Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Судьба Ии Саввиной

Судьба Ии Саввиной
Среди голливудских сказок, предназначенных для простаков, есть одна самая распространенная и на экране, и в прессе. Герой этой сказки— человек, даже не помышляющий о славе, он попадает случайно на глаза кинорежиссеру, его снимают, и он становится знаменитостью. Как опровержение этой легенды, звучит фильм «Все о Еве», где правдиво рассказано о том, сколько мук, истязаний, жертв, ценой каких предательств, сделок с совестью достигается успех актрисы в обществе буржуазном.
А в артистической карьере Ии Саввиной проявились многие черты нашего времени, наши нравы и обычаи. Что удивительного в том, что, учась на факультете журналистики МГУ, студентка сыграла интересную роль в студенческом театре? Заметивший ее Алексей Баталов немедленно рекомендует ее режиссеру Иосифу Хейфицу, — а разве это не в нравах советских кинематографистов? Поиски новых талантов — это же дело всех мастеров нашего кино. Правда, судьба Ии Саввиной сложилась не совсем обычно. За первую же свою работу в кино — в «Даме с собачкой» по А. Чехову — она была удостоена в Канне на Международном кинофестивале специального приза как лучшая исполнительница женской роли. Награда эта была вполне заслуженной. Роль Анны Сергеевны играла наша современница, сумевшая великолепно понять главное новаторское открытие Чехова, который, как сказал В. И. Немирович-Данченко, заменил устаревшее внешнее действие подводным течением, и который требует от актера глубочайшего проникновения в дух, суть, характер каждого героя, в мир чувств, иногда не поддающихся словесному выражению, но на наших глазах зреющих в самых сокровенных тайниках души. Именно такой была Анна Сергеевна Ии Саввиной. Не курортное приключение, а историю возникновения и гибели большого, но трагически безысходного чувства прочитала у Чехова и донесла до зрителей актриса.
Что бы затем ни играла Ия Саввина в кино, скажем, главную героиню в «Кроткой» (по Достоевскому), Долли («Анна Каренина») Ксению («Грешница»), Машу («Сюжет для небольшого рассказа»), какие бы роли ни получала в театре имени Моссовета, она остается верна себе. Она принципиально не усложняет внешнего рисунка роли, не стремится к оригинальничанью. Нет, угадайте многосложное и значительное за простым — вот в чем ее главный принцип.
«Спутник кинозрителя», июнь 1972 года
Кинокритик Василий Сухаревич


На сайте http://teledni.ru/ вы можете совершенно бесплатно смотреть онлайн свои любимые сериалы и телевизионные шоу. В любое время суток для вас доступны самые свежие серии популярных телефильмов и новые выпуски передач. У нас вы найдете широкий выбор различного видеоконтента и обязательно подберете что-то интересное для себя и вашей семьи.
Ия Саввина
Она появилась в кинематографе неожиданно, но заметили ее все и сразу. Первая ее работа — роль Анны Сергеевны — героини чеховского рассказа в фильме И. Хейфица оказалась интересной, значительной. Трудно было поверить, что образ такой большой внутренней насыщенности, психологической и художественной завершенности создан юной дебютанткой, не имевшей к тому же никакой профессиональной актерской подготовки. Тогда Ия Саввина училась в МГУ на факультете журналистики и принимала участие в спектаклях самодеятельного студенческого театра, которым руководил Ролан Быков. Здесь в одном из спектаклей и увидел ее однажды Алексей Баталов. Он восторженно рассказал Хейфицу, готовившемуся к постановке «Дамы с собачкой», что обнаружил актрису, словно рожденную для исполнения роли Анны Сергеевны. Ни Баталов, ни Хейфиц, пригласивший безвестную студентку на главную роль, не ошиблись... За «Дамой с собачкой», имевшей огромный успех и высоко оцененной критикой, последовали главные роли в «Кроткой» — инсценировке одноименной повести Ф. М. Достоевского, в «Грешнице» режиссера Ф. Филиппова, роль сестры Чехова Маши в «Сюжете для небольшого рассказа» С. Юткевича, Долли Облонской в «Анне Карениной», несколько эпизодических персонажей... И вот — привлекательный образ Калинниковой — великолепного доктора и удивительного человека.
В сущности, немного: с десяток фильмов за 14 лет. И много, потому что каждая роль, каждый образ, созданный Ией Саввиной, — полнокровные, живые, убедительные. То, что их немного — этих образов, — результат высокой требовательности актрисы, которая не раз подчеркивала, что вполне разделяет известную истину: хорошо сыграть можно только то, что любишь или ненавидишь. А то, что они каждый по-своему прекрасны,— следствие той же творческой требовательности и удивительного дара актрисы проникать в сокровенные тайны психологии своих героинь, жить их жизнью, их думами, их чувствами.
Героини Саввиной — натуры цельные, отмеченные душевным изяществом и нравственным богатством. В них живет неистовое стремление к внутренней гармонии, они страдают, когда эта гармония нарушена, и порой предпочитают погибнуть, чем смириться с недостижимостью своих идеалов. К такому выводу приходишь, зная не только кинематографические, но и театральные работы Саввиной, создавшей на сцене галерею образов разнообразных, сильных, значительных. Остается добавить, что Ия Саввина не забыла и той, первой своей профессии, к которой готовилась в университете: ее интересные, содержательные статьи печатаются в газетах и журналах. Выступает она и как автор, как ведущая, а то и как режиссер в телевизионных передачах, посвященных коллегам по искусству. Простота — вот стиль и стихия творческой манеры Ии Саввиной. Кажется, она органически свойственна этой милой, обаятельной женщине с умными, светлыми, «акварельными» глазами, с певучим, «гибким» голосом, причесанной гладко, без вычурности.
Посмотришь со стороны — пожалуй, не признаешь в ней актрису. Видимо, хранит она в своем облике, манере держаться достойно и раскованно, черты тех крестьян Саввиных, что жили в деревне, в дальних окрестностях Воронежа. Семья была большая, по-разному сложились судьбы каждого, но актрис в роду не было. Ия — первая.

«Спутник кинозрителя», июнь 1974 года
Кинокритик Даль Орлов
Просмотров: 515
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: