Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Джаст Джэкин: Истории о...

Джаст Джэкин: Истории о...
Давно ушли в прошлое времена, когда фильмы Джаста Джэкина на страницах нашей прессы были синонимами грязной порнографии и бесстыдной пропаганды «чуждого образа жизни», и когда за просмотр видеокассеты с записью самой нашумевшей его картины «Эмманюэль» вполне можно было получить довольно приличный срок. Сегодня названия его фильмов безо всяких оскорбительных эпитетов упоминаются в отечественной прессе, и владельцы видеозалов бесстрашно показывают «Историю О.» всем, кому уже исполнилось шестнадцать...
Впрочем, об этих страстях-мордастях, развернувшихся вокруг его фильмов на бескрайних просторах нашей родины, сам Джаст Джэкин вряд ли имеет хоть какое-нибудь представление. У него, уверен, есть дела поважней. Что ж, проблемы у каждого свои. Всего не узнаешь и не предугадаешь... Вряд ли интернациональная семья Джэкина (отец — англичанин, мать — голландка) предполагала, что тишина небольшого французского городка Виши, где в 1940 году родился малыш Джаст, будет нарушена угрозой нацистской оккупации. И вряд ли Джаст Джэкин, почти всё «золотое детство» проведший в Англии, знал, что в 33 года станет автором одного из наиболее знаменитых эротических фильмов всех времен и народов. И уж, конечно, не мог он предвидеть, что в 1959 году окажется фоторепортёром на алжирской войне, а в 60-х годах опубликует серию рекламных снимков в популярных иллюстрированных журналах.

Круг интересов Джаста Джэкина, в самом деле, широк. Вдоволь поработав с симпатичными фотомоделями, он брал в руки телекамеру, чтобы вести спортивные передачи «Формула-1», «Мотостори» и «Будь здоров, чемпион!». Но увлеченность женской красотой, вероятно, оказалась сильнее. В 1973 году, попав под неотразимые чары голландской манекенщицы Сильвии Кристель, он пригласил её на заглавную роль в экранизации эротического романа Эмманюэль Арсан «Эмманюэль». Фильм этот уже через несколько недель после выхода на экраны побил все рекорды кассовых сборов, принес начинающей актрисе мировую славу и вызвал череду продолжений и подражаний (сериалы «Черная Эмманюэль», «Желтая Эмманюэль» и др.). Джаст Джэкин умело использовал сильные стороны своего фотографического таланта: эротические приключения молодой женщины предстали на экране в самых выгодных для Сильвии Кристель ракурсах: с применением мягкорисующей оптики, специальных светофильтров и прочих технических аксессуаров, превращающих изображение в своего рода ожившие страницы «Вог» или «Эль»...
Работа над фильмом по-началу не сулила сверхуспеха: режиссер-дебютант, неопытная актриса. Правда, для артистической поддержки был приглашен Ален Кюни, известность которому принесли «Вечерние посетители» (1942) Марселя Карне, «Сладкая жизнь» (1959)и «Сатирикон» (1969) Федерико Феллини. Но когда съемки «Эмманюэль» были закончены, оказалось, что выход картины попал, что называется, в «яблочко», совпав с апогеем «сексуальной революции» и либерализации экранной эротики, еще не омраченной зловещим призраком СПИДа. История соблазнительной жены дипломата, получающей уроки «запретной любви» от седовласого мэтра (Ален Кюни) и томящейся в тропическом Бангкоке, разворачивалась под приятную музыку Пьера Башле и притягивала взоры не только мужчин, но и женщин.

Профессионализм Джаста Джэкина, умеющего подать женскую красоту с наилучшей точки зрения был, разумеется, важен. Но во многом обаяние этой, в общем-то незамысловатой ленты, несмотря на «философскую струю» героя Алена Кюни, почти целиком основывался на чувственной ауре, излучаемой Сильвией Кристель.
—Секс в «Эмманюэль» мягок и нежен, — говорила Сильвия Кристель в одном из интервью. — Он мало сравним с животной эротикой и жестким «порно» сегодняшнего дня. Мне кажется, фильм в чем-то похож на «Алису в стране чудес». И хотя многие сцены из фильма кажутся правдоподобными и оставляют впечатление, что все происходит на самом деле, это не так. Это чистая хореография, балет. Как можно заниматься сексом перед людьми, которые направляют на тебя свет, сни-мают и жуют бутерброды? Это просто-напросто невозможно... Женщины понимают, что Эмманюэль не угрожает им ничем. Ни им, ни их мужьям. Прежде всего моя героиня олицетворяет свободу и эмансипацию. Можно сказать, что она — Жанна Д'Арк от секса.

Разумеется, соблазн «ковать железо, пока горячо» был велик. Но Джаст Джэкин тем не менее не стал разрабатывать «золотую жилу» и даже на время расстался с Кристель, пригласив на главную роль в своем следующем фильме Корин Клери. Эта была ещё одна экранизация. На сей раз романа Полин Реаж «История О.», как бы воплотившего эротические фантазии и сновидения современной молодой женщины, отчасти напоминающие истории маркиза де Сада... Балансируя на грани «софт-порно», «История О.», оказалось, на мой взгляд, аморфной и, как ни странно, малоэмоциональной. Актёрское исполнение, как говорится, оставляло желать лучшего. Впрочем, шума вокруг этой картины было тоже вполне достаточно...
Зато для «Мадам Клод» Джаст Джэкин приглашает артистов талантливых и весьма известных — Франсуаз Фабиан («С Новым годом!» Клода Лелуша, «Привет, артист!» Ива Робера и др.), Мориса Роне («Жгучее солнце» Рене Клемана, «Смерть негодяя» Жоржа Лотнера, «Бассейн» Жака Дерэ) и Клауса Кински («Носферату», «Фицкаральдо», «Зеленая кобра» Вернера Херцога). Франсуаз Фабиан неплохо справилась с ролью содержательницы респектабельного публичного дома для высокопоставленных клиентов. Картина претендовала на нечто большее, чем просто эротическую мелодраму. Однако баланса между продажной любовью и политикой в фильме явно не получилось. Не перекрыли успеха «Эмманюэль» и другие работы Джаста Джэкина — «Последний романтический любовник», «Девушки», новелла «Остров сирен».
Для восстановления утраченного реноме Джасту Джэкину понадобилась новая встреча с Сильвией Кристель в экранизации сенсационного романа Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей». Увы, на мой взгляд, фильм получился неторопливо-академичным, холодным, без психологических нюансов и эротического шарма, хотя и любопытным в декоративно-костюмно-изобразительной части. Сильвия Кристель неплохо смотрелась в нарядах начала века, но серьёзную драматическую роль ей создать не удалось. Впрочем, и сам роман Лоуренса, как мне кажется, давал для этого не слишком много возможностей. История любовных страданий молодой жены английского аристократа, ставшего инвалидом, была рассказана просто, внятно, но не более...
Через два года Джаст Джэкин решил испытать себя в необычном качестве: следуя комическо-пародийной системе, мастерски разработанной Стивеном Спилбергом в «Индиане Джонсе...», он поставил приключенческий боевик «Гвендолин». Сюжет этого фильма помимо сериала Спилберга и «Романа с камнем» Роберта Земекиса напоминал также ленту Юлиуша Махульского «Сексмиссия» («Новые амазонки»): молодая женщина, разыскивая в одной из экзотических стран пропавшего отца, вместе со своим мужественным проводником попадает в подземный... «город женщин» (см. одноименную картину Федерико Феллини). И надо отдать должное Джасту Джэкину — он свободно чувствует себя в стихии «слоёного пирога» стилизации-комикса, плотно начиненного цитатами из знаменитых фильмов и пародийными намеками, в том числе и на собственное творчество. Чего стоит только одна сцена, где связанные по рукам и ногам герои млеют в любовном экстазе, не в силах даже дотронуться друг до друга...

Вот уже несколько лет, как имя Джаста Джэкина не появляется в титрах новых фильмов. Похоже, он решил на какое-то время отдохнуть от кино... Между тем, его картины по-прежнему имеют успех — в кинозалах (теперь уже и российских), на телеэкранах и видеокассетах. «Эмманюэль» продолжает пленять зрительские сердца...

Александр Фёдоров
Видео-Асс Premiere. 1993. N 17. С.10-12
Просмотров: 1339
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: