот же необыденный, сложный лирический треугольник, но — не то время. Война...

Будто мало людям этим в мирной жизни довелось испытать... Однако судьба, она и есть судьба. Ее не выбирают. Впрочем, можно ли, правильно ли сказать так? Не выбирают событий, внешних условий, в которые попадает человек, но внутреннюю позицию по отношению к ним, свое «на том стою» выбирают, и еще как!.. Одни — тот же Захар, Кошев, Рябокляч, Брюханов, Катерина— под дулами фашистских автоматов, перед лицом неминуемой смерти остаются людьми, борются за свои убеждения или погибают достойно; другие, как Макашин (Вадим Спиридонов), кулак, движимый ненавистью к Советской власти и всему, что ее олицетворяет, служат гитлеровцам верой и правдой; а третьи, к примеру, Анисимов (Владимир Самойлов), «из бывших», сами, без принуждения и без особого желания, просто из шкурного страха идут к захватчикам с покорной головой и с предложением своих услуг, готовые предать и своих и чужих, но предавая в первую очередь самих же себя... Но таков уж он, суровый выбор судьбы. И великолепна сцена, когда охваченный животной паникой Анисимов, смертельно боящийся и партизан и фашистов, христом-богом умоляет полицая Федора Макашина (можно ли было выбрать худшую кандидатуру для такой просьбы, но Анисимов и этого не понимает, ему жутко до слепоты) сделать хороший документ, чтобы скрыться «и от тех и от этих», Тут уж ни отнять, ни прибавить.

Собственно, интересные эпизоды начинаются буквально с первых кадров фильма. Такова, например, сцена проводов новобранцев, уходящих на фронт. Толпа перед сельсоветом, обрывки разговоров, и женщины, гамма настроений: плачущие, растерянно улыбающиеся, сдержанно-скорбные, а то и между делом перемывающие косточки ближним,— не вошла еще война в быт, для многих она пока за горами, где-то; и авторитетные рассуждения стариков о том, что война долго не протянется; и молодой парень, бесшабашно отплясывающий (больно уж нарочита, театральна эта бесшабашность, но это и понятно, не для души он пляшет, а из души выплясывает), Провожают Захара Ефросинья и дети, и стоят в сторонке Маня и Илюшка, сын Захара, тоже пришедшие проститься. Весь «треугольник» налицо, все на виду — вот где раздолье кумушкам!,, И в пику им, воспаряя над их пересудами {«Будь я на месте Фроськи, я такой бы цирк устроила... Обоим бы глаза выцарапала!,,»), Ефросинья сама посылает Захара к сопернице.

Или другая сцена: приход в село оккупантов-«освободителей», этот насильственно инсценируемый «праздник», дешевая пропагандистская идиллия в геббельсовском духе, с шоколадом, шнапсом, танцами, фотографиями «для истории» — и тут же гибель Нади, спасающей сброшенное с крыши сельсовета красное знамя, и тут же откровенный, безоглядный грабеж.,, Все это сделано мастерски, органично, единым куском. И кусков таких в фильме много, перечислять их все я бы не взялся.

Впрочем, дело не только в их количестве. Дело в том, что от эпи ( да к эпизоду все четче вырисовывается характер фильма — очень эмоциональный, темпераментный, не боящийся бурного проявления чувств, предпочитающий говорить со зрителем открытым текстом, а не подтекстом. Это особая черта, особое качество фильма, и режиссер от начала и до конца верен избранной им манере,

Короче говоря, в целом «Судьба» удалась, И как раз поэтому мне хотелось бы поразмышлять об отдельных моментах, которые не то чтобы портят впечатление от фильма, но просто не очень ему нужны и которые, надо сказать, присущи не только картине Евгения Матвеева, Попытаюсь объяснить, что я имею в виду.

В фильме односерийном, целиком укладывающемся в рамки сеанса, значительная часть нужной информации остается, если можно так выразиться, «за кадром» (и тем большая, чем лучше фильм, чем «гуще» он сделан); ее домысливаешь, воспринимаешь внутренним зрением, ощущаешь, как подводную часть айсберга. (Будем заранее подразумевать, что эта часть существует; если ее нет, стоит ли фильм того, чтобы о нем говорить?)

Развернутое же и претендующее на эпичность полотно медленно и обстоятельно показывает тебе эту самую подводную часть. Это, однако, не имеет ничего общего с «разжевыванием». Это означает, что каждая деталь должна заключать в себе такой же информативный заряд «закадрового действия», как и в наиболее плотной односерийной ленте. Авторам «Судьбы» удается это далеко не всегда. В фильме есть повторы, необязательные подробности, встречаются и просто неубедительные персонажи. Таков, например, образ историка Саши Корнилова. Да, конечно же, были на войне подобные мальчики-книжники, не умеющие ладно намотать портянку, стесняющиеся прикончить фашистского парашютиста потому, что он запутался в стропах; но не были эти мальчики такими. И, может быть, потому, что неестествен Саша, выспренним, лишним кажется и его экскурс в прошлое. Нас слишком волнует судьба реальных персонажей — Захара Дерюгина, Ефросиньи, Мани, чтобы отвлекаться от них. На мой взгляд, не стоило так подробно цитировать в «Судьбе» кадры из первого фильма — из «Любви земной». Зритель и так достаточно хорошо их помнит.

Не растянутостью метража, порой искусственной, что, на мой взгляд, типично для некоторых двухсерийных лент, достигается ощущение эпичности, а значительностью характеров, событий судеб — той значительностью, которая героям фильма Евгения Матвеева изначально присуща. Они уже завоевали любовь и зрительское внимание к себе — любовь, не нуждающуюся ни в каких дополнительных допингах и кинематографических эффектах.


Владимир Подгорнов
"Советский экран" 1978 год


просмотров: 998 комментариев: 0
Представьтесь *
Email: *
Я не робот *:




Сегодня
21.07.2017

21 июля родились
Гороскоп на сегодня
Гороскоп на 21 июля

Россия 24
Телевидение онлайн
все каналы

Книги Игоря Прокопенко
Чеченский капкан: между предательством и героизмом
Чеченский капкан: между предательством и героизмом

Книги Игоря Прокопенко

Новости кино от Гоблина

Предыдущие выпуски
Золотой стикер для iphone 5
Золотой стикер для
iphone 5

Телепередачи
Фантастические истории
Территория заблуждений
Секретные территории
Большой скачок
Удар властью
Специальный корреспондент
Ударная сила
Великие тайны
Юмор

История кино
«Жди меня, я вернусь»
«Жди меня, я вернусь»

История кино
Помощь сайту
Помощь сайту

Мобильная версия

Яндекс.Метрика