Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Признание

Признание
Взгляните на эти фотографии. Не правда ли, актер, изображенный на них, вам давно и хорошо знаком? Вы много раз встречались с ним и на малом, телевизионном, и на большом экранах. Интерес к его творчеству сегодня велик — об этом свидетельствует наша почта.

...Юрий Горобец — актер, обладающий яркой индивидуальностью. Сосредоточенный, с внимательными глазами, он все больше молчит на экране. Молчит, а ясно о чем. Интересно постигать его «молчаливые» мысли. Но вот он улыбнулся, как-то мягко, застенчиво, и засветилась в этой улыбке детская открытость души...

Герои Юрия Горобца на сцене и на экране — люди честные, бескомпромиссные, пристрастные в отстаивании правды, добра, справедливости. Силой своей они не кичатся, но в нужный момент их не сломить.

Таким и запомнились его первые экранные характеры: Перекалин в картине «У твоего порога», (режиссер В. Ордынский), Суворов в «Возмездии» (режиссер А. Столпер).

Таким был его Геннадий в спектакле Одесского театра имени А. Иванова (там Юрий Горобец начинал свой актерский путь) «В поисках радости» по пьесе В. Розова. Молчаливый юноша присматривался к укладу жизни в доме своих новых друзей, и в нем постепенно зрел взрыв против грубой бездуховности, ханжества своего отца. Затаив дыхание, слушали зрители вместе с Тоней страстный монолог Геннадия — его объяснение в любви. Горобец произносил его смущенно, закрыв лицо руками как бы подавляя в себе рвущееся наружу чувство.

Спустя несколько лет, став артистом Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, он вышел на сцену в роли Давыдова в шолоховской «Поднятой целине» (постановка Б. Равенских) и поразил темпераментом, светлой душевностью, незаурядностью такого знакомого и такого нового, свежего образа.

Широта шолоховских характеров, поэтичность и в то же время сочная, яркая образность повествования дороги и близки актеру. В этом можно было убедиться, слушая по телевидению в исполнении Ю. Горобца монолог Соколова из «Судьбы человека» — рассказ о стойкости русского солдата, советского патриота перед лицом фашистской инквизиции. Артист ведет рассказ без какой-либо аффектации. Но какая острота мысли, какое четкое осмысление происходящего!

Вот так же «тихо», но с подлинным трагизмом сыграна Юрием Горобцом еще одна небольшая, но яркая, памятная роль — отец убитого юноши Саши Щетинина в фильме «Обвиняются в убийстве», удостоенном Государственной премии (режиссер Б. Волчек). Вспомните его мужественное и горестное лицо, его сдержанность и угадываемую за ней силу не только страдания, но и ненависти к убийцам. Кажется, в его тихих словах мы слышим призыв к действию, к борьбе с равнодушием.

Это умение в сжатой, концентрированной форме выразить сложные мысли и чувства обеспечило Ю. Горобцу услех в таких фильмах, как «Свой» («Мосфильм», Л. Агранович), «Горькие зерна» («Молдова-фильм», В. Гажиу, В. Лысенко), «Сыновья уходят в бой» («Беларусьфильм», В. Туров).

А всего он снялся почти в двадцати кинокартинах.

Актер на редкость правдивый, Юрий Горобец считает, что быть органичным в предлагаемых обстоятельствах — это лишь начало, первое условие создания образа.

Однажды на кинопробе режиссер остановил актера, так как принял паузы, возникавшие в сцене, проведенной Горобцом, за незнание текста. Повторили текст, повторили сцену, и тогда стало ясно, что Горобец психологически очень точно оправдывает эти паузы.

В фильме «Батька» («Беларусьфильм», режиссер Б. Степанов), одной из наиболее значительных работ Юрия Горобца, образ главного героя вырастает в объемный, могучий народный характер. В ф:ильме живет, действует, борется подлинный трагический герой. И в то же время это конкретный человек с ему лишь присущими чертами и черточками, индивидуальность неповторимая.

Вспомните его светлую, трогательную улыбку при встрече с молодой учительницей (Л. Румянцева) и его почерневшее от горя лицо после известия о трагической судьбе детей, его непреклонность в рискованной встрече на мосту с фашистским генералом. Сомкнутые челюсти, нависшие веки, тяжелая поступь—человек идет, быть может, навстречу пуле снайпера — всего можно ждать. Батька не спорит с посланцем гауляйтера Кубе, не шумит, не возмущается, он молча выслушивает «заманчивое» предложение, отвечает кратко, но как весомы его слова о корнях, которыми связан он с родной землей! Лишь один раз крикнул Батька: приказал переводчику передать генералу, что даже врагу не пожелает он изведать то, что фашисты сделали с ним, с его близкими.

Артист Юрий Горобец моложе своего героя, однако мастерство внутреннего перевоплощения привело к полной достоверности и внешнего облика, к созданию яркого, памятного образа. Не случайно исполнение этой роли было в свое время отмечено на пятом Всесоюзном фестивале в Тбилиси как лучшая мужская актерская работа года.

Л.Новоселицкая
 "Советский экран" № 18, 1974 год
Просмотров: 2125
Рейтинг: 1
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: