kino-cccp.net
Прощаемся
6 декабря 2016 г. нас покинул режиссёр
читать биографию
Валерий Белякович

5 декабря 2016 г. нас покинула актриса
читать биографию
Альбина Матвеева

ОСКАР
ОСКАР 1940: номинанты и победители
ОСКАР 1940: номинанты и победители

ОСКАР - все церимонии
Политвидео
Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию
Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию

Политвидео все выпуски
Трейлеры
кинопремьер


На пятьдесят оттенков темнее (2017)


На пятьдесят оттенков темнее (2017)
На пятьдесят оттенков темнее (2017)

Сфера (2017)


Сфера (2017)
Сфера (2017)

Союзники (2016)


Союзники (2016)
Союзники (2016)

Землетрясение (2016)


Землетрясение (2016)
Землетрясение (2016)

Поезд в Пусан (2016)


Поезд в Пусан (2016)
Поезд в Пусан (2016)

Эластико (2016)


Эластико (2016)
Эластико (2016)

Вечность (2016)


Вечность (2016)
Вечность (2016)

Зоология (2016)


Зоология (2016)
Зоология (2016)

Невеста (2017)


Невеста (2017)
Невеста (2017)

Притяжение (2017)


Притяжение (2017)
Притяжение (2017)

Архив анонсов

Мосфильм» продолжит реставрацию советских фильмов
Мосфильм» продолжит реставрацию советских фильмов

В «Последнем танго в Париже» изнасилование было настоящим
В «Последнем танго в Париже» изнасилование было настоящим

«Ленфильму» отказали в правах на советское кино
«Ленфильму» отказали в правах на советское кино


Главная » История кино

Доктор Джекил - разгадка или тайна?


Делимся с друзьями !!!
Рейтинг: 0.0

Доктор Джекил - разгадка или тайна?

Доктор Джекил - разгадка или тайна?
Какие силы земли и неба сошлись в ту ночь 1885 года на маленьком острове, затерянном среди библейских просторов южной части Тихого океана? Сошлись в одном доме, в комнате (представьте себе эту точку в мировом пространстве!), в которой спал Роберт Луис Стивенсон. Из каких тайников души, глубин подсознания был извлечен сон о достопочтенном, известном всему Лондону, добром докторе Джекиле и мистере Хайде, его чудовищном двойнике? Как могло случиться, что благословенный целитель Джекил и мерзостный насильник Хайд были одним и тем же лицом?

Однако сон был увиден с такой отчетливостью, реальностью, в таких подробностях, что Роберту Луису осталось, как гласят свидетельства, лишь записать его на бумаге, хотя, конечно, не обошлось потом и без дальнейшей писательской работы над рукописью. И вот уже более века эта небольшая повесть будоражит умы и сердца несметной массы читателей, а кинематографистов она захватила настолько, что число ее экранизаций на Западе уже подошло к пятидесяти, и, наверное, будут еще и еще, ибо тайна оборотня Джекила-Хайда являет собою одну из самых страшных и тем более страшных, что распространенных массово и повседневно загадок человека.

К одной из экранизаций— сорок седьмой по счету, созданной у нас в год столетия повести, приложил усилия и автор этих заметок...


Предположи человека

Нас учили: человек как таковой не существует. Есть рабочий, колхозник, Герой Социалистического Труда, новатор полей. Есть новый советский человек, непрерывно совершенствующийся. И нет морали вообще, вечных истин и общечеловеческих ценностей. Все, что полезно революции, пролетарской революции, безоговорочно морально. Эти тезисы не могли быть подвергнуты сомнению. Идеологическая клетка была накрепко запаяна. Но Достоевский верил: «Красота спасет мир!» И она подала голос.

В 1957 году на сцену Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького вышел «положительно прекрасный человек». Так писал о нем сам создавший его гений. В спектакле «Идиот», поставленном Георгием Товстоноговым по одноименному роману Федора Достоевского, его герой прошел, как бы извиняясь за вторжение, и взглядом, испытующим, исходящим из самых глубин уязвленной совести, посмотрел на сидящих в зрительном зале. Князь Мышкин в феноменальном исполнении Иннокентия Смоктуновского исповедовал отнюдь не пролетарскую мораль. А зал пережил очищение, потрясение искусством на всю оставшуюся жизнь. Это требовалось объяснить. И, что еще важнее было в тот момент, защитить.

Идеологический «вождь» интеллигентнейшего российского города, секретарь Ленинградского обкома партии Алексей Иванович Попов тревожно выпытывал у меня, работавшего тогда корреспондентом «Правды» по Ленинграду, что это за подозрительный спектакль о каком-то христосике, князьке-эпилептике сотворил Товстоногов? Над спектаклем нависла угроза «идеологической» атаки. Но словно ангел-хранитель положил передо мною удивительные слова Маркса, напечатанные в какой-то книге. А надо сказать, что в то время для обоснования какой-нибудь еще «необкатанной» мысли требовалось всенепременнейше получить марксистское благословение. А оно звучало так: «Предположи человека как человека и его отношение к миру как отношение человеческое и в этом случае ты сможешь обменивать любовь только на любовь, доверие только на доверие...» Правда, ко времени столкновения с Поповым я уже знал, что кое-кто проявил бдительность и установил, что Маркс написал сие, когда по молодости лет еще не был Марксом. Но таких тонкостей мой оппонент не ведал. И перед моим восторгом да еще в опоре на такой авторитет отступил.

У Маркса есть и другой тезис о человеке: «...сущность человека... есть совокупность всех общественных отношений». Мысль важная и глубокая. Но...


Что случилось с птицами?


Действительно, что случилось с воробьями, чайками и воронами в знаменитом фильме «Птицы» американского выдумщика Альфреда Хичкока? Почему с таким остервенением нападают они на людей? Почему заклевали до смерти скромного фермера? Убили учительницу? Почему атакуют дома мирных жителей, прорываются в комнаты через окна, двери, каждую щель, даже дымоход в камине? Никто этого объяснить не может. Но вот в шутливом разговоре, хотя все происходящее не очень-то располагает к юмору, один из персонажей картины высказывает такое предположение: «А, может, какой-то из воробьев, их шеф, на основе политической платформы обратился к ним с призывом: «Птицы всего мира, объединяйтесь! Вам нечего терять, кроме своих перьев».

Замечу, что в окончательный вариант кинокартины этот эпизод не вошел. Хичкок его исключил отнюдь не по причине некоего идеологического неудобства, а лишь потому, что тот затягивал развитие основного действия. «Идеологические», по нашей терминологии, соображения тут не имели места. Более того, французский режиссер Франсуа Трюффо, из книги которого «Кино по Хичкоку», изданной в Париже, я извлек этот факт, услышав о первоначальном замысле Хичкока, воскликнул: «Это была хорошая идея!»

Некоторых наших читателей может, так сказать, шокировать «птичья» перелицовка канонического призыва «Коммунистического манифеста». Но можно понять, такая мысль. Фильм «Птицы» был создан в 1963 году. К этому времени мировая общественность уже узнала многое и получала всё новые ужасающие свидетельства о том, что происходило за «железным занавесом» в странах, где стала явью диктатура пролетариата, то есть тех самых пролетариев, которых Маркс и призывал объединиться.

Мне кажется, что тезис о сущности человека как «совокупности всех общественных отношений», доведенный вульгаризаторски до «запредельной ясности», и давал основание таким известным чекистам, «теоретикам» красного террора, как М. Лацис, сделать вывод, что у арестованного можно не спрашивать, что он сделал, а лишь установить его сословную принадлежность, непролетарское происхождение и тут же без суда и следствия отправить его в общую могильную яму.

Сформулировав в полемике с Фейербахом общий тезис, Маркс не развил его. И, на мой взгляд, правы те, кто упрекал основоположника в том, что он «потерял» человека. Не случайно и французский философ — марксист Люсьен Сэв, посвятив большую работу «Марксизм и теория личности» всестороннему анализу и обоснованию марксова тезиса, на одной из последних страниц своего труда вдруг обронил такую фразу: «При сравнении с наукой о человеке искусство явно кажется в чем-то меньшим,- чем она, но в то же время и чем-то большим» (подчеркнуто мною.— Г. К.).

Да, искусство спасает. И литературный «камешек» Р. Л. Стивенсона в столкновении с монолитом марксова тезиса оказывается «чем-то большим».


Смоктуновский - Джекил

Так возникла мысль: надо непременно добиться, чтобы вещий сон английского романтика, мечтателя и прорицателя, несмотря на десятки западных экранизаций, был перенесен в кинозалы и у нас. Именно нами и у нас. Привезенная оттуда одна из существующих экранизаций (а некоторые из них стоит непременно посмотреть) была бы воспринята в первой половине 80-х годов нашим широким зрителем в качестве именно привезенной, то есть как бы навязываемая советскому человеку буржуазная идеология. А собственный фильм — это уже открытая солидарность со Стивенсоном.

Работая над сценарием с режиссером-постановщиком Александром Орловым, мы решили поручить роль Джекила-Хайда двум актерам, учитывая опять-таки стереотипы восприятия нашего зрителя. Мысль Стивенсона о том, что «человек двоичен», надо было выразить предельно резко. Кроме того, дать психологическому феномену объяснение. Поэтому в нашем фильме история рассказывается как бы дважды. Такое решение было горячо одобрено соотечественником Стивенсона английским киноведом Уэйном Дрю, членом жюри международного кинофестиваля фантастических фильмов в Порту (см. «Советский экран» № 11, 1987).

Александр Феклистов сыграл роль Хайда с фонтанирующей энергией и блестящей пластикой. Иннокентий Смоктуновский, когда-то, четверть века назад, с завораживающей магией открывший кристально чистую душу князя Мышкина, теперь должен был перевоплотиться в человека, балансирующего на пограничье добра и зла. Его Джекил содрогается, когда вспоминает, каким был ночью. У него в душе, говоря словами поэта, хаос шевелится. С поразительным мастерством передает актер это зыбкое психологическое состояние Джекила, стоящего над бездной. Каждая секунда грозит новым низвержением на дно, дьявольским скачком из сферы нравственной необходимости, этического императива в стихию ничем не стесненной дикости, игры инстинктов. Самое трагическое, что Джекил — Смоктуновский чувствует, что каждое новое погружение оставляет ему все меньше сил и надежды для возвращения на берег нравственности. Казавшийся поначалу свободный выбор оказывается неуправляемым. Зло разрушает не только окружающий мир, но и самого разрушителя.


Кто уходит за кадр

В последних кадрах фильма нотариус Аттерсон с ужасом склоняется над телом мертвого Хайда, принимающего постепенно облик Джекила. В этот момент уходят из кабинета полицейские и следователи. И, посмотрев на ноги одного из них, Аттерсон холодеет: он узнает поступь кривоногого Хайда. Неужели он уцелел, обособился от Джекила?.. Возникает море и прекрасный романтический парусник, на палубе которого маленький мальчик из фильма, подбежав к матери, спрашивал: «Я уже нарисовал человечка. А где у него душа?..»

Сколько раз готов сорваться с уст в наши дни тот же вопрос, котда наблюдаешь чуть ли не массовые трансформации Джекила-Хайда. Так разгадана ли тайна человеческого двойника? Или все еще продолжается сон наяву, увиденный на тихоокеанском острове 105 лет назад?

Георгий Капралов
"Советский экран" № 18, 1990 год


просмотров: 265 комментариев: 0
Представьтесь *
Email: *
Я не робот *:




Сегодня
10.12.2016

10 декабря родились
Гороскоп на сегодня
Гороскоп на 10 декабря

Россия 24
Телевидение онлайн
все каналы


Новости кино от Гоблина

Предыдущие выпуски
ВТБ Банк Москвы RU CPS
Телепередачи
Фантастические истории
Территория заблуждений
Секретные территории
Большой скачок
Удар властью
Специальный корреспондент
Ударная сила
Великие тайны
Юмор

История кино
О болячках, или Нам не больно
О болячках, или Нам не больно

История кино
Помощь сайту
Помощь сайту

Мобильная версия