Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Наш человек в Осло

Наш человек в Осло
Представьте себе: вы художник, работаете декоратором-постановщиком и художником по костюмам в Москве. Все у вас идет хорошо. И тут вы влюбляетесь в иностранную гражданку, она оказывается норвежкой и увозит вас в Осло... Представили? Идем дальше. Норвежский старт сулит вам сплошной успех — персональную выставку ваших замечательных картин, благосклонные отзывы художественной критики. Все опять хорошо, И тут... все ваши полотна крадут воры. Накануне выставки. Что делать, как жить дальше?


Вероятно, у многих читателей этих строк опустились бы руки. Но бывший москвич Петр Сапегин сумел проявить характер: одолжив краски и кисти, он за десять дней титанического труда полностью восстановил выставочную коллекцию.

Однако не стоит думать, что дальше все пошло как по маслу. Картины, полностью распроданные на выставке, конечно, помогли рассчитаться с долгами, но... В течение нескольких месяцев Петр написал около 300 разнообразных работ - картин, книжных иллюстраций, эскизов театральных декораций и костюмов. Он добросовестно ходил к владельцам картинных галерей, к театральным режиссерам и в конце концов добился некоторого успеха - состоялась его вторая выставка. Но потом наступили однообразные будни. Понадеявшись на российское "авось", Петр вопреки тамошним законам попробовал торговать своими работами на улице и тут же был отправлен в полицейский участок... Когда за ним приехала жена и вызволила его, он почувствовал, что придется менять профессию.

Менять-то менять, но как? Тогда, в 1991 году, Петр Сапегин по-норвежски не знал и слова, да и его английский оставлял желать лучшего... После нескольких безуспешных попыток Петр стал зарабатывать себе на жизнь натурщиком в художественном училище.

К тому времени у Петра появилась знакомая, имевшая к кино прямое отношение. Звали ее Наталья Никитина, работала она на одной из студий Осло вместе со своим мужем-норвежцем и специализировалась на комбинированных съемках, которыми занималась до того и в Москве на Студии имени Горького. Мультики она, правда, тоже никогда не снимала, но, чем черт не шутит, если можно заработать приличные деньги на рекламном ролике.

Вот так и стал Петр профессиональным аниматором.

Студия Петра Сапегина расположена в десяти минутах езды от центра Осло. Побывав на ней, я смог воочию убедиться, что для русского Левши нет ничего невозможного: сложнейшее оборудование для рисованной, объемной и пластилиновой анимации по большей части сконструировано самим Петром Сапегиным. На "Магике" занимаются теперь не только анимацией, но и спецэффектами для игровых картин (которых в Норвегии выходит десятка полтора в год), документальными лентами. Словом, дело пошло на лад, хотя сам Петр и считает, что за каждым взлетом карьеры должен обязательно обозначиться спад.

Сегодня Петр Сапегин -один из самых известных норвежских аниматоров, автор десятка мультфильмов. Почти все норвежские газеты и художественные журналы опубликовали статьи о его работах. К иностранцам в норвежском кино вообще относятся довольно доброжелательно.

В последние годы норвежские фильмы, в том числе и мультфильмы Петра Сапегина вполне успешно демонстрируются на различных международных фестивалях. И надо сказать, правительство и различные фонды Норвегии всеми силами поддерживают национальное кинопроизводство.

Побывав в Осло по приглашению главного редактора журнала "Media i skolen" Тригве Панхоффа, я смог своими глазами увидеть не только достопримечательности норвежской столицы, но и познакомиться со многими кинематографистами, журналистами, деятелями культуры. И повсюду – на кино/телестудиях, в норвежском киноинституте, в ассоциации киноклубов я ощущал не только корректную доброжелательность хозяев, но и их гордость за свою отработанную годами систему государственной поддержки кино и телевидения. И еще: норвежцы умеют от души радоваться успехам своих коллег. Вот почему фестивальные призы мультфильмам Петра Сапегина воспринимаются прежде всего как успех норвежского кино в целом.

Александр Федоров

Впервые опубликовано
в газете «Культура», 25.01.1997. С.11
Просмотров: 2460
Рейтинг: 3
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: