kino-cccp.net
Прощаемся
15 октября 2017 г. нас покинул актер
читать биографию
Дмитрий Марьянов

ОСКАР
ОСКАР 1936: номинанты и победители
ОСКАР 1936: номинанты и победители

ОСКАР - все церимонии
Док. проекты
Застывшая тайна планеты
Застывшая тайна планеты

Док. проекты все выпуски
Трейлеры
кинопремьер


Голем (2017)


Голем (2017)
Голем (2017)

Двуличный любовник (2017)


Двуличный любовник (2017)
Двуличный любовник (2017)

Сделано в Америке (2017)


Сделано в Америке (2017)
Сделано в Америке (2017)

Между нами горы (2017)


Между нами горы (2017)
Между нами горы (2017)

Борг/Макинрой (2017)


Борг/Макинрой (2017)
Борг/Макинрой (2017)

Заложники (2017)


Заложники (2017)
Заложники (2017)

Мама! (2017)


Мама! (2017)
Мама! (2017)

Напарник (2017)


Напарник (2017)
Напарник (2017)

Квадрат (2017)


Квадрат (2017)
Квадрат (2017)

Временные трудности (2017)


Временные трудности (2017)
Временные трудности (2017)

Архив анонсов
Умер актёр Дмитрий Марьянов
Умер актёр Дмитрий Марьянов

Бондарчук снял короткометражку про челябинских гопников
Бондарчук снял короткометражку про челябинских гопников

Джаред Лето сыграет основателя Playboy
Джаред Лето сыграет основателя Playboy


Главная » История кино

Путь в тупик


Делимся с друзьями !!!
Рейтинг: 0.0

Путь в тупик

Путь в тупик
Приключенческий жанр — один из самых популярных в нашем кинематографе. А режиссер Самвел Гаспаров — один из самых ярых его приверженцев. Однако уже в «Ненависти» отчетливо ощущалась склонность С. Гаспарова к стилизации, возникшая, возможно, под влиянием «Своего среди чужих...» Никиты Михалкова (он, кстати, совместно с Э. Володарским был и автором сценария).

События гражданской войны преломлялись в фильме будто сквозь туманное стекло. Приметы времени были стерты, и молодые актеры Евгений Леонов-Гладышев и Елена Цыплакова с видимым удовольствием и задором играли отнюдь не людей двадцатых годов, а своих сверстников, как бы перенесенных неведомой машиной времени на десятки лет назад.

Такая откровенная режиссерская ставка на развлекательность, минуя разработку характеров и отражение эпохи, еще тогда казалась очень спорной. Но все же трудно было предположить, что в дальнейшем от стилизации С. Гаспаров скатится к штампу.

В «Ненависти» проявилась и другая особенность его режиссерской манеры — стремление к внешнему эффекту. Так, пригласив на микроскопическую роль белого есаула актера с впечатляюще броской внешностью (Б. Хмельницкого), Самвел Гасиаров разворачивает целый эпизод с «русской рулеткой», (игра со смертью с помощью нагана) лишь для того, чтобы показать, как красиво есаул пустит себе пулю в лоб.
В следующей картине С. Гаспарова «Свидетельство о бедности» вновь играет Борис Хмельницкий. Правда, там у него главная роль рецидивиста по кличке Крест.

Известно, что нередко на экране отрицательные персонажи получаются более яркими, объемными, чем серые, безликие положительные. «Свидетельство о бедности» не только подтвердило это, но и возвело в квадрат. Картина построена так, что молодой, красивый, элегантно и чуть небрежно одетый Крест исподволь внушает симпатию и сочувствие. Такой он остроумный, смелый, уверенный в себе. В финальной сцене фильма за Крестом долго, гонятся по сыпучему морскому сотрудники угрозыска. И Крест, как загнанный, затравленный зверь, раненый, беспомощный, прислоняется к валуну и, тяжело дыша, отбрасывает оружие. Полные печали, неотразимые голубые глаза Бориса Хмельницкого обреченно смотрят вдаль...

Снято, конечно, эффектно. Но жаль, что картина вся состоит из подобного рода «ударных» эпизодов: нам не суждено узнать, каков Крест на самом деле, что его толкнуло, на преступный путь. Крест — знак, символ, он безликая фотография с глянцевой обложки журнала мод. Главный же положительный герой запоминается в основном но ярким рубашкам, которые он меняет в каждом новом эпизоде.

Без сомнения, в том. что во имя интриги отброшено разоблачение и выявление сущности и причин преступности, можно винить и сценаристов, но... В том-то и дело — Самвел Гаспаров не хочет сделать даже робкий шаг в этом направлении. Напротив, он откровенно любуется актерской пластикой и обаянием Хмельницкого, в погоне за зрелищностью не замечая перекоса в идее детектива.
С.Гаспаров вернулся к теме гражданской войны и сотрудничеству с Эдуардом Володарским в вестерне «Забудьте слово «смерть». Но смерть на экран приходит буквально с первых же кадров... Как и раньше, для режиссера главное — внешняя динамика, основанная на «железных» законах жанра. Однако и в этом плане наметилась тенденция к штампу.

Кроме того, поражало обилие убийств. Складывалось впечатление, что основное в противоборстве с бандитами то, как эффектно падают убитые и льются реки крови. Сюжетные линии, мягко говоря, вторичны. Характеров по-прежнему нет — одни лишь маски. Нет правил без исключения. К.Степанков в роли атамана доказал, что и в такой ленте хороший актер может достичь немалого. Но в целом его усилия не отразились на общем уровне фильма.

Динамика приключений должна сочетаться с яркими, запоминающимися характерами. Только тогда придет настоящий творческий успех. С.Гаспаров во имя «чистоты» жанра пришел по сути к усредненному типу вестерна «эпохи гражданской войны». А попытка заполнить «пустоты» эффектными перестрелками, где в конечном счете не важно, кто в кого стреляет, сближает фильм с самыми низкопробными поделками. Картина, на мой взгляд, стала тупиком в творчестве режиссера.

В еще одной его работе «Хлеб, золото, наган» (сценарист Р.Святополк-Мирский) есть определенный сдвиг в сторону большей достоверности и психологизма. Снова гражданская война, главные герои вновь даны только густыми, мазками. Зато главарь банды Мезенцев — настоящий живой характер. Эдуард Марцевич сумел «выжать» из роли все возможное. Лицедействующий подонок Мезенцев предстает перед нами во всем своем неприглядном обличье. Картина четко выдержана ритмически: замедленные «паузы» чередуются с динамическими эпизодами. Меньше стало кровавых, натуралистических сцен. Но рядом с блестяще выполненными зрелищными элементами (трюками с лошадьми, например) встречаются и досадные срывы из-за небрежности режиссуры (вроде внезапно проезжающей на заднем плане «Волги»). Сюжет, развивающийся поначалу вполне правдоподобно, становится к концу все более надуманным...

Словом, несмотря на частные достоинства, фильм по-прежнему повторяет недостатки предыдущих лент С. Гаспарова.

Александр Федоров
2.06.1981.


просмотров: 587 комментариев: 0
Представьтесь
Email:
Я не робот




Сегодня
22.10.2017

22 октября родились
Гороскоп на сегодня
Гороскоп на 22 октября

Россия 24
Телевидение онлайн
все каналы


Телепередачи
Фантастические истории
Территория заблуждений
Секретные территории
Большой скачок
Удар властью
Специальный корреспондент
Ударная сила
Великие тайны
Юмор

История кино
Слушая музыку
Слушая музыку

История кино
Помощь сайту
Помощь сайту

Мобильная версия

Яндекс.Метрика