Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Джон Лэндис: от «Хлама» до «Невинной крови»

Джон Лэндис: от «Хлама» до «Невинной крови»
Попытаться соперничать с такими признанными асами зрительского успеха, как Стивен Спилберг или Джордж Лукас, - занятие, скажу я вам, неблагодарное. Однако даже рядом с фильмами этих знаменитых режиссеров картины Джона Лэндиса не выглядят блеклыми тенями.
Лэндис родился в 1950 году в Чикаго (Иллинойс). Работу в кинематографе начал еще подростком, в отделе писем кинокомпании «XX век – Фокс». Обратил на себя внимание известного режиссера Джорджа Стивенса, уехал в Европу, где работал каскадером на съемках спагетти-вестернов. По возвращении в Голливуд, на 60 тысяч долларов, занятых у родителей и друзей, снял пародийный фильм ужасов «Хлам» (1971, выпущен в 1973), в котором сыграл главную роль.
Уже первые «сумасшедшие комедии» Дж. Лэндиса «Солянка по-кентуккийски» и «Национальный пасквиль: зверинец» обратили на себя внимание своеобразным абсурдистским юмором, эксцентричностью пародийных ситуаций.
Нынешним видеоманам хорошо знаком непритязательный сериал 80-х годов «Жевательная резинка» - грубовато-пошловатая комедия о первых эротических опытах старшеклассников. Джон Лэндис в своей ленте об учащихся американского колледжа - «зверинца» - рассказывает о том же значительно остроумнее.
Два года спустя Дж. Лэндис во всем блеске раскрыл пародийный арсенал в музыкальном киноклипе «Триллер» с Майклом Джексоном в главной роли. Одноименный диск с записью песен М.Джексона разошелся миллионными тиражами по всему миру. Но успех клипа вряд ли можно объяснить механической эксплуатацией вокальных данных популярного певца. В этой пародии на триллеры и фильмы ужасов Майкл Джексон демонстрирует оригинальную хореографическую пластику и хорошие актерские данные. Параллельно с «Триллером» снимался документальный фильм, где подробно был описан чуть ли не каждый рабочий день киногруппы и, в частности, показан сложный процесс поиска и наложения масок и грима - как для главного героя, который по ходу действия превращался в зловещего оборотня, так и для эпизодических персонажей оживших мертвецов, встающих из кладбищенских могил... Снятая в том же году музыкально-криминальная комедия «Братья Блюз» представляла собой забавную историю о гангстерах, которые, выйдя из тюрьмы, решили основать джаз-бэнд. Джон Белуши и Дэн Эйкройл превосходно дополняя друг друга, великолепно справились со своими ролями.
В ином ключе был сделан «Американский оборотень в Лондоне , тщательная стилизация под фильм ужасов, основанная на типовых ситуациях бесчисленной серии картин о вампирах и вурдалаках. На первый взгляд, картина полна почтения к традициям жанра, однако, время от времени сквозь густую шерсть и людоедские клыки проглядывают пародийные искорки. Последние, впрочем, явно рассчитаны на искушенную аудиторию, прошедшую огонь и воду классики киноужасов. Подростки, к примеру, воспринимают «Американского оборотня» вполне серьезно, вздрагивая всякий раз, когда под аккомпанемент протяжного волчьего воя на экране появляется зловещий диск луны...
Еще через пару лет, вдохновившись, по-видимому, известной сказкой о принце и нищем. Джон Лэндис поставил комедию «Поменяться местами», где нашлось место не только юмору и эксцентрике, но и социальной сатире. Сюжет о том, как два вредных старичка-миллионера на пари повергли преуспевающего бизнесмена (Дэн Эйкройл) в нищету, а безработного негра (Эдди Мерфи) взяли на его место, наполнился массой смешных бытовых и психологических подробностей. Сценарий дал талантливым актерам «на всю катушку» примерить характерные маски своих персонажей, сумевших в критическую минуту объединиться против «произвола и волюнтаризма ...
На съемках «Сумеречной зоны», одной из новелл для этого фильма, произошло несчастье -погибли актер Вик Морроу и двое детей, в связи с чем Лэндису угрожала тюрьма, однако в 1988 году суд оправдал его.
Следующий фильм Джона Лэндиса - «Шпионы как мы» – еще недавно считался антисоветским. Между тем, на трезвую голову нельзя не заметить, что это смешная пародия на шпионские боевики. Герои фильма (блестящий дуэт Дэна Эйкройла и Чеви Чейза) по заданию американской разведки оказываются в Сибири, где вместе с местными ракетчиками предотвращают ядерную войну, а затем занимаются любовью, в целях укрепления советско-американских отношений. Высмеивая штампы фильмов о разведке и бондиане, Джон Лэндис превращает картину в капустник для друзей и знакомых кинематографистов, не забывая, конечно, о киноманах. Так, в маленьких ролях агрессивных русских пограничников «ради хохмы» снялись знаменитый режиссер Коста Гаврас («Дзета», Признание», «Пропавший без вести») и ведущий музыкальных передач Би-Би-Си Сева Новгородцев.
Этот «междусобойчик» оказался, по-видимому, настолько мил сердцу Джона Лэндиса, что для участия в картине «В ночи» он пригласил уже целый букет знаменитостей. Микророли в этой пародийно-приключенческой комедии сыграли известные режиссеры: Пол Мазурски («Незамужняя женщина», «Москва на Гудзоне», «Луна над Парадором»), Роже Вадим («И бог создал женщину», «Барбарелла», «Верная жена»), Дэвид Кроненберг («Муха», «Видеодром»), рок-певец и актер Дэвид Боуи («Голод» Т.Скотта, «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!»), а и сам Дж. Лэндис не смог отказать себе в удовольствии появиться на экране в небольшой роли гангстера.
Кому из нас не хотелось в один прекрасный день (или вечер) поехать куда глаза глядят! Безо всякой цели и плана. Джон Лэндис предоставил своему герою в исполнении Джефа Голдблюма (он играл главную роль в «Мухе» Д.Кроненберга) именно такую возможность. В дуэте с красавицей Мишель Пфайффер Дж. Голдблюм самозабвенно погружается в стихию авантюрного сновидения, берущего исток в старых фильмах Альфреда Хичкока.
Пожалуй, это один из самых элегантных, сделанных с особым шиком фильмов Дж. Лэндиса. Снятая гол спустя пародия на вестерны - «Три амигос» с Чеви Чейзом, Стивом Мартином и Мартином Шортом - менее изысканна. Вслед за Мелом Бруксом («Сверкающие седла», 1973) обратившись к фабуле «Семи самураев» (1953) Акиры Куросавы и «Великолепной семерки» (I960) Джона Старджеса, Джон Лэндис вновь высек из нес массу комедийных возможностей, почти не поддающихся адекватному литературному пересказу...
Не слишком замысловата и фабула комедии «Поездка в Америку». Вторая по счету встреча Джона Лэндиса с Эдди Мерфи вновь принесла им успех. Похождения африканского принца, отправившегося в Америку, с целью выбора невесты, разыграны весело и непринужденно.
Гораздо менее удалась Лэндису комедия «Оскар» - римейк одноименной французской комедии Эдуарда Молинаро с Луи де Фюнесом. снятой в 1963 году. Роль де Фюнеса на сей раз досталась Сильвестру Сталлоне, который решил попробовать себя в новом амплуа. Увы, картина выглядит тяжеловесной и затянутой.
Лишенный безудержной фюнессовской динамики персонаж Сталлоне не слишком смешит публику. Да и Орнелла Мути сыграла тут далеко не лучшую свою роль...
Однако новый фильм Лэндиса «Невинная кровь» наверняка обречен на успех, по крайней мере, на кассовый успех. Режиссер возвращается в этой картине к своему излюбленному жанру хоррора, приправленному доброй порцией юмора и эротики. Героиня ленты Мэри - вампирша, неспособная убивать ни в чем неповинных людей. Чтобы утолить свой голод, она решает выпить кровь негодяя и тем самым, совершить благородный поступок.
На съемках этой картины Джон Лэндис демонстрировал непостижимую энергию и энтузиазм, приводивший всю кино-группу в необычайный восторг. Остается надеяться, что его неисчерпаемая энергия благотворно отразится на его фильмах, которые в свою очередь приведут в восторг миллионы зрителей.

Александр Федоров

Федоров А.В. Джон Лэндис: от «Хлама» до «Невинной крови» // Видео-Асс экспресс. 1993. N 16. С.39-
Просмотров: 1039
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: