Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Валерия Заклунная: Цель творчества

Валерия Заклунная: Цель творчества
Спокойный и прямой взгляд. Лицо в человека, знающего цену и своему слову и настоящему делу. А дело это—партийная работа, которую молодой секретарь райкома партии Мария Одинцова считает смыслом своей жизни.
В фильме «Сибирячка» Валерии Заклунной выпало сыграть роль человека убежденного, широко и перспективно мыслящего. Ее героиня—молодая, обаятельная, не чуждая и минутной слабости и мучительных раздумий, но энергичная, целеустремленная, безгранично преданная долгу. Актриса показывает нам натуру неординарную, личность значительную. В отличие от властного, напористого начальника строительства ГЭС Добротина, озабоченного лишь эффектным рапортом о досрочном пуске, партийного вожака Марию Одинцову волнует завтрашний день людей, остающихся жить и работать в маленьком городке после завершения строительства.
Премьера «Сибирячки» состоялась в Москве в марте 1973 года. До этого выпускница школы-студии МХАТа Заклунная появлялась на экране в фильме-концерте «Театр и поклонники», где в оперном отрывке она старательно изображала возлюбленную великого Кобзаря (за кадром в это время звучал чарующий голос Елизаветы Чавдар), и в картине «Ошибка Оноре де Бальзака», играя там небольшую и довольно иллюстративную роль крепостной красавицы Марины. Поэтому творческий отсчет кинематографического пути Валерии Заклунной справедливо вести именно с роли секретаря одного из сибирских райкомов партии Марии Одинцовой.
С тех пор она сыграла в кино много ролей, была удостоена почетного звания народной артистки УССР, получила Государственную премию СССР и Государственную премию УССР имени Т. Шевченко, орден «Знак Почета» и Золотую медаль имени А. Довженко. Еще до экранного своего взлета Заклунная играла на сцене Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки Катю в «Хождении по мукам», Анну в «Каменном властелине», Натали Гончарову в «Последних днях».
Сыграла она к тому времени и Марию, героиню одноименной пьесы Афанасия Салынского. Сыграла так, что автор назвал ее Марию лучшей из виденных им на сцене и рекомендовал актрису как исполнительницу главной роли режиссеру Алексею Салтыкову, начинавшему работу над фильмом «Сибирячка».
Пресса дружно откликнулась на премьеру «Сибирячки». Замечено было и новое для нашего киноискусства имя: Валерия Заклунная. Актрисе повезло, что ее партнером в фильме оказался Евгений Матвеев, вылепивший образ Добротина яростно и убежденно. Ведь это значило, что Марии Одинцовой был в фильме противопоставлен достойный противоборствующий характер, антипод реальный, психологически конкретный, живой.
Такого, увы, не случилось потом, когда Валерия Заклунная играла роль Павлы Брус в «Поздней ягоде». Ее крутой и корыстной героине, по самой сути своей, по «нутру» хуторянке-собственнице, противостоят в фильме все остальные персонажи, начиная от сына-подростка до бригадира буровиков — поздней и горькой любви Павлы. Но... ни один из персонажей «Поздней ягоды» по масштабу характера, по силе страстей не оказался под стать яркой натуре героини Заклунной со всеми ее противоречиями. Многое пришлось пережить Павле: и уход из дома старшего сына, а потом и мужа, и драму с любимым, к которому нежданно нагрянула его законная жена, и конфликт с младшим сыном, последней ее надеждой и отрадой. История этой женщины, сумевшей выстроить то благополучие, которое казалось ей заветной целью, но обернулось безрадостным существованием в обособленном, замкнутом мирке, не была подкреплена в картине равноценными по художественному воплощению персонажами. Видимо, из-за этого и не прозвучала в полную силу тема крушения собственнической, стяжательской психологии главной героини, оказался приглушенным накал страстей.
Две сибирячки Валерии Заклунной полярны по жизненным своим устоям, по устремлениям. А между этими двумя работами было немало ролей, не всегда столь же художественно убедительных, но продемонстрировавших стремление актрисы к поиску, к умению отказаться от, казалось бы, апробированных, беспроигрышных решений.
Трезва, рассудительна, интеллигентна майор милиции Ольга Ивановна Л у пан. хотя роль ее в сюжете детектива «Все улики против него» имеет не более чем функциональное значение. Красива, доброжелательна к сынишке давно любимого человека Зоя из «Простых забот», женщина, рискнувшая в тридцать лет начать жизнь сызнова... Слепа в своей преданности любимому ею главарю бандеровцев учительница Стефа Коцюмбас (фильм «До последней минуты»), не однажды пособничает она в кровавых и грязных его делах, но через сложные и выстраданные размышления приходит затем к прозрению, понимает преступность и фальшь призывов националистов к «самостийности» Украины...
Разные характеры, разные ситуации, но в этих, как и в ряде других работ актрисы, рассеяны крупицы находок.
Большой успех пришел к Заклунной в дилогии Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба». Веселая, категоричная и при этом удивительно женственная и задорная, словно сошедшая с полотен Дейнеки Катерина Дерюгина в первом фильме как бы олицетворяет наши представления о лихих, отчаянных комсомолках 30-х годов, красно-косынницах, осоавиахимовках, ворошиловских стрелках. Во второй части дилогии Катерина—врач, человек высокого чувства долга и стойкой душевной силы. Она способна не только идейно противостоять фашисту-«философу», но и морально, пусть ценой самопожертвования, победить его. Катерина Заклунной стала одним из наиболее ярких образов народной драмы, в основу которой был положен роман П. Проскурина. Интересно, что в самом романе образа Катерины нет, он был создан автором специально для фильма. Но именно в этом емком характере соединились типические черты эпохи, черты поколения.
У героинь Валерии Заклунной трудные судьбы: не характеры, не переживания, не отношения с окружающими, а именно судьбы! Казалось бы, счастлива Мария Одинцова. Счастлива не должностью, а делом, партийной работой, которой отдается всей душой, но как нелегка взятая ею на свои плечи ответственность. Живет, как поет,— беззаботно, задиристо и ясно—Катерина Дерюгина, светла и безоблачна ее любовь к Тихону, но разве не сама она идет навстречу смерти, совершая самоотверженный, геройский поступок. Благополучно и безмятежно складывается поначалу жизнь жены начальника производства крупного авиазавода Маши Кирилловой из фильма «Особо важное задание», но война в ее судьбу входит жестокой личной трагедией: на оккупированной фашистами территории остался маленький сын. Работая по пятнадцать часов у чертежной доски, Маша мучается чувством мизерности собственного вклада в победу, ощущает личную боль за каждый сбитый самолет, сошедший с конвейера завода. И вроде бы благоразумию вопреки рвется на фронт...
Сейчас у Валерии Заклунной «золотая» пора: роли большие и, главное, интересные, разные, следуют одна за другой: партизанский доктор в фильмах «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага», «деловая» женщина в «Чрезвычайных обстоятельствах», командир авиационного полка в «Ночных ведьмах», прототипом которой послужила легендарная Марина Раскова.

— Играть хочется все,— признается актриса,— пока есть время, пока есть силы. Ведь, наверное, еще не сыграно самое интересное. И обидно было бы не успеть. А радость приносит трудная работа.

Г. Сухин
«Советский экран» № 5, 1981 год
Просмотров: 1100
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: