kino-cccp.net
Прощаемся
14 января 2017 г. нас покинул актер
читать биографию
Юрий Соловьёв

ОСКАР
ОСКАР 1998: номинанты и победители
ОСКАР 1998: номинанты и победители

ОСКАР - все церимонии
Великие тайны
Обнаружен тоннель в загробный мир
Обнаружен тоннель в загробный мир

Великие тайны все выпуски
Трейлеры
кинопремьер


Закон ночи (2016)


Закон ночи (2016)
Закон ночи (2016)

Ла-Ла Ленд (2016)


Ла-Ла Ленд (2016)
Ла-Ла Ленд (2016)

Кредо убийцы (2016)


Кредо убийцы (2016)
Кредо убийцы (2016)

Без тормозов (2016)


Без тормозов (2016)
Без тормозов (2016)

Три богатыря и Морской царь (2016)


Три богатыря и Морской царь (2016)
Три богатыря и Морской царь (2016)

Чужой: Завет (2017)


Чужой: Завет (2017)
Чужой: Завет (2017)

Пассажиры (2016)


Пассажиры (2016)
Пассажиры (2016)

Идеальные незнакомцы (2016)


Идеальные незнакомцы (2016)
Идеальные незнакомцы (2016)

Вурдалаки (2016)


Вурдалаки (2016)
Вурдалаки (2016)

Форсаж 8 (2017)


Форсаж 8 (2017)
Форсаж 8 (2017)

Архив анонсов
В Госдуме хотят запретить прерывать фильмы рекламой
В Госдуме хотят запретить прерывать фильмы рекламой

Apple займётся производством сериалов
Apple займётся производством сериалов

Трэхо снимет суровый док о самом себе
Трэхо снимет суровый док о самом себе


Главная » История кино

Постскриптум к прошлому


Делимся с друзьями !!!
Рейтинг: 0.0

Постскриптум к прошлому

Постскриптум к прошлому
Не знаю, как вам, а мне фамилия КарОтин в жизни пока не встречалась. Не то, что Иванов, Петров или Федоров... Редкая, видно, фамилия. И как знать, быть может, не случайно авторы именно эту фамилию выбрали для главного героя своего фильма.
В самом деле, достаточно изменить ударение, и фамилия становится классически «говорящей»: ведь из каротина, как известно, человек получает необходимый для формального обмена веществ витамин А, без которого в организме развивается так называемая «куриная слепота» и другие малоприятные болезни.

Несмотря на пародийно-детективный жанр картины «А был ли Каротин?», ее сценаристы В. Ишимов, В. Демин и Г. Полока (а работа над сценарием началась ещё в конце 70-х годов) вполне серьезно размышляли о «белых пятнах» нашей истории, о кровавой мясорубке 30-х, почти полностью уничтожившей не только тонкий слой профессиональных революционеров, пришедших к власти в октябре семнадцатого, но и большую часть не успевшей или не пожелавшей уехать на Запад интеллигенции. На смену ей пришли в «лучшем» случае малограмотные и фанатичные сторонники классовой борьбы до гроба, а в худшем — подлецы и убийцы…
Общество, лишенное целительного каротина, с каждым годом все глубже погружалось в болото профессиональной некомпетентности, демагогии, неприкрытого хамства под ура-пролетарскими лозунгами.
Итак, главный герой фильма Г. Полоки — советский контрразведчик Каротин (Б. Соколов) в середине 30-х годов прибывает в южный черноморский город, чтобы вывести на чистую воду резидента германской разведки. В полном соответствии с избранным авторами жанром Б. Соколов играет романтическое воплощение наших недавних представлений о «рыцарях революции», «бойцах невидимого фронта» и «ленинской гвардии большевиков». Актер позволяет себе лишь чуточку утрировать интеллигентность манер своего импозантного героя, знатока мертвых и живых языков, замечательного профессионала, своей ироничной небрежностью напоминающего позднего Джеймса Бонда в исполнении Неотразимого Шона Коннери.
Впрочем, слияние комедийного и драматического, пародийного и музыкального с давних пор свойственно кинематографу Г. Полоки.
Его «Республика ШКИД» (1966) — один из самых любимых фильмов моего детства. Вместе со своими одноклассниками я смотрел его почти столько же раз, сколько легендарного «Фантомаса». Мы напевали на переменах куплеты про то, что «у кошки четыре ноги», и играли на «зубариках» ничуть не хуже лихих беспризорников. Почти тихие и вполне благопристойные члены пионерской организации, мы с восторгом сопереживали шкидовской «бузе» и искренне жалели, что в нашей школе нет собственного Викниксора. Эх, если бы второй фильм. Г. Полоки — «Интервенция» (1967.) вышел на экраны вовремя! Могу себе вообразить, как подхватили бы мы тогда песни Высоцкого, как всей душой надеялись бы в темноте зрительного зала, что революционно - музыкальный герой ленты вырвется из застенка на волю!
В этих фильмах Г. Полоки, как и в своеобразном продолжении «ШКИДом» темы — телесериале «Наше призвание» (1981) и «Я — вожатый форпоста» (1986), талантливо идеализировались события и люди тех лет. Там была не только вера в правоту лозунгов осени семнадцатого и «комиссаров в пыльных шлемах», но и ностальгия по утраченной интеллигентности, бескорыстности душевных порывов, благородству мечтаний и помыслов.
Говорят, что фильм «А был ли Каротин?» безбожно устарел. Что после информационно - публицистического взрыва вся отечественная история XX века прочитывается куда глубже и трагичнее, чем в картине Г. Полоки. Что никакие каротины, останься они в живых, все равно не смогли бы превратить утопию в реальность. Быть может. Однако не стоит забывать, что картина Г. Полоки вовсе не претендует на роль глубокого социально-психологического исследования. Пародируя штампы приснопамятного «историко-революционного жанра», фильм «А был ли Каротин?» весь соткан из остроумных аттракционов с героями-перевертышами. Тут чумазая уборщица по ночам превращается в светскую львицу (бенефисная роль Л. Гурченко), а скромный совслужащий оказывается немецким агентом (Э. Романов). Здесь бывший декадент, а ныне кинорежиссер совдеповского призыва в колоритном исполнении И. Кваши вдохновенно выдает на-гора либретто будущих картин, как две капли воды напоминающих знаменитые ленты Пырьева и Александрова, а влачащий неприметную лямку бухгалтера герой В. Никулина в свободные вечерние часы самозабвенно цитирует одни и те же строчки опального в ту пору Игоря Северянина...
А вокруг разворачивается фантасмагория бесконечных торжественных встреч и прощаний, соцсоревнований и революционной бдительности, спортивных забегов и парадов, призванных причесать под одну гребенку миллионы строителей коммунизма в отдельно взятой стране.
Ни те, кто уже захлебнулся в волне тотально - революционного энтузиазма, ни те, кто находится на его гребне, не могут оставаться самими собой. Каротин вынужден, стиснув зубы, терпеть агрессивную тупость кавалерийского руководства местного чекиста (И. Бортник), который в свою очередь чувствует, что еще не пробил его звездный час, и тоже
пытается (хотя и с нечеловеческими усилиями) «лояльно» относиться к московскому начальству. И даже любимец Г. Полоки, — прописавшийся в 20-х и 30-х годах В. Мищенко вынужден наступать на горло песне своего почти классического персонажа — восторженного паренька, изо всех сил инстинктивно тянущегося к культуре. Во имя высоких интересов рабоче-крестьянской контрразведки он тоже вынужден притворяться, выслеживать, маскироваться.
В далеком теперь уже 1971 году, в незаслуженно, на мой взгляд, забытой картине «Один из нас» Г. Полока уже пробовал рассказать о том, что было «еще до войны», в непривычной тогда пародийной манере. Стилизация получилась настолько тщательной, и тонкой, что иными зрителями была воспринята как взаправдашний боевик «про шпионов и чекистов». В фильме «А был ли Каротин?» Г. Полока, похоже, решил продолжить эксперимент, досказать то, о чем 20 лет назад мог лишь намекнуть. Возможно, не стоило делать эту картину двухсерийной — местами она, теряет темп, иные эпизоды кажутся не очень обязательными. Возможно, кому-то она покажется архаичной и наивной. Но мне, как давнему поклоннику таланта Геннадия Полоки, фильм понравился.

Александр Федоров


просмотров: 107 комментариев: 0
Представьтесь *
Email: *
Я не робот *:




Сегодня
19.01.2017

19 января родились
Гороскоп на сегодня
Гороскоп на 19 января

Россия 24
Телевидение онлайн
все каналы


Новости кино от Гоблина

Предыдущие выпуски
Золотой стикер для iphone 5
Золотой стикер для
iphone 5

Телепередачи
Фантастические истории
Территория заблуждений
Секретные территории
Большой скачок
Удар властью
Специальный корреспондент
Ударная сила
Великие тайны
Юмор

История кино
Любовь земная
Любовь земная

История кино
Помощь сайту
Помощь сайту

Мобильная версия

Яндекс.Метрика