kino-cccp.net
Прощаемся
15 октября 2017 г. нас покинул актер
читать биографию
Дмитрий Марьянов

ОСКАР
ОСКАР 1978: номинанты и победители
ОСКАР 1978: номинанты и победители

ОСКАР - все церимонии
Док. проекты
Застывшая тайна планеты
Застывшая тайна планеты

Док. проекты все выпуски
Трейлеры
кинопремьер


Голем (2017)


Голем (2017)
Голем (2017)

Двуличный любовник (2017)


Двуличный любовник (2017)
Двуличный любовник (2017)

Сделано в Америке (2017)


Сделано в Америке (2017)
Сделано в Америке (2017)

Между нами горы (2017)


Между нами горы (2017)
Между нами горы (2017)

Борг/Макинрой (2017)


Борг/Макинрой (2017)
Борг/Макинрой (2017)

Заложники (2017)


Заложники (2017)
Заложники (2017)

Мама! (2017)


Мама! (2017)
Мама! (2017)

Напарник (2017)


Напарник (2017)
Напарник (2017)

Квадрат (2017)


Квадрат (2017)
Квадрат (2017)

Временные трудности (2017)


Временные трудности (2017)
Временные трудности (2017)

Архив анонсов
Умер актёр Дмитрий Марьянов
Умер актёр Дмитрий Марьянов

Бондарчук снял короткометражку про челябинских гопников
Бондарчук снял короткометражку про челябинских гопников

Джаред Лето сыграет основателя Playboy
Джаред Лето сыграет основателя Playboy


Главная » История кино

Раиса Недашковская: Нас учили привыкать ко всему...


Делимся с друзьями !!!
Рейтинг: 5.0

Раиса Недашковская: Нас учили привыкать ко всему...

Раиса Недашковская: Нас учили привыкать ко всему...
В 1990 году Раисе Недашковской был присужден приз Союза кинематографистов «Ника» за лучшую роль второго плана - за исполнение роли Марии в фильме Александра Аскольдова «Комиссар».

Мне не верилось. Я очень волновалась. Уже услышала свою фамилию, но понять еще ничего не могла. Только когда Нонна Мордюкова громко крикнула «Ура!», обняла, стала целовать — какой замечательный человеческий дар — радоваться чужому счастью, как своему,— только тогда осознала.

Съемки в «Комиссаре» — это был дар судьбы. Встреча, совместная работа с такими могучими актерами, как Ролан Быков, Нонна Мордюкова, Василий Шукшин. На роль Марии в «Комиссаре» вначале была утверждена другая актриса. Аскольдов заканчивал в Москве поиски, детей для съемок. Из семи тысяч выбрал одного. Собирался ехать в Одессу. А оператор Валентин Фогельман посоветовал ему попробовать меня на роль Марии. После кинопробы Аскольдов отдал мне предпочтение. И уже с поправкой на меня искал «родных» детей в Одессе. Из десяти тысяч отобрал четырех. И они были так похожи на меня, что, когда я родила сына, я сказала Аскольдову: «Мой собственный ребенок на меня похож меньше, чем те, что играли в «Комиссаре».


Вы так естественны в еврейской семье. Что это: удачные режиссерские установки или собственный талант перевоплощения?

- Наверное, и то, и другое. Большую помощь в работе над ролью оказала мне мой друг и учитель Вера Исааковна Жуковская. Я с ней познакомилась, когда была еще школьницей. Она преподавала художественное чтение в Киевском дворце пионеров. Она специально приезжала на съемки в Каменец-Подольск просматривать отснятый материал. Рассказывала мне много о жизни и быте еврейской бедноты. В фильм это войти не могло, но у меня появилась требуемая режиссером естественность. «Вы думаете, рожать детей — это так просто, как война,— пиф-паф и готово? Ну, извините мне, мадам Вавилова». Или: «Эта кацапка поет, как хорошая еврейская мать...»

Нельзя забыть и партнерскую помощь моей «свекрухи» Людмилы Волынской. Это уникальная актриса товстоноговского театра. Как и Шукшин, она не дождалась премьеры «Комиссара». В фильме «свекруха» не произносит ни одной реплики. Тем не менее этот бессловесный персонаж не забыть.

Вспоминаю премьеру фильма «Комиссар» в Центральном Доме кинематографистов в июле 1987 года. Цветы, рукопожатия, поздравления, слезы благодарности. Взволнованное лицо Евгения Евтушенко, который переживал, кажется, не меньше, чем авторы картины. На пресс-конференции английская актриса Ванесса Редгрейв скажет, что ничего подобного она на экране еще не видела.

Все действительно тогда говорили о фильме безумно высокие слова. А Аскольдов шептал мне: «Мы всегда верили, что когда-нибудь все будет в порядке». Позже, правда, нахлынули грустные размышления. Выйди фильм сразу — не была бы сломлена судьба талантливого режиссера. У писателя, у художника есть возможность творить в «стол», на завтра. А у режиссеров и актеров такой возможности нет. И возраст актера неумолимо уносит одну мечту за другой. В 60-е меня звали во МХАТ. Предлагали престижные роли. Я колебалась, боялась, что в московской «звездной компании» меня съедят. А друзья мне говорили: «В Москве — неизвестно. Но где тебя точно съедят, так это на твоей любимой родной нэньке Украине».

Ломались судьбы режиссеров, актеров, было обидно, страшно и — как-то всем привычно. Страшные вещи мы могли спокойно называть «нормальными». Нас учили ко всему привыкать, притерпеваться и не надеяться на лучшие времена. Но ведь и сегодня, в бурные перестроечные времена, находятся те, кто продолжает учить нас делать правильное искусство.

Киевский молодежный театр, в котором я работаю, недавно возглавлял Лесь Танюк. Очень талантливый режиссер, человек необыкновенной культуры. Поставленные им театральные юбилейные вечера всколыхнули киевскую интеллигенцию. Это были праздники, которых в нашем театре до тех пор не было. А его уволили с формулировкой «за профнепригодность».


В кино вы играли азербайджанку, армянку, молдаванку, польку, туркменку, узбечку, русских, евреек... Но начало родное — украинка? Мавка в экранизации «Лесной песни» Леси Украинки?

Режиссеру Виктору Ивченко сказали, что есть одна школьница на роль Мавки, которая очень хорошо танцует... индийский танец. Благодаря умению танцевать я и была приглашена на роль сказочной Мавки, полюбившей на свою погибель сельского паренька с дудкой. Я хорошо помню, как буквально летала после такого предложения. День первой съемки совпал со вступительными экзаменами в Киевский театральный институт. И эту дату — 19 августа 1960 года — я помню, как помнят день рождения.


Режиссер Аскольдов в 1969 году сказал об актрисе Недашковской: «Она не любит ни красоваться на экране, ни позировать. Если нужно, сыграет и старуху, и уродливую, и горбатую. Образ, характер — вот что ее влечет». Он, кажется, как в воду смотрел, что вы сыграете старую некрасивую жену Менделя Крика в фильме «Биндюжник и король»?

— На съемках недавно вышедшего на экраны фильма Владимира Аленикова вся киногруппа мне искренне сочувствовала. Собралась веселая компания прекрасных актеров — Джигарханян, Евстигнеев, Гердт... Они действительно жалели меня. Мне надо было вжиться в образ измученной, рано постаревшей возле буйного биндюжника шестидесятилетней Нехамы. Достали какую-то американскую мазь. Загримировали. От этой мази кожа на лице сначала растягивается, потом страшно сжимается, сморщивается. И вот я уже старуха на все восемьдесят. Короче, как меня состарить — сообразили, а как после съемки снять грим — никто не знает. И стирали, и скребли чем попало. Это был тихий ужас. И, наверное, в виде компенсации за мучения с Нехамой в одном из эпизодов вместо заболевшей молодой актрисы решили снять меня. Получилось, что я сыграла две роли.


В кино, как я понял, ваши самые дорогие сердцу работы — в фильмах «Лесная песня» и «Комиссар». А в театре? Как возникла идея поэтических моноспектаклей ?

— Любимых киноролей больше. Каждая работа — а всего их более тридцати — близка по-своему. В театре? В начале 70-х интересных предложений не было. Окружающая атмосфера — духовная разруха. Смерть близкого человека. Страшное горе. Безысходность. Я понимала, что спасти меня может только работа. На многочисленных встречах со зрителями, где я часто читала стихи и отрывки из прозы, родилась идея спектакля по произведениям Цветаевой. А после фашистского переворота в Чили появилась идея моноспектакля в двух действиях: первое — судьба и поэзия Лорки в фашистской Испании, второе — чилийские поэты. Название спектакля «Канте хондо», то есть «глубинная песня». Этот жанр народной песни известен в Испании еще с доисторических времен. Спектакль, состоящий из танцев, песен, стихов, был и моей актерской исповедью. Появилась творческая радость и надежда на собственное спасение.

Ведь это закон жизни. Любое живое существо, сколько ему ни вредят, ни мешают, все равно рвется к свету. Я думаю, не будь у Шевченко такой каторжной доли, не будь он в молодости крепостным рабом, не будь в его жизни Кос-Арала и царского приговора «без права писать и рисовать», разлуки с родной Украиной — разве смог бы он так простонать «Садок вишневый коло хати»? В последние годы, куда бы я ни ехала, шевченковский «Кобзарь» всегда со мной, как святыня. В театре сейчас готовится поэтический спектакль по украинской классике под названием «Молитва». В кино же — съемки фильма о художнице Екатерине Белокур.

Ю.Репик
"Советский экран" № 17, 1990 год


просмотров: 800 комментариев: 0
Представьтесь
Email:
Я не робот




Сегодня
22.10.2017

22 октября родились
Гороскоп на сегодня
Гороскоп на 22 октября

Россия 24
Телевидение онлайн
все каналы


Телепередачи
Фантастические истории
Территория заблуждений
Секретные территории
Большой скачок
Удар властью
Специальный корреспондент
Ударная сила
Великие тайны
Юмор

История кино
Александр Дранков – создатель первой русской «фильмы»
Александр Дранков – создатель первой русской «фильмы»

История кино
Помощь сайту
Помощь сайту

Мобильная версия

Яндекс.Метрика