Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Искусство и действительность

Искусство и действительность
Если кто-то находит в кино только развлечение, способ «убить» время или просто отдохнуть после напряженных серых будней, то не будем лишать его приятных иллюзий. Отто Нейрат по поводу таких кинозрителей писал: «Современный человек очень избалован кино и иллюстрациями. Большую часть своего образования он получает самым приятным образом, отчасти - во время перерывов для отдыха. Через посредство зрительных впечатлений.» Обратим лучше взор к той категории истинных кинозрителей, которая видит и находит в кино, искусстве в целом, первоисточник познания, знаний и знания. Знак прошлого, настоящего и будущего. «Учебник жизни» в ее прошлом, настоящем и будущем научном и художественном измерении. Но при этом не впадает в «детскую болезнь левизны» - «материалистическую крайность», как это случилось с так называемыми «пролетарскими» кинокритиками-нигилистами, которые устраивали в добрые советские времена на Центральном телевидении «пролетарские суды» /точнее сказать – порки/ над фильмами подобными «Кубанским казакам». Для таких слишком серьезных и не в меру строгих изысканных «критиков» кино обязательно должно быть живой и до боли понятной иллюстрацией, живой картинкой приложенной к реальной действительности. Они страстно желают видеть в кино, искусстве в целом, служебную инструкцию, руководство к действию по приложению к исторической практике. Желательно, утвержденные сверху и скрепленные отчетливой печатью небесной канцелярии. Чтобы инструкция давала легко понять «эстетические отношения искусства к действительности». И чтобы не допускать к этим отношениям «извращения логики». Тогда спокойная жизнь обеспечена на все времена.
Большая база фильмов, мультфильмов и сериалов для вашего телефона, или планшета в формате MP4 для Андроид и iOS устройств на anwap.blue. Лучшие и новые фильмы MP4 для планшетов и смартфонов. Любите смотреть фильмы на своем iphone, iPad или другом мобильном устройстве под управлением Андроид в любой, удобный для этого момент?
Увы! Искусство не проходит ни по какому ведомству, в том числе и государственному. Оно само по себе, как одна очень известная рыжая кошка, которая гуляла сама по себе. И самое печальное для подобных «пролетарских критиков» то, что Искусство живет и действует по своим особенным собственным внутренним законам, которые неподвластны земным – физическим - законам. На то Оно и искусство, чтобы быть самим собой! В основе его - условность! Условные знаки, символы… прошлого, настоящего и будущего. И судить, а лучше оценивать, Искусство можно только на основании его же внутренних законов и условных знаков… Надо же понимать и видеть большую разницу между «правдой факта» и «правдой вымысла», которую еще чаще называют художественной правдой и которая была главным героем творчества писателя земли русской - Л.Н.Толстого. В ходе исторического развития «правда факта» все больше «отколупывается» от реальной живой действительности и органично растворяется в «правде вымысла», становится противоположной категорией диалектики – возможностью. Таким образом, Искусство все больше становится знаком прошлого, настоящего, будущего…символом…образом … «комплексом разных ощущений»… «надстройкой»…
А теперь от общих теоретических рассуждений перейдем к конкретному примеру. Возьмем практический результат художественной правды – фильм «Улица полна неожиданностей». Дальнейшие рассуждения объясняют причину такого выбора. Перед нами, на первый взгляд, самый легкий жанр киноискусства- кинокомедия. Но для начала вспомним несколько исторических предостережений. «Смеяться, право, не грешно, над всем /тем/, что кажется смешно». Действительно - только кажется смешно! «Над чем смеешься, тому и послужишь!». «Над кем/чем/ смеетесь?». Мы как бы имеем дело с очередным незамысловатым сюжетом, отправной точкой которого является юбилей скромного советского служащего с самой скромной на земле профессией- кассира. А где юбилей или какое другое торжество, в том числе семейное, там, естественно, всегда присутствует самый дорогой гость - а л к о г о л ь! Алкогость! Вот он и является главным героем кинокомедии, сжатой пружиной сюжета. Если бы этот юбилей был безалкогольный, то так бы и остался незамеченным для кинозрителя. А тут по воле «алкогостя», сценариста и других творческих работников, а также и кинопроизводственников стал вдруг основой кинокартины советской жизни, действительности. Ну чем не повод для смеха? Особенно, когда празднование юбилея для самого юбиляра и его друга продолжилось в дежурной части милиции. Согласитесь, не каждый советский юбилей заканчивается в милиции, со всеми вытекающими отсюда последствиями, без которых фильм просто бы не состоялся. Скорее, это даже исключение из правил, не типичный для социалистической действительности факт. Мелкий факт, недостойный попасть в высокое искусство. Словом, неожиданность. Случайная или закономерная - вопрос особый. Благодаря невидимому, но коварному «алкогостю» и появилась кинокомедия «Улица полна неожиданностей». Действительно полна, когда люди, особенно одурманенные «алкогостем», сами провоцируют, создают эти неожиданности, отклонения от нормы поведения в обществе. Как это сделал друг юбиляра кассира Воднева главный бухгалтер стройтреста/?!/ Смирнов-Алянский. Его, как бес, попутал «алкогость» и толкнул в будку милиционера порегулировать дорожным движением. Почему именно Смирнова-Алянского?
Да вы обратите внимание на его двойную фамилию! Догадались? Нет? Тогда даю подсказку. Вспомните, как восхищенно в качестве высшего комплимента другу кассир Воднев сразу после юбилея воскликнул: «Артист!»./ Читай - мастер! Талант! Я бы так вдохновенно не смог процитировать Пушкина./ На что Смирнов-Алянский с пафосом ответил: «А мог быть!». Следовательно, главный бухгалтер – человек артистической натуры, человек искусства. Лицедей. А какой артист, творческий человек не дурак выпить. Воднев – полная противоположность другу, в том числе и во внешности. Он - не артист! Не скоморох. Он – естественный человек. Он очень серьезный, осторожный и даже в некотором смысле подозрительно относится к окружающим.Он не может играть чужие роли, ибо не способен перевоплощаться. Он не может разыгрывать, шутить. По-хорошему хулиганить. Он такой, какой он есть. И Воднева трудно представить в будке регулировщика, хотя и он тоже был в нетрезвом состоянии. Под стать ему и дочка Катерина, которая не менее серьезная, чем ее папаша. Дочь своего отца. И она своим строгим и печальным видом- образом как бы «выламывается» из кинокомедии, из ее комического стилевого решения. Но это только на первый взгляд. С сержантом милиции Васей Шанешкиным рядом должна быть именно такая невеста и жена. А с ней именно такой жених и муж. Противоположности притягиваются. И Екатерина Ивановна далеко не «мягкотелый адвокат», как ее называет близкая подруга Лиза. Именно она больше подходит для роли прокурора, чем Лиза. Не случайно именно Катя обратила внимание Васи Шанешкина на « двуликого Януса», о котором он и представления не имел, как и об Офелии. Только Екатерина ошиблась. У «двуликого Януса» не два лица и две жизни, а десятки, сотни, тысячи… ибо он символ артистизма! Артист с двумя вечными театральными масками вместо лиц - трагика и комика. Несчастливцева и Счастливцева. Артистизм может иметь и оборотную-отрицательную сторону, когда он превращается в «криминальный талант», как у другого героя фильма «Улица полна неожиданностей»- художника- реставратора Званцева. Владимир Званцев не просто художник. Он к тому же артист! Да еще какой артист! Так великолепно разыграть роль безупречного идеального советского человека-строителя коммунизма, который живет по Моральному кодексу строителей коммунизма, в отличие от подруги Кати, дочери Смирнова-Алянского-Лизы. Она мечтает стать только прокурором /не больше и не меньше/ и живет по Уголовному кодексу. Налицо исторический конфликт двух советских социальных групп, одна из которых живет по Моральному кодексу строителей коммунизма, а другая- по Уголовному кодексу. Когда кассир Воднев свободно и спокойно несет по многолюдной ленинградской улице чемодан, в котором 220 тысяч рублей/!!!/ и никому нет дела до этого кассира и до этих денег - это правильный советский образ жизни по Моральному кодексу строителей коммунизма. А вот когда эта же ленинградская улица полна неожиданностей, отклонений в виде правонарушений и преступлений в образе Смирнова-Алянского или еще кого похуже - художника-реставратора Званцева, то это уже не советский правильный образ жизни, поскольку он ориентируется на уголовников/ преступный, криминальный и бандитский мир/ и соответственно Уголовный кодекс. Во всяком случае - не Гражданский кодекс.
Главная проблема для общества от таких криминальных людей, как Званцев и ему подобные преступники, в том, что они злоупотребляют д о в е р и е м.
Они не просто вероотступники, а в е р о л о м н ы е люди. И действуют вероломно. Поэтому и относиться к таким нелюдям надо соответствующим образом. А не разводить гнилой либерализм.
Именно против такого неправильного и несоветского образа жизни - по Уголовному кодексу - и борется Вася Шанешкин и именно для этого он, без отрыва от службы /производства/, учится вместе с Катей и Лизой на юридическом факультете Ленинградского университета. Но не все, оказывается, полностью на стороне Васи Шанешкина. Это и беспокоит авторов фильма и тех, кто за ними стоит. И, что очень странно, в числе «критиков милиции со стороны» даже родная сестра Васи Шанешкина?! Она, ее коллеги - подруги по «томатному» заводу гордятся тем, что Вася Шанешкин служил в пограничных войсках, об этом свидетельствует фотография, на которой он вместе со своим боевым четвероногим другом, и осуждают его за то, что он сразу после армии перешел на службу в милицию. И здесь мы вплотную подходим к идее фильма, которая заключается в том, чтобы советские граждане не боялись своей родной милиции, тем более не пугали ею, а дружно следовали бы призыву пролетарского поэта В.В.Маяковского: «Моя милиция меня бережет». Есть ли у советских граждан вполне обоснованные основания бояться советской милиции? К сожалению, горький исторический опыт показывает, что есть.
Для этого надо вспомнить «Архипелаг ГУЛАГ».
Для этого надо вспомнить «СМЕРШ», который официально оформился в годы Великой отечественной войны /ВОВ/, но реально начал действовать с 1937 года против «врагов народа», «троцкистов», и «внутренних шпионов», которые продались Западу, мировому империализму и сионизму. Если бы опасения высказывали только родная сестра и ее подруги по «томатному» заводу - это было бы еще полбеды. Претензии милиции, как представителю государственной власти, /что очень важно подчеркнуть/ высказываюся в целом обществом. Это противостояние прослеживается в кульминационной сцене фильма, когда Вася Шанешкин бросает вполне справедливые обвинения гражданам /правда во сне, иначе авторам не дали бы закончить фильм и они могли оказаться в местах не столь отдаленных/ со словами: «О, дети, дети! Взрослые дети!..»
Этот эпизод очень многозначительный, поскольку свидетельствует об историческом конфликте г о с у д а р с т в а и о б щ е с т в а. Но это уже совсем другая тема.
А мы вернемся еще раз к сцене, когда подвыпивший главбух с артистической фамилией Смирнов-Алянский /одна для жизни, другая для сцены/ начал регулировать дорожное движение. К этому его подтолкнула не только водка. Был и еще один скрытый мотив. Вот как он сам объясняет его своему другу Водневу, когда тот безуспешно пытался вытащить главбуха из будки регулировщика. «Не мешай, Иван Захарович! Это моя система!».О какой такой своей системе говорит Смирнов-Алянский? И что это за система? Давайте присмотримся к ней повнимательнее. Оказывается, по цветовой гамме она удивительно совпадает с системой регулирования дорожного движения. Существенная разница только в том, что система дорожного движения понятна всем и наглядно видна каждому ее участнику, а «система» главного бухгалтера Стройтреста Смирнова-Алянского известна лишь узкому кругу посвященных и только этому узкому кругу понятен ее истинный смысл, суть и назначение. Система Смирнова-Алянского делит всех на «своих» и «чужих», «наших» и «ненаших»… Всегда ищет и находит «образ врага» в качестве своего оправдания. Как в фильме Н.Михалкова «Свой среди чужих и чужой среди своих». «Своим» и «нашим» - зеленый свет. Дать деньги. «Чужим» и «ненашим»- желтый свет. Придержать деньги. А иногда - и красный свет. Не давать деньги. Таким образом данная порочная система, имя которой – волюнтаризм, состоит всего из двоих -главного бухгалтера и кассира, является серьезным рычагом давления и воздействия на непокорных , несговорчивых, с неуживчивым характером… Ей и дела нет до какой-то там социалистической идеи и экономической целесообразности, когда в такой системе замешан «человеческий психологический фактор». Словом, хоть маленькая и незаконная /даже преступная/, но какая-то личная власть над другими людьми, возможность по-купечески над ними покуражиться, унизить, оскорбить, дать им почувствовать себя «маленькими людьми», «букашками», «винтиками», «шестернями» могучей системы /механизма/ по имени – г о с у д а р с т в о. Навязать им зависимость от «власть предержащих», от «сильных мира сего»… И так на каждой ступеньке служебной лестницы.
Являясь частью одной преступной системы /схемы/ скромный и неприметный кассир Воднев дополнительно создал свою преступную систему. Она заключается в том, что он беспрепятственно, злоупотребляя своим служебным положением, налево и направо раздает сослуживцам казенные деньги в долг до зарплаты.А ведь через его руки проходят миллиарды рублей. Не надо быть детективом, чтобы понять, чем могла закончиться такая преступная практика, когда простой скромный советский кассир путает свой карман с государственным. К счастью, для Воднева все обошлось меньшими потерями. И все это благодаря сержанту милиции Васе Шанешкину, который по ошибке, от него не зависящей, доставил в дежурную часть милиции не нарушителя общественного порядка-новоиспеченного регулировщика Смирнова-Алянского, а совсем невинного кассира Воднева. Это обстоятельство осложнилось еще очень немаловажным фактом для Шанешкина и сюжета фильма: Воднев является отцом невесты Васи Шанешкина. Но тем не менее, как говорится, процесс пошел и Воднев после визита в милицию в сердцах дал своему другу меткое и многозначительное прозвище «регулировщик» и сломал «его систему» - стал выдавать деньги под все цвета. На что Смирнов-Алянский безаппеляционно заявил, что Иван Захарович «с ума сошел !» /ибо осмелился пойти против своего начальника/ Это еще вопрос, кто на самом дел «сошел с ума». Не изобретатель ли самой этой порочной системы, которая в корне противоречила настоящему социалистическому способу производства, тормозила его развитие, превращала социалистическое предприятие в частную лавочку: хочу - даю деньги, хочу - не даю. Я начальник - ты дурак! Ты начальник - я дурак!
Фильм «Улица полна неожиданностей» рассказал об одной такой порочной системе, которую изобрел главбух Смирнов-Алянский. А сколько таких подобных систем гуляло по стране Советов, авторов которых мы так и не узнаем. Но на одной все-таки остановиться надо. И автор ее очень хорошо известен истории и название-«Архипелаг ГУЛАГ». Эта система, как и у Смирнова-Алянского, делила людей на «своих» - «наших» и «чужих»-«ненаших».Миллионам «чужих»- «ненаших» - зеленый свет в лагерь, на смерть… Об этой системе хорошо повествует художественный фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…», который на ярком контрасте объективно дополняет фильм «Улица полна неожиданностей». Оба фильма повествуют практически об одном и том же историческом периоде нашей страны, с разницей в четыре года. Но как же они разнятся по форме подачи исторического материала. Если кинокомедия «Улица полна неожиданностей», как и «Кубанские казаки»,- киносказка /наше искусство делится на сказу и быль/, то «Холодное лето пятьдесят третьего…» суровая, местами даже очень жестокая кинобыль. Действительность в реальности оказалась не так далеко от того, что провозглашалось: «Мы рождены, чтобы сказку сделать былью». И сделали такой былью, что многие народы стали лагерной, звездной пылью. Как говорится, ни в сказке сказать, ни пером описать, хоть «проглоти перо». Главная героиня фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…» - немая мать - вырастает до символа всего советского народа, пережившего все ужасы «Архипелага ГУЛАГ».
Главная проблема и трудность при восприятии произведения искусства, в том числе и фильма, не в том, что сказано, а в недосказанности. Другим словом, в «фигурах умолчания», которая была единым и сквозным образом, главным действующим лицом всего советского искусства, в том числе и киноискусства. Да и как могло быть иначе, когда искусство еще со времен Салтыкова-Щедрина продолжает изъясняться «проклятым эзоповым языком». При этом некоторые очень известные киногерои - руководители цинично заявляли: «Гоголи и Щедрины нам нужны!»
Перед тем, как выделить три «фигуры умолчания», хотелось бы остановиться еще на одной очень важной и серьезной проблеме, которую поднимает фильм «Улица полна неожиданностей». Имеется в виду «преемственность армейской и милицейской службы» в борьбе с врагами - внешними и внутренними. На этом построены сюжеты фильмов «Место встречи изменить нельзя» и «Приступить к ликвидации». В первом ситуация усугубляется еще и тем, что бывший фронтовик после войны становится бандитом, внутренним врагом. А его однополчанин, с кем они на фронте спали под одной шинелью, переходит на службу в милицию начинает воевать уже со своим фронтовым другом, с кем сражались против общего мирового врага. Сегодня общим мировым врагом №1 объявлен международный терроризм. Вот такие метаморфозы происходят с людьми. Вначале защищал на фронте, а потом в составе банды начинает убивать и грабить тех, кого до этого защищал. Очередной «двуликий Янус». Вася Шанешкин на границе ловил одних бандитов, а когда перешел на службу в милицию продолжает ловить других бандитов. Но те и другие – государственные преступники. У нас же почему-то принято считать государственными преступниками только политических преступников, пособников немецко-фашистских захватчиков. А уголовные преступники, дескать, нарушают всего-навсего Уголовный кодекс и с государством не борются. Не случайно один из очень известных киногероев на заседании суда провозгласил: «Да здравствует советский суд - самый гуманный в мире!». Остается открытый риторический вопрос: «К кому гуманный?». И почему?
Вася Шанешкин служил в армии на границе, а граница, как известно, проходит по ведомству КГБ, который боролся с политическим преступниками, а милиция - с уголовными преступниками. Некоторые преступники сразу одновременно проходили по тому и другому ведомству, что лишний раз свидетельствует о том, что между политическим и уголовным преступником /преступлением/ нет четкой границы.
Для преступников не существует границ. Они - люди без границ. Потому они и называются преступниками, что п р е с т у п а ю т все мыслимые и немыслимые границы. Для них нет никаких границ и пределов, кроме физических. Хорошо также известно, что КГБ курировал МВД на правах старшего по положению, поскольку отвечал за безопасность в целом страны. Следовательно, В.Шанешкин в армии служил в КГБ, а на гражданке опустился на ступень пониже - перешел работать в милицию. Тем не менее вся его военная жизнь тесно связана с границей, вначале внешней, а потом внутренней, у которой тоже есть своя нейтральная полоса- осевая линия дороги /улицы/. Обратите внимание, с чего начинается и чем заканчивается фильм. Наш друг постовой, как поется в песне, Вася Шанешкин как хозяин общественного порядка идет по осевой линии дороги /улицы/ и никогда не теряет ее из виду, тогда как многие только ищут эту осевую линию в своей жизни. Смотрите об этом фильм «Королева бензоколонки». Найти и никогда не терять из виду осевую линию /золотую середину/ - в этом счастье и смысл всей нашей жизни. Вася Шанешкин нашел ее интуитивно под воздействием жизненных обстоятельств.
Продолжая преемственность армейской и милицейской службы, Вася Шанешкин отлично показал, что он не такой простак, каким кажется из-за своего имени и фамилии. Зря он что ли служил на государственной границе, когда надо быть бдительным, подозрительным и в каждом человеке, тем более нарушителе границы, видеть преступника. И он бдит, быстро распознавая в Званцеве «двуликого Януса». Внутренний матерый враг и предположить не мог, что встретит на своем пути не просто сержанта милиции, а Васю Шанешкина, бывшего советского пограничника, на плечах которого были - зеленые погоны. Бывший «зеленопогонник» и на этот раз не обманулся в своих профессиональных подозрениях, чем резко повысил свой личный и милицейский статус, просрамив при этом ревнивого потенциального тестя. В разоблачении очень опасного матерого преступника ему хорошо помог не только профессиональный опыт, знания, накопленные еще с армейской службы, но и статус ревнивого жениха, на пути которого к женитьбе неожиданно/ а улица всегда полна неожиданностей/ появилась очень серьезная помеха, которую во что бы то ни стало нужно было убрать с помешни. И он с достоинством выиграл этот тяжелый и трудный поединок, тем самым реабилитировав себя в глазах невесты, от которой вынужден был скрывать, что служит в милиции. Ну ведь не разведчиком же! Разведчиков у нас любят и боготворят! Они - народные герои. О них книги и фильмы. А ведь разведчик прежде всего профессиональный артист, которому всю жизнь приходится играть чужую роль. Словом, постоянно быть в маске и скрывать свое подлинное лицо – его профессиональная судьба. Чем не «двуликий Янус»? Не мистер Икс? А Вася Шанешкин служит в обыкновенной милиции. Словом, постоянно имеет дело с «грязью» и мразью. К слову сказать, к суду и прокуратуре у нас относятся с почтением, а вот к низовому звену правоохранительных органов-милиции - без особого доверия. Общественное мнение даже осуждает за сотрудничество с милицией, называя таких людей презрительно «стукачами». И дело доходит иногда до смешного, когда ученики учителя называют… «стукачом» только за то, что он обязан довести дело о нарушениях ученика до администрации. Поразительная страна, где люди с самого детства заражаются «преступной психологией», поскольку преступников окружают, в том числе и в искусстве, ореолом романтики и геройства, особенно в наше демократическое время. Обратите внимание, каким положительным и обаятельным, можно даже сказать - картинным, выглядит образ Владимира Званцева, начиная с внешних деталей. Ну, как в такого не влюбиться? Не проникнуться к нему симпатией и доверием? Внутренняя же звериная сущность и оскал преступника, к сожалению, так и осталась за кадром. Да и понятно - это же кинокомедия, а не детектив. Легкий увеселительный жанр. Что с него спрашивать?

А теперь три «фигуры умолчания» из фильма «Улица полна неожиданностей».
Первая. Эпизод в дежурной части милиции, когда жена приводит мужа п о п у г а т ь в милицию со словами: «Изверг рода человеческого». А тот вместо того, чтобы отправляться с женой домой, просит лучше посадить его на 15 суток, где он будет чувствовать себя в большей безопасности. Кстати, героиня фильма «Когда деревья были большими» о своем неблагополучном соседе по коммунальной квартире сказала: «Была бы у него жена и никакой милиции не надо».
Вторая. Тост, который произносит Смирнов-Алянский, обращаясь к своей жене, на дне рождения дочери кассира Воднева: «За мирное сосуществование». Остается только добавить: двух систем /общежитий-в широком смысле слова/- мужской и женской.
И, наконец, последняя, но не по важности «фигура умолчания». Подруга невесты Васи Шанешкина, увидев его в милицейской форме рядом с ней с ужасом спрашивает: «За что тебя этот…?». «За красоту!»,- вот так, по-военному коротко, но очень многозначительно отвечает сержант милиции Вася Шанешкин. Можно было бы улыбнуться, ведь это все-таки комедия! Но в комедии под маской смеха скрывается историческая правда и «новое слово», которого, по Достоевскому, больше всего так боятся люди. И здесь самое время вспомнить два очень известные выражения: «Красота - страшная сила!», «Красота спасет мир». Пушкин в сказке о Золотом петушке спорит с известным выражением Ф.М.Достоевского и предупреждает, что красота может и погубить мир, поскольку является страшной силой.

В.Насонов.
22 июля 2011 г.
Просмотров: 707
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: