Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

На чем держится комедия?

На чем держится комедия?
Комедию у нас любят. Неудачи, хотя их больше, быстро забывают. Фильмы Э. Рязанова, Г. Данелия, Л.Гайдая пересматриваются помногу раз — хорошее настроение хочется иметь всем. Сегодняшних зрителей трудно провести, и если, скажем, комедия Л.Миллионщикова «Живите в радости» начинается гротескными кадрами «жуткого детектива», то всем ясно — это для пущего смеха.
И то, что главный герой фильма Митя (Леонид Куравлев) — чудаковатый изобретатель, тоже никого не удивляет: много их нынче развелось, таких экранных чудаков.
И лишь на несколько минут в скучноватую историю, напоминающую больше популярное пособие для «умелых рук» с изобилием длинных технических пояснений, вторгается, наконец, комедия. Недалекий и трусливый жулик «Бацилла» и респектабельный ворюга «Дипломат», нагло представившись ответственными лицами, проводят доверчивого Митю по запутанным коридорам министерства, как вокруг пальца. Тут Л. Куравлеву есть где развернуться. Он, хотя и повторяет основной рисунок роли простоватого гения, уже на порядок выше.
Правда, режиссер поспешил свернуть богатую возможностями сюжетную линию и опять вплотную занялся историей бесконечных изобретений чудаковатого умельца.
Тема «чудиков» заинтересовала и режиссера Г. Щукина, поставившего комедию с многозначительным названием «Кот в мешке». Судя по прежней работе режиссера —эксцентрической комедии «Райские яблочки», отмеченной поисками киноязыка, фантазии и изобретательности ему не занимать.
Но комедия получилась ни занимательной, ни веселой, ни изобретательной. Избитые ситуации, слащавое изображение деревенской жизни... Обаятельный жулик и его старый приятель, мягко говоря, злоупотребляющий алкоголем, встречаются с двумя чудаками - недотепами: многодетным учеником вечерней школы и театральным осветителем. Они организуют липовый «студенческий» стройотряд, чтобы за его ширмой загрести деньжат, облапошив недалеких сельчан. Развязка наступает быстро. «Алкаш» перевоспитывается и учит малых детей не совать кота в мешок.
Комедийные ситуации авторам приходится буквально высасывать из пальца. На помощь призываются разного рода вставные номера: невыразительные в стихотворном и му-зыкальном отношении песни, «лирические» эпизоды. Несмотря на сюжетные различия, «Кот в мешке» воспринимается как своего рода вторая серия «Живите в радости». Слишком уж много общего в этих комедиях: штампы, отсутствие подлинной сатиры.
Итак, на чем же держится комедия подлинная? Конечно, на юморе, шутках, иронии. Ведь одна из основных целей этого трудного жанра — смех в зале. И в упомянутых фильмах есть несколько интересных комедийных находок, удачных сцен. Жаль, что они теряются в потоке бытовых подробностей, несложных трюков банального сюжета.
Один из свежих примеров такого рода — «Все наоборот» В. Фетисова. В комедии о девятиклассниках отсутствует атмосфера школьной жизни. Нет ни одной сколько-нибудь оригинальной мысли и ситуации. Весь фильм держится на стержне, известном еще со вре-мен «Домика в Коломне»: родители стремятся оградить свою дочь от дружбы (тем паче от любви!) с одноклассником. Тогда он переодевается в женское платье и приходит к девочке под видом подруги..
Родителей играют отличные актеры Олег Табаков и Светлана Немоляева. Они делают все,чтобы придать ситуациям картины хоть какую-то глубину, но финал ленты, укладывающейся в строки из широко известной песни «Первая любовь придет и уйдет» сводит на «нет» актерские усилия.
Авторы как бы говорят: «детские» проблемы не следует преувеличивать, школьники еще не способны разобраться в своих чувствах. А ведь почти одновременно с этой лентой вышла картина Ильи Фреза «Вам и не снилось...», в которой нет и следа от снисходительности к «школьной» любви.
В комедии В. Грамматикова «Руки вверх!» можно найти немало недостатков, но она привлекает авторской увлеченностью, веселой игрой с ребятами, стремлением быть не назидательно нравоучительной, а озорной и захватывающей. Комедия не может быть скучна. Казалось бы, неопровержимая истина, однако, оказывается, находятся еще желающие с этим поспорить.

Эксцентрическая комедия? Комедия характеров? Авторы настоящих умных комедий всегда задают себе такой вопрос — отсюда успех у зрителей.

Александр Федоров
Просмотров: 1018
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: