Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Ричард Доннер: мастер рассказывать сказки

Ричард Доннер: мастер рассказывать сказки
Свой первый фильм — "Х-15" с участием Чарлза Бронсона — Ричард Доннер поставил в двадцать девять лет. Однако ни эта, ни последующие ленты 60-х годов ("Соль и перец", "Твинки") не выделили его из режиссерской массы, регулярно поставлявшей на американский кинорынок 300—400 фильмов ежегодно. Скромно прошла и первая половина 70-х годов. Неожиданно успех принес фильм ужасов "Омен", история о ребенке-антихристе, усыновленном семьей дипломата. Казалось бы, в ленте нет ничего нового по сравнению с вышедшими ранее "Ребенком Розмари" Романа Полянского и "Экзорсистом" Уильяма Фридкина. Таинственная атмосфера, постепенное нагнетание напряженности, блеск "звезд" (Грегори Пек и Ли Ремик) — всем этим трудно удивить американскую публику. Однако "Омен" стал одним из чемпионов по кассовым сборам, и, пожалуй, не было ни одной газеты и кинематографического журнала, которые бы не откликнулись на эту картину.
Видимо, режиссура Полянского с его недосказанностью, тонким балансированием на грани вымысла и реальности, европейским психологизмом (при всем том, что "Ребенок Розмари" не был коммерческим аутсайдером) оказалась для значительной части "средних" американцев слишком сложной, а "Экзорсист" Фридкина — вызывающе натуралистическим и грубым. У Доннера "дьявольские" сцены сделаны не столь эпатажно, а сюжет излагается четко и внятно, без изысканной психологичности, что вполне устраивает зрителей, склонных к "золотой середине" развлекательного кино, к его добротному, усредненному варианту. Добавим сюда моду на мистику и шумную рекламу.
Купоны с успеха "Омена" попытались состричь Дон Тейлор ("Дэмиен: Омен-2") и Грэм Бей-кер ("Финальный поединок"), однако профессионально эти ленты выглядят гораздо слабее.
Сам Ричард Доннер не стал размениваться на продолжение своего оккультного детища, а взялся за экранизацию весьма популярных фантастических комиксов о летающем человеке. "Супермен"-боевик, собравший под свое крыло Марлона Брандо, Сьюзен Йорк, Валери Перрен, Марию Шелл, Теренса Стэмпа, Тревора Ховарда, — рассказывает о благородном инопланетянине, помогающем людям в критических ситуациях, когда, к примеру, надо одолеть мерзкого злодея (Джин Хэкман), вознамерившегося устроить атомный взрыв. В миру Супермен (Кристофер Рив) скромный и даже застенчивый клерк, нежно влюбленный в красавицу Луис (Марго Киддер). Но стоит ей отвернуться, как он, накинув на плечи алый плащ, со скоростью ракеты взлетает под облака, чтобы снова мчаться туда, где требуется его помощь...
Комбинированные съемки выполнены безукоризненно, но главное — изрядная доза юмора, которой Доннер разбавил сказочный сюжет. Именно эта, комедийная сторона "Супермена" пришлась по душе одному из самых знаменитых английских режиссеров 60-х годов Ричарду Лестеру, который взялся продолжить сериал. При этом произошла удивительная вещь: лестеровские серии "Супермена" получились, как мне кажется, удачнее "первоисточника" Доннера. Они поставлены с большой фантазией и выдумкой, с хорошим чувством стиля и ритма.
А у Ричарда Доннера началась полоса неудач. Вопреки ожиданиям он снял несколько вполне заурядных лент, в том числе римейк французской комедии "Игрушка", уступающий легкому и изящному оригиналу Френсиса Вебера по всем статьям. Картина Доннера получилась тяжеловесной, почти не смешной, а сыгравший главную роль актер Ричард Прайор во многих сценах выглядел просто нелепо.
Однако, судя по всему, Ричард Доннер умеет "держать удар". В середине 80-х он ставит приключенческую комедию в спилберговском духе "Балбесы", а в картине "Леди-ястреб" вновь обращается к сказочному сюжету.
Романтические персонажи — мужественный рыцарь (Рутгер Хауэр), наивный подросток (Меттью Бродерик), белокурая красавица (Мишель Пфайффер), превращающаяся в волшебную птицу — приносят успех обеим картинам, рассчитанным прежде всего на подростков. Не последнюю роль сыграла здесь удивительная цветовая гамма рассветов и закатов (работа итальянского оператора Витторио Сторраро).
Но лучшим фильмом Ричарда Доннера стал полицейский триллер — дилогия "Смертельное оружие" с участием Мела Гибсона и Денни Гловера, снова поднявший режиссера на гребень популярности. Последовавший за этим "Превратившийся в Скруджа" с Биллом Мюрреем в заглавной роли сочетал сентиментальные и комедийные эпизоды. Поучительное повествование о судьбе телебизнесмена-деспота, пришедшего к раскаянию, выдержано в духе традиционной рождественской сказки.
Что ж, Ричард Доннер еще раз подтвердил свою репутацию "жанрового" режиссера...

Александр Федоров
Видео-Асс экспресс. 1992. N 12. C.8-11.
Просмотров: 944
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: