kino-cccp.net
Прощаемся
21 августа 2017 г. нас покинула актриса
читать биографию
Зоя Степанова

ОСКАР
ОСКАР 2002: номинанты и победители
ОСКАР 2002: номинанты и победители

ОСКАР - все церимонии
Док. проекты
Застывшая тайна планеты
Застывшая тайна планеты

Док. проекты все выпуски
Трейлеры
кинопремьер


Тюльпанная лихорадка (2017)


Тюльпанная лихорадка (2017)
Тюльпанная лихорадка (2017)

Эмоджи фильм (2017)


Эмоджи фильм (2017)
Эмоджи фильм (2017)

Телохранитель киллера (2017)


Телохранитель киллера (2017)
Телохранитель киллера (2017)

Графомафия (2017)


Графомафия (2017)
Графомафия (2017)

Валериан и город тысячи планет (2017)


Валериан и город тысячи планет (2017)
Валериан и город тысячи планет (2017)

Тёмная башня (2017)


Тёмная башня (2017)
Тёмная башня (2017)

Взрывная блондинка (2017)


Взрывная блондинка (2017)
Взрывная блондинка (2017)

Бегущий по лезвию 2049 (2017)


Бегущий по лезвию 2049 (2017)
Бегущий по лезвию 2049 (2017)

Оно (2017)


Оно (2017)
Оно (2017)

Напарник (2017)


Напарник (2017)
Напарник (2017)

Архив анонсов
Последний фильм Веры Глаголевой будет закончен в 2018 году
Последний фильм Веры Глаголевой будет закончен в 2018 году

«Рай» Кончаловского и «Нелюбовь» Звягинцева претендуют на премию
«Рай» Кончаловского и «Нелюбовь» Звягинцева претендуют на премию

Режиссер Ганин: Серебренников сделал Цоя геем‍
Режиссер Ганин: Серебренников сделал Цоя геем‍


Главная » История кино

Школьная киноволна: прилив?


Делимся с друзьями !!!
Рейтинг: 0.0

Школьная киноволна: прилив?

Школьная киноволна: прилив?
«Школьная» тема в отечественном кино претерпела значительные изменения. В поставленном в 50-х годах «Аттестате зрелости» незаурядного, но чересчур гордого и независимого десятиклассника «здоровый коллектив» дружно очищал от малейшего налета индивидуальности. Сегодня же именно незаурядные личности задают тон в таких картинах, как «Розыгрыш», «Вам и не снилось».
Нам недвусмысленно дают понять, что никакая школа не застрахована от присутствия в ней гениальных учеников, пусть даже это и случается довольно редко.
Неспроста появились на экране «вундеркинды». Сначала, как исключение («Точка, точка, запятая...» А. Митты). Затем их собралось побольше, чуть ли не целый класс («Ключ без права передачи» Д. Асановой).
В фильме Динары Асановой «Что бы ты выбрал?» восьмилетние дети неторопливо рассуждают о проблемах некоммуникабельности... И вот в картине Игоря Добролюбова «Расписание на послезавтра» перед нами экспериментальная «школа гениев» от физики и математики.
Раз так, то директор здесь соответствующий — молодой доктор наук, в перерывах между своими прямыми обязанностями он играет с учениками в футбол... Учителя, безусловно, тоже не без ученых степеней и званий. Все они люди жизнерадостные, остроумные. Правда, по этой части ученики от них почти не отстают.
И если можно усомниться, как удалось героине «Ключа без права передачи» превратить обычный класс в «малое подобие царскосельского лицея», то тут все иначе. Особые учителя. Особая школа. Особые ученики с особыми проблемами?
«Да нет, что вы! — словно отвечают авторы картины. — Проблемы те же: «гении» влюбляются, в меру своих возможностей наносят школе материальный ущерб (во всяком случае, за полтора часа экранного времени успевают взорвать две лаборатория — не нарочно, разумеется, из-за неудавшегося научного эксперимента), кое-кто даже не особенно успевает по отдельным предметам (конечно, не по физике)».
Выражаясь терминологией «юных Эйнштейнов», проблема состоит в компенсации гуманитарными дисциплинами ярко выраженного тяготения в сторону точных наук — залог гармонического развития личности. Что ж, новая преподавательница литературы с такой задачей оправляется успешно...
Однако нечто подобное мы не раз видели в фильмах о «нормальной» школе. В разработке взаимоотношений и характеров «гениев» фильм скользит по поверхности, не пытаясь создать глубокие образы.
Эльдар Рязанов как-то оказал, что предел актерского мастерства — игра «на уровне детей и животных». И верно, юные актеры зачастую «переигрывают» взрослых. В «Расписании...» вышло наоборот. «Команда взрослых» по всем статьям превзошла своих «молодых коллег». То ли ученики вышли из детского возраста, то ли состав учителей на редкость блестящий...
Можно возразить — дескать, показана «идеальная» школа. Но, думается, и у «идеальных» учеников есть немало сложных проблем, требующих нетривиальных решений,
К сожалению, высокий уровень проблемности, характерный, скажем, для наиболее выдающихся молодежных картин 60-х, ныне значительно занижен. Фильмы (В. Рогового «Баламут» и «Несовершеннолетние» — наглядное тому подтверждение. В самом деле, наивное утверждение: «Мальчики балуются, потому что не занимаются спортом», полная несостоятельность «положительных» героев, противопоставленных ярко сыгранному хулигану, приводят к нулевому (если не к отрицательному) «воспитательному воздействию» «Несовершеннолетних».
В ином, серьезном ключе затрагивает молодежную тему А. Васильев в картине «Фотографии на стене». События здесь неторопливы. Живет на свете паренек Сережа, учится в десятом классе, играет на гитаре песни Булата Окуджавы, дружит с девчонкой...
Лишь однажды плавное действие взрывается незабываемыми кадрами кружащихся берез, снятых С.Урусевским. Это Сергей (Д.Харатьян) и его друзья смотрят знаменитый фильм «Летят журавли». И не случайно: война для ребят пусть не пережитое, но недавнее прошлое (действие картины происходит в 50-х годах), ведь они родились незадолго до Победы... А Сергей снисходительно-назидательным отзывом о «Журавлях...» невольно причиняет боль другу, у которого погиб на фронте отец.
По мере развития сюжета отчетливо видна общность «Фотографий...» с фильмами шестидесятых годов («Мне 20 лет» К. Хуциева и другими): преемственность и стилизация одновременно. Тут надо было преодолеть своеобразные трудности, связанные с близостью времен. С одной стороны, не надо избегать проводов и телевизионных антенн, выискивать старинные улочки и особняки, с другой, необходимо найти то немногое, что возвратит современный город на 15—20 лет назад. Авторам картины такую верную интонацию найти удалось.
Вторая часть фильма построена по законам мелодрамы: неожиданно появляется бывшая жена Сережиного отца (М. Неелова), ее приемный сын... Но об этом, наверное, можно было бы снять и другую картину. И честно говоря, до вторжения традиционных мелодраматических ходов события фильма волновали больше. Становится жаль, что непринужденное его обаяние вместе с интересно заявленным характером Сергея уходит на второй план... Проблематика «Фотографий...» в целом перешла в привычное русло: простить или не простить отца за его, как выяснилось, неприглядное прошлое.
А, кажется, совсем недавно — в начале 60-х годов экран яростно утверждал право школьников на любовь. Теперь мы смотрим фильмы «про любовь» не только в десятом классе, но и в девятом, восьмом («На край света», «Смятение чувств», «Сто дней после детства»). Право на любовь уже неоспоримо, кинематографистов интересуют многообразие, сложность мыслей и чувств современных подростков, их отношения друг с другом, со взрослыми.
Именно такую позицию, думается, занимают авторы фильмов «Вам и не снилось...» Ильи Фрэза, «Спасатель» Сергея Соловьева, «Охота на лис» Вадима Абдрашитова. Но в общем потоке, наполненном весьма поверхностными лентами, они занимают пока скромное место.

Александр Федоров
9.01.1982


просмотров: 215 комментариев: 0
Представьтесь
Email:
Я не робот




Сегодня
24.08.2017

24 августа родились
Гороскоп на сегодня
Гороскоп на 24 августа

Россия 24
Телевидение онлайн
все каналы


Телепередачи
Фантастические истории
Территория заблуждений
Секретные территории
Большой скачок
Удар властью
Специальный корреспондент
Ударная сила
Великие тайны
Юмор

История кино
Юрий Никулин: "Опять солдат.."
Юрий Никулин: "Опять солдат.."

История кино
Помощь сайту
Помощь сайту

Мобильная версия

Яндекс.Метрика