Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Зигмунд Фрейд на крейсере «Аврора»

Зигмунд Фрейд на крейсере «Аврора»
Помните, как еще совсем недавно вопрошали мы голосами ангелочков-октябрят: «Что тебе снится, крейсер «Аврора», в час, когда солнце встает над Невой?» - И почтительнейше приподнимались на цыпочки, чтобы получше разглядеть: какие же дивные сны ворочаются в ея бронированных трюмах?.. Тщетно! Так и не удалось нам разгадать аврориных снов. Все-таки прав был старик Фрейд, в своих антинаучных трудах предупреждавший: «Искажение, мешающее нам понять сновидение, является следствием цензурной деятельности». Австрийский мечтатель имел в виду «цензуру сновидения», которая решительно не удовлетворяет нас в крутой момент перехода к светлым рыночным отношениям. Мы спим совершенно по-новому, без выкрутасов, фактически бодрствуя. О чем и свидетельствует, в частности, фильм «Савой».

...Итак, некий гражданин Гусев, поссорившись с женой, сбег в командировку. Сел в поезд, достал поллитру и, распив ея с начальником, уснул безмятежным, почти детским сном. Об этом оповещают нас вступительные титры к картине «Савой» — простые и предельно искренние. Проснувшись на рассвете по малой нужде, он ринулся было в один вагонный сортир... в другой... третий... но, найдя их надежно запертыми, соскочил на полустанке, где в роковой момент отправления нужды был похищен неизвестными азиатами.

Впрочем, уже где-то в районе первого ватерклозета мы с вами, зритель, перешагнули зыбкую грань между реальностью и сновидением. Тут бы вооружиться сонником. Смотрим: «Ноги голые — опасность, лужа — несбыточная мечта, рыба — маленькая потеря или беременность, яйца — неприятность, ссора, тяжба». Метко!.. Но все же не про данное кино. Сон Гусева далек от этих наивных и прелестных иносказаний из бабушкиного сонника. Гусеву снится про «текущий момент». Снится не на платформе КПСС. Снится, я бы сказал, по статье 581 УК РСФСР об антисоветчине (к счастью, отмененной). Снится, стало быть, без всякой цензурной деятельности сознания.

Не то чтобы безобразия с уборкой картошки, несанкционированные митинги или поименное голосование — снятся ему некий всеобщий перекосяк, развал, бессмысленные стройки и идиотические совхозы (с Вальтером Шелленбер-гом во главе!), нападение на казенный дом под красным флагом, притоны мафии, трущобы, тюряги и милиция, неусыпно пасущая людишек... Вот по этакому пространству, по родимым азиатским широтам мечется спящий герой. А похмелиться-то ему (подсознательно, по-фрейдовски!) ох как хочется! Но едва присядет к какому-нибудь столу, едва поднесут ему на крыльях Морфея вожделенную рюмаху водки, ан снова менты, пальба, погоня и бега... И как-то даже неловко в столь крутой ситуации задаваться пижонскими вопросами: а хорошо ли, талантливо, интересно ли все это сделано? что актеры? как режиссура? съемки? искусство ли все это, наконец, талантливый ли бред или жалкое сновидение закемарившего после поллитры? Ведь не будем забывать: спит Гусев, а авторы «Савоя» вроде бы бодрствуют и даже творят. На киностудии. В своем творческом объединении «Старт».

Лично мне все увиденное в «Савое» представляется гармоническим выражением той киносамодеятельности, которая победно утверждается на нашем сегодняшнем экране. Как сделан фильм? — А как попало.— Как играют актеры? — А никак.— А тебе какое дело? — Да никакого. В том-то и дело, что никакого дела.

Верно, вместе со мной то же самое почувствует не один зритель, повидавши «Савой». И, быть может, подумает грустно: «Зачем так спать? Зачем тратить на такие сновидения драгоценную государственную водку? Ведь достаточно обложиться ворохом сиюминутных газет и журнальчиков, и тебя тотчас отнесет в тот же кошмар и сумбур». Без всяких потуг на искусство. Без жалкого подсознания и нелепой подцензурности, за которые тщетно цеплялся старик Фрейд — этакий безбилетник на нашем корабле современности.

Вот, пожалуй, и все о «Савое». Мне лишь остается пояснить определенному кругу зрителей, что означает само сие слово «Савой», ставшее названием картины. Речь в данном случае идет не о старинном Савойском герцогстве, которое позднее преобразовалось в Сардинское королевство, а также не о сардинах и савойской капусте, подозрительно исчезнувших с наших прилавков. «Савой» — это кабак, точнее фешенебельный столичный ресторан, мелькнувший в сновидении Гусева. Полагаю, что нам с вами, по крайней мере в ближайшие пятьсот дней, туда и во сне не попасть...

...Так, может быть, из-за этого все же стоит поглядеть картину?

Андрей Зоркий
"Советский экран" № 18, 1990 год
Просмотров: 1789
Рейтинг: 2
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: