kino-cccp.net
Прощаемся
14 января 2017 г. нас покинул актер
читать биографию
Юрий Соловьёв

ОСКАР
ОСКАР 1991: номинанты и победители
ОСКАР 1991: номинанты и победители

ОСКАР - все церимонии
Великие тайны
Обнаружен тоннель в загробный мир
Обнаружен тоннель в загробный мир

Великие тайны все выпуски
Трейлеры
кинопремьер


Рай (2016)


Рай (2016)
Рай (2016)

Закон ночи (2016)


Закон ночи (2016)
Закон ночи (2016)

Ла-Ла Ленд (2016)


Ла-Ла Ленд (2016)
Ла-Ла Ленд (2016)

Кредо убийцы (2016)


Кредо убийцы (2016)
Кредо убийцы (2016)

Без тормозов (2016)


Без тормозов (2016)
Без тормозов (2016)

Три богатыря и Морской царь (2016)


Три богатыря и Морской царь (2016)
Три богатыря и Морской царь (2016)

Чужой: Завет (2017)


Чужой: Завет (2017)
Чужой: Завет (2017)

Пассажиры (2016)


Пассажиры (2016)
Пассажиры (2016)

Идеальные незнакомцы (2016)


Идеальные незнакомцы (2016)
Идеальные незнакомцы (2016)

Вурдалаки (2016)


Вурдалаки (2016)
Вурдалаки (2016)

Архив анонсов
В Госдуме хотят запретить прерывать фильмы рекламой
В Госдуме хотят запретить прерывать фильмы рекламой

Apple займётся производством сериалов
Apple займётся производством сериалов

Трэхо снимет суровый док о самом себе
Трэхо снимет суровый док о самом себе


Главная » История кино

Без иллюзий


Делимся с друзьями !!!
Рейтинг: 0.0

Без иллюзий

Без иллюзий
После выхода картин «Не болит голова у дятла» (1974) и «Ключ без права передачи» (1976) мнения критиков, зрителей не были единодушными. В частности, раздавались упреки в некотором приукрашивании школьной жизни, в стремлении из обычного класса средней школы сделать «некое подобие царскосельского лицея». Затем их автор — режиссер Динара Асанова сделала своего рода «тупиковый» вариант на тему детской акселерации: в фильме «Что бы ты вы брал?» (1981) восьмилетние ребята всерьез обсуждают проблемы некоммуникабельности и смысла жизни...
Два раза — в «Беде» (1978) и в картине «Жена ушла» (1979) Д.Асанова уходила во взрослый кинематограф, но все равно возвращалась к своей главной теме — воспитанию душ тех, кто только начинает жить.

Однако с небес мира юных интеллектуалов она отважно и мужественно спускается на грешную землю обычных людей, так называемых «трудных» подростков. В противоречивом фильме «Никудышная» (1980) она пытается трезво, 6ез мелодраматических сантиментов разобраться в душе «трудной» героини (Ольга Машная), на которую давно махнули рукой родные и знакомые, не сумевшие найти с ней — нет, не взаимопонимания, но даже просто человеческого контакта.

И вот «Пацаны» (1983), (сценарий Ю. Клепикова). Картина, не просто о «трудных» подростках. Она о тех, кто уже пошел по скользкой дорожке преступлений. О тех, кого «вытащил из грязи» и взял на поруки бывший спортсмен, начальник воспитательно-трудовой колонии Антонов (В.Приемыхов).

Есть в фильме две небольшие, но весьма знаменательные для понимания общего заимела картины сцены. В одной из них бабушка жалостливо дает «трудному» внуку пачку сигарет, привычно приговаривая, дескать, бросай ты курить эту гадость! «Брошу, бабуля, обязательно брошу», — так же привычно отвечает Внук и смачно затягивается...
Во второй сцене тележурналист спрашивает Антонова о методике его воспитательного воздействия на ребят. И сетует, когда у того не находится конкретных правил, говорит он как-то общо, в целом. Маловато для проблемной телепередачи на тему воспитания подрастающего поколения...

Да, Антонов не защищал научных диссертаций. Он не научился красиво рассуждать о принципах педагогики. Но он сумел и умеет большее — найти тот самый «ключ без права передачи» к сердцам своих воспитанников, который так безнадёжно ускользает из рук его дипломированного заместителя, вроде бы строящего свои отношения с ребятами по всем. соответствующим канонам учебников.

Легко сказать: «Не делай плохо!». И, удовлетворенно выслушав ответ: «Больше не буду!», спокойно отойти в сторону. Труднее добиться, чтобы желание жить по совести стало естественным, истинным желанием твоего воспитанника...

Валерий Приемыхов, на мой взгляд, удивительно точен в образе Антонова. Он не стремится идеализировать своего героя. Антонов может сорваться, накричать, выругать, но всегда — справедливо. Всегда — за дело. Ибо главным Антонов считает доверие, уважение, честность. Иначе — не будет взаимопонимания, не будет и никакого воспитания.

Авторы картины тоже не склонны идеализировать ситуацию: в «Пацанах» нет эпизодов скоропалительного нравственного исцеления заблудших душ. Напротив, есть мучительные неудачи — внезапный бунт, побеги из колонии и другие не слишком благовидные поступки ребят (многие из них, кстати, сыграли в фильме самих себя, свои судьбы). Но есть в «Пацанах» и надежда. Есть неистребимая вера в победу добра, в нравственную правоту борьбы за души подростков.

Камера Юрия Векслера сосредоточенно вглядывается в лица ребят, продирается сквозь хлесткие, пахучие травы, тревожно мечется меж языков пламени и тускло-желтых фонарей. И лишь иногда суровая фактура (суд, брезентовая палатка, колония) уступает место мягким краскам пейзажа вечерней реки.

Так и мелодии «Пацанов» — тревожные, нервные, ритмически четкие, только изредка сменяются неожиданной лирикой. «Мне нравится, что вы больны не мной...» — так непривычно контрастно звучат эти строки в исполнении хора колонии. Лица ребят серьезны, глаза неподдельно и искренне грустны...

Придирчивый зритель справедливо заметит, что иные сюжетные линии картины сглажены, в реальной жизни отношения подростков складывались бы, наверное, более жестко. Но, надеюсь, будет замечено и другое — в фильме начисто отсутствуют розовое утешительство, сладенькая ложь «во спасение», иллюзорные попытки во что бы то ни стало поставить все знаки препинания и точки.. Нет здесь и желания «переусложнить» проблему, как это, скажем, сделано в ленте В.Гурьянова «Средь бела дня...», где подонки помимо авторской воли выглядят наивно-глуповатыми жертвами алкоголя и безотцовщины, а положительный герой оказывается в положении обвиняемого...

«Пацаны» — картина честная и искренняя, пожалуй, самая цельная и совершенная в творчестве Динары Асановой.

Александр Федоров


просмотров: 351 комментариев: 0
Представьтесь *
Email: *
Я не робот *:




Сегодня
19.01.2017

19 января родились
Гороскоп на сегодня
Гороскоп на 19 января

Россия 24
Телевидение онлайн
все каналы


Новости кино от Гоблина

Предыдущие выпуски
Золотой стикер для iphone 5
Золотой стикер для
iphone 5

Телепередачи
Фантастические истории
Территория заблуждений
Секретные территории
Большой скачок
Удар властью
Специальный корреспондент
Ударная сила
Великие тайны
Юмор

История кино
О любви, о времени, о жизни
О любви, о времени, о жизни

История кино
Помощь сайту
Помощь сайту

Мобильная версия

Яндекс.Метрика