Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Верность себе

Верность себе
Здесь лето такое солнечное, что в глазах вспыхивают ослепительно-радужные круги. Л зима такая, мягкая и прозрачный воздух так чист, что заснеженный город, кажется сказочным. Здесь ребята, затаив дыхание, восторженно смотрят знаменитого «Бродягу», а потом, счастливые, плывут по реке на заплатанных автомобильных камерах. Здесь девочка с чуть раскосыми глазами самозабвенно танцует индийский танец, грациозно подражая известной кинозвезде, а на улице после шумного карнавала запоздавший фейерверк фиолетовой грустью огней освещает брошенный кем-то букетик цветов...

...Давно закончился фильм, но память снова возвращает нас к этим кадрам фильма Эльера Ишмухамедова «Прощай, зелень лета!», и долго еще звучит музыка Эдуарда Артемьева, в которой полузабытые мелодии отзываются то нежной печалью, то тревожным драматизмом, то зажигательным весельем праздника.

Картина как будто совсем проста. Сюжет в коротком пересказе может показаться даже банальным, напоминающим сентиментальные мелодрамы «восточного» образца. В самом деле, главные герои — Тимур и Ульфат рождаются в один день, с детства тянутся друг к другу, но... Чистую и нежную любовь обрывает злая воля родственников девушки, подобравших ей выгодного жениха.

Автор поэтичных фильмов «Нежность» (1967) и «Влюбленные» (1969) Э. Ишмухамедов в своей новой работе идет навстречу зрительским предпочтениям: используя каноны хрестоматийной мелодрамы, он вначале строит картину как романтическое воспоминание о юности, о послевоенном времени шумных коммунальных квартир и салютов первых праздников Победы.

Тут было все ясно и чисто, в этом послевоенном детстве. Общие радости, общие беды старых двориков на окраине города. А теплые южные вечера были наполнены неповторимой щемящей нежностью.

Но для Э. Ишмухамедова первая часть картины не только возвращение в прошлое, но и воспоминание о своих первых фильмах, открыто прочерченная связь между своими прежними и нынешними героями. Отсюда в самоцитаты, и желание напомнить зрителям стилистику «Нежности». Но для режиссера это не самоцель: меняется время, и как бы нам всем ни были дороги дебютные открытия шестидесятых годов, сегодня судьбы прежних героев-романтиков берутся на изломе реальных противоречий бытия.

Закончен пролог, изображение обретает полноцветность, и мелодраматичность сюжета постепенно переходит в совсем иное русло. Разлука с любимой (Л. Белогурова) становится для Тимура (Ф.Манафов) решающим испытанием на нравственную прочность: он поддается искушению любой ценой пробиться наверх — к высокой должности, влиянию, к широким возможностям. Тема измены идеалам юности уже затрагивалась Э. Ишмухамедовым в фильме «Какие наши года!» (1980), но там она не получила столь трагической окраски. «Прощай, зелень лета» в этом смысле определеннее и жестче. И когда недавний автомеханик Тимур с помощью влиятельных и «нужных» людей, сидящих в сверкающих глянцем кабинетах, стремительно продвигается по служебной лестнице, авторы картины дают абсолютно точные, социально конкретные характеристики «добрым и уважаемым дядям», наделенным магическим даром достать, уговорить, нажать, урвать, прикрыть.

Все реже возникают в воспоминаниях Тимура счастливые мгновения былой любой — слишком притягателен мир роскошных дач с шикарными бассейнами и комфортабельных квартир с коктейлями для «избранных», престижных командировок и ощущения собственной значительности и власти, над людьми. Но где-то в глубине души накапливается протест против делячества и взаимных услуг и хитроумных махинаций. И когда Тимур узнает, что его недавние «коллеги» причастны к убийству, он находит в себе силы дать им первый в последний бой. Эмоциональная романтика превосходного лирического дуэта двух молодых героев перерастает в драматическое столкновение добра и зла. И тут впечатляюще звучит тема верности себе, способности совершить поступок, даже если он может стать последним в жизни.
Повзрослели герои Эльера Ишмухамедова. Позади «зелень лета», бодрая уверенность фразы о том, что лучшие годы жизни еще впереди. Настала пора отвечать за прожитую жизнь по самому строгому счету…

Александр Федоров
Просмотров: 2255
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: