Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

«Белый ворон»: Странный парень Егор Иконников

«Белый ворон»: Странный парень Егор Иконников
Прием этот в искусстве не нов — поместить среди так называемых «нормальных» людей странного, непохожего на других человека, «белую ворону». И тогда вдруг становится очевидным: то, что окружающие по привычке считали нормой, их устроить уже не может...
Непохожесть на других Егора Иконникова — героя нового фильма В. Лонского (сценарий В. Лонского и В. Железникова) заявлена уже в названии ленты— «Белый ворон». Ему по воле авторов предстоит ворваться в сложившийся и,- казалось бы, благополучный мир других участников показанной в фильме истории и испытать на прочность связывающие их отношения.
Кто он, наш герой, в чем его необычность? По-видимому, он неплохой шахтер, смелый парень, предотвративший пожар в забое. Об этом мы узнаем в первых кадрах фильма. Вместе с тем исполнитель этой роли В. Гостюхин поначалу подчеркивает скорее обыкновенность, даже заурядность своего героя. Но уже и сейчас внимательный зритель заметит в Егоре какую-то обостренную реакцию, более темпераментное отношение к жизни, чем у других.
Парню дают путевку на юг. Попав на берег Черного моря, наш герой сразу же подчиняется некоему пошловатому стереотипу курортного поведения — изображает, скажем, из себя покорителя женских сердец. Вот он вклинивается в толпу танцующих, и характер не позволит ему вовремя отступить в совсем уж безнадежном случае — девушка явно использовала Егора, чтобы пробудить ревность у своего поклонника. И это ей удается, а Егор в результате проводит ночь привязанным к столбу на причале. Так разрешился первый «треугольник», в который угодил наш герой.
Если не считать необычности обстоятельств, при которых Егор познакомился с Соней (И. Дымченко) — утром именно ей пришлось отвязывать его от столба, — их взаимоотношения поначалу не выходили за рамки банального курортного флирта. Но и за тот небольшой срок, который они вместе пробыли на юге. Егор успел произвести на нее впечатление.
Они расстались, здесь бы и закончиться сюжету традиционного фильма «из жизни отдыхающих». Но история, оказывается, только начинается. Егор Иконников не так прост...
Звонок в дверь застает Соню за последними приготовлениями к празднованию дня рождения мужа. На пороге — Егор, не выдержавший разлуки и покинувший пансионат задолго до конца путевки. Дальше — больше: Егор напрямик заявит мужу, что любит его жену и хочет увезти ее с собой. Он явится за своей избранницей в старинной карете, «арендованной» на съемках исторического фильма. Он, наконец, сделает попытку, правда, неудачную, украсть Соню и увезти ее в свой родной Донецк.
«Странность» поведения Егора — в соединении предельной откровенности, открытости с одержимостью своим чувством. Егор полюбил, и в жизни у него теперь только одна цель — быть рядом с Соней. Задача не из простых. Ведь это значит вырвать ее из семьи.
В «активе» Аркадия, мужа Сони,— годы совместной жизни, сын, налаженный быт в уютной современной квартире. Аркадий (А. Михайлов) — талантливый инженер, быстро продвигается по службе. Да и внешне он куда импозантнее своего соперника. На противоположной чаше весов — любовь Егора. Тоже немало. Но ведь нашим героям уже давно не восемнадцать...
Однако если бы темпераментный напор, с каким Егор атакует свою избранницу, вовсе не имел успеха, то не было бы и фильма. В какой-то момент Соня уже близка к тому, чтобы уйти из семьи. Но ведь уходят не только к кому-то, а и от кого-то. И тут авторы фильма, может быть, с излишним нажимом заставляют Аркадия демонстрировать свои недостатки. У него на редкость несимпатичные друзья — сытые, бездуховные люди, озабоченные лишь тем, где достать модную тряпку или запасные части для автомобиля. Убожество этого мирка, которым начинает тяготиться Соня, призван подчеркнуть приехавший из деревни дядя Коля (Л. Борисов). В довершение всего Аркадий вместе со своими неприятными друзьями жестоко избивает Егора, а потом поднимает руку и на жену.
И все же Соня остается в семье. Она так объясняет Егору свое решение: «Он хороший человек. Просто на него нашло затмение... Он пропадет без меня...»
Сказано просто, без попыток оправдаться, без стремления вызвать к себе жалость. Соня полюбила Егора, но это чувство помогло ей осознать: любовь—это сила, которая способна творить чудеса. По праву любящего Егор без колебаний взял на себя ответственность за судьбу любимой, уверенный в том, что может дать ей счастье. Теперь Соня почувствовала, что обязана дать счастье Аркадию, что оставить его — значит, предать их прошлое, любовь, которая связывала их прежде. Поступок Сони — следствие того нравственного урока, каким стали для нее отношения с Егором. И Егор понимает ее, смиряется с Сониным решением...
Итак, еще одна история про любовь. Про большое, настоящее чувство, способное перевернуть представления человека о жизни, о себе, о тех, кто рядом. В фильмах последних лет эта тема была заявлена, исследована, рассмотрена неоднократно. И часто авторы подобных работ утверждали: настоящая любовь требует жертв, человек, озаренный этим чувством, имеет право и даже обязан беречь и лелеять его вопреки всем житейским препонам.
Фильм «Белый ворон» тоже какое-то время катит по этой же сюжетной колее. Но затем в нем появляется мотив, выделяющий это произведение из ряда ему подобных. Да. велико счастье любить и быть любимым. Но ведь это не единственное чувство, которое движет человеком. Есть в его душе и жалость, и надежда, и чувство долга, не позволяющее поставить собственное благополучие выше страдания близких. И Соня, довольно инертная, кстати, в первой половине фильма, принимающая все происходящее с ней не более чем с удивлением, в финальных кадрах обретает мудрость человечности, сострадания.
Фильмы о любви, о семье и браке, как правило, вызывают широкий зрительский интерес. Ведь проблема эта интересует всех — и тех. кто состоит в браке, и тех, кто еще нет. и тех, кто уже нет. Демографы, социологи, психологи ломают головы над статистикой разводов и рождаемости, над тем, как укрепить семью. Наверное, многое может открыть анализ статистических закономерностей. Но всякая общая тенденция прокладывает свой путь через множество так называемых частных случаев — жизнь конкретных людей в конкретных обстоятельствах. А это уже поле деятельности не науки, но искусства. И думается, что история, рассказанная в фильме «белый ворон», дает новый материал для размышлений о тех переживаниях человека, которые связаны с его счастьем или с неурядицами в семейной жизни, в любви.

В.Жидков
«Советский экран» № 17, 1981 год
Просмотров: 1180
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: