Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

Т, Актеры, СССР, Россия

Толмачёва Лилия Михайловна

Толмачёва Лилия Михайловна
6 июня 1932 (село Руднево, ныне - Волгоградской области)- 26 августа 2013 (Москва)

Заслуженная артистка РСФСР (15.07.1968).
Народная артистка РСФСР (11.03.1981).

Отец актрисы был репрессирован еще до войны. Первой театральной наставницей была учительница литературы, настоятельно уговорившая ее сыграть в школьном спектакле роль Ларисы в "Бесприданнице" А.Н. Островского.
После школы поступила в Школу-Студию МХАТ (мастерская В. Станицына и С. Блинникова).

С 1952 по 1955 годы работала в Саратовском ТЮЗе, играла ведущие роли.
В 1955 году, выдержав конкурс на роль Нины в спектакле "Маскарад" М.Ю. Лермонтова, поступила в Московский театр имени Моссовета.

Одна из инициаторов создания Московского театра «Современник».
С 1957 года – актриса театра «Современник».

С начала существования театра играла ведущие женские партии, такие как военный врач Ирина, скопидомка Леночка, преуспевающая Агния Шабина в спектаклях по пьесам В. Розова "Вечно живые", "В добрый час", "Традиционный сбор". Все ее героини, несмотря на их очевидное несходство, были едины в одном – силе характера, волевом умении добиваться своего. Сочетание в них слабости и силы рождали в каждой роли особый объем, насыщенный второй план. Так, ее Ирина в военной форме, никогда не знавшая любви, за внешней суровостью облика обнаруживала трогательную женственность. И совсем обратный ход у актрисы рождался в процессе создания образа узколобой накопительницы Леночки, очаровательной своим обаянием, умением казаться беззащитной, нуждающейся в покровительстве, обманчиво доброй и слабой. Актриса не демонстрировала ненависти к своей героине, но раскрывала образ с психологической тонкостью и глубиной. Контраст внешнего и внутреннего содержания был всегда значим для нее. Например, ее Агния в "Традиционном сборе", по виду вполне законченная карьеристка, деловая научная дама. Однако Толмачевой удается вскрыть за внешне жесткой оболочкой большое внутреннее смятение, воспоминание о былой любви, горечь утраты. Все это в ее исполнении раскрывалось взглядом, интонацией, слезах финала, но не словами.

Продолжением образов В. Розова стали еще более глубокие женские характеры, созданные А. Володиным. Это – Тамара в "Пяти вечерах", Надя Резаева в "Старшей сестре", сыгранные в 1959 и 1965. Тамара появлялась вначале в образе совсем неприглядном, с хмурым, неприветливым лицом и прокуренным голосом женщины, давно похоронившей всякие чувства. Но встреча с человеком, которого она много лет назад на всю жизнь полюбила, ее преображает. И это преображение актриса раскрывала по-своему, через огромную душевную боль, через ожесточившееся от одиночества сердце. Ее героиням было нередко свойственно пронзительное сочетание жесткой мужественности и нежной женственности.

Темы и характеры, заявленные на современном драматургическом материале, она продолжила и развила в классике. Благородной, жертвенной натурой была ее Елизаветта Александровна из "Обыкновенной истории" по И. Гончарову (1966). Поначалу живая и ясная душа героини, в конце спектакля мертвела, теряя краски, становилась безжизненной, отчужденной. Ее первоначальная вера в любовь была растоптана сухим бездушным прагматизмом, от этого героиня погружалась в безразличие ко всему. И совсем по-другому, без сочувствия отнеслась Толмачева к Аркадиной из "Чайки" А.П. Чехова (1970), сыграв роль молодящейся актрисы хлестко, беспощадно высмеивая ее эгоизм, самолюбование, легкомыслие. Оборотной же стороной этих качеств было страстное, грешное желание любви, жизни, вечной молодости. Этим спектаклем завершился «ефремовский» период театра (1970).

В 1975 году Г. Волчек поставила "Эшелон" по пьесе М. Рощина, где Толмачева сыграла роль Ивы, воплощенной доброты. Затем последовали роли трагического звучания, столь близкого темпераменту актрисы: Мадлен Бежар из "Кабалы святош" М. Булгакова (1981), Мария Антуанетта из "Вдовы Капет" Л. Фейхтвангера (1986), Милда ("Крутой маршрут" Е. Гинзбург, 1989).

С конца 1970-х вплотную занялась режиссурой, впрочем, как и ряд других ведущих артистов театра. По поручению Г.Волчек в 1977 году поставила "Фантазии Фарятьева" А. Соколовой, в 1978 — "Генриха IV" Л. Пиранделло, а в 1980 по приглашению О. Ефремова — "Все кончено" Э. Олби в МХАТе, где она работала с ансамблем прославленных «стариков». В истоках ее режиссерского почерка лежит бесконечная вера в актера, в возможности психологического, а не концептуального театра. Поэтому ее постановки отличались внутренней глубиной, интересом к душевным тайнам героев.

Последние десятилетия была не так плотно занята в репертуаре театра, играла,в основном, в комедиях (псевдокнягиня Мещерская в "Титуле" А.Галина, Кораблева в его же "Аккомпаниаторе", миссис Хиггинс ("Пигмалион").

Кинороли актрисы немногочисленны. Всецело преданная театру, она отдавала все силы служению «Современнику», и это был ее осознанный выбор. (Екатерина Юдина).
театральные работы
Саратовский ТЮЗ :
«Ромео и Джульетта» Шекспира — Джульетта
«Что делать?» Н. Г. Чернышевского — Вера Павловна
1953 «Волынщик из Стракониц» И. К. Тыла — Доротка
1953 «Два друга» Н. Н. Носова - Лика
1954 «Три сестры» А. П. Чехова - Маша
1954 «Не называя фамилий» В. Б. Минко - Поэма

Театр имени Моссовета:
«Маскарад» М. Лермонтова — Нина
«В тихом переулке» Мовзона — Лена

Московский театр «Современник»:
Ирина Бороздина — «Вечно живые» В. Розова — 1956
Валя — «Продолжение легенды» А. Кузнецова — 1958
Тамара — «Пять вечеров» А. Володина — 1959
Дама, Фрейлина — «Голый король» Е. Шварца — 1960
Ирина — «Друг детства» М. Львовского — 1961
Женщина, которую Он любил — «Четвертый» К. Симонова — 1961
Кистякова — «По московскому времени» — 1962
Надя — «Старшая сестра» А. Володина — 1962
Гитель Моска — «Двое на качелях» У. Гибсона — 1962
Мама Принцкер — «Всегда в продаже» В. Аксенова — 1965
Елизавета Александровна — «Обыкновенная история» В. Розова (по И. Гончарову) — 1966
Роксана — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана
Нинучча — «Никто» Эдуардо де Филиппо
Агния Шабина — «Традиционный сбор» В. Розова — 1967
Трубецкая Екатерина Ивановна — «Декабристы» Л. Зорина - 1967
Александра Коллонтай — «Большевики» М. Шатрова — 1967
Настя — «На дне» М. Горького — 1968
Аркадина — «Чайка» А.П. Чехова — 1970
Никулина — «С любимыми не расставайтесь» А. Володина — 1972
Харриет — «Как брат брату» Д. Рейб — 1972
Гульжан — «Восхождение на Фудзияму» Ч. Айтматова, К. Мухаметжанова — 1973
Ива — «Эшелон» М. Рощина — 1975
Шарлотта Ивановна — «Вишневый сад» А. Чехова — 1976
Люба — «НЛО» В. Малягина — 1978
Мадлена Бежар — «Кабала святош» М. Булгакова — 1981
Мария-Антуанетта — «Вдова Капет» Л. Фейхтвангера — 1986
Милда — «Крутой маршрут» Е. Гинзбург — 1989
Кораблева — «Аккомпаниатор» А. Галина
Нина Григорьевна — «Титул» А. Галина — 1993
Миссис Хиггинс — «Пигмалион» Б. Шоу — 1994

«Нездешний вечер» (поэтическая композиция по стихам М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама, И. Северянина, Д. Самойлова) - 1981, московский театр «Сфера», реж. Е. Еланская

Режиссерские работы:
1977 — А. Соколова «Фантазии Фарятьева» — Московский театр "Современник"
1978 — Л. Пиранделло «Генрих IV» — Московский театр "Современник"
1980 — Э. Олби «Все кончено» — МХАТ им. М. Горького
призы и награды
Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (9.06.2012).
Орден Почета (14.04.2006).
Орден Дружбы (15.04.1996).

роли в кино
2008 Крутой маршрут (фильм-спектакль) :: Милда
1987 Большевики (фильм-спектакль) :: Александра Коллонтай
1979 Следствие ведут Знатоки :: Муза Боборыкина
1978 Жизнь Бетховена :: Джульетта Гвиччарди
1976 Вечно живые (фильм-спектакль) :: Ирина Бороздина :: главная роль
1972 На дне (фильм-спектакль) :: Настя
1970 Обыкновенная история (фильм-спектакль) :: Елизавета Александровна
1965 Строится мост :: Валентина Александровна Перова
1960 Шумный день :: Леночка
1960 Обыкновенная история :: Елизавета Александровна
1958 Жизнь прошла мимо :: Нина :: главная роль

участие в фильмах
2005 Неизвестный Олег Ефремов (документальный)

Режиссер
1980 Все кончено (фильм-спектакль)


6 июня так же родились
Просмотров: 3564
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: