Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

Ш, Актеры, СССР, Россия

Шуров Александр Израилевич

Шуров Александр Израилевич
Лифшиц

Родился 6 (19) августа 1906 года в Харькове.

Эстрадный артист, куплетист.
Заслуженный артист РСФСР (14.10.1963).
Народный артист РСФСР (7.09.1979).

B 1925 году окончил Харьковский Музыкально-драматический техникум. Стал работать актёром агиттеатра «Синяя блуза», в разных отделениях которого также выступали Владимир Маяковский, Демьян Бедный, Александр Роу, Константин Листов, Семён Эйдинов и многие другие теперь известные, а тогда начинающие деятели искусств. Там он познакомился с Анатолием Трудлером, с которым скоро создал эстрадный шуточный музыкальный дуэт. Вместе они исполняли злободневные куплеты, диалоги, интермедии. Шуров играл на рояле, Трудлер пел и вёл конферанс.
С 1935 работали в Москве в «Артист-бюро» (Цирк на сцене). В начале войны Трудлер вступил в народное ополчение и погиб на фронте (1942).

В 1946 году Шуров пригласил молодого актёра Николая Рыкунина работать вместе в эстрадном дуэте, заменив таким образом погибшего на войне Анатолия Ивановича Трудлера. Через много лет Николай Рыкунин вспоминал:

— После войны в московских театрах шли пьесы радостного содержания, и в нашем Театре Сатиры играли «Факир на час». Я исполнял роль, о которой можно только мечтать молодому артисту: Коля-фоторепортер, с танцами и куплетами. А партнёром у меня был блистательный, обаятельный Виталий Доронин. Владимир Хенкин в очередной раз покорил Москву — он играл роль швейцара в провинциальной гостинице, его швейцар был заикой, и зрители одобрили новую работу смехом до слез. Однажды на спектакль пришёл известный в то время артист эстрады Александр Шуров. Он предложил мне создать с ним музыкально-сатирический дуэт (наверное, я ему понравился). Для меня это было неожиданным, но, не скрою, приятным предложением. Мне давно хотелось попробовать себя на эстраде. …Для первого концерта мы подготовили всего два номера: куплеты В. Бобошко и М. Викерса «Летят перелетные птицы» и пародии «Стрекоза и Муравей». Впервые мы выступали 2 мая 1946 года в Центральном доме Советской армии — одном из самых престижных концертных залов столицы.

В дальнейшем во взаимоотношения персонажей: Рыкунин – простак, Шуров – комик – добавлялись новые краски. Элегантный, франтоватый Рыкунин как бы подтрунивал над партнером, который оказывался в комической ситуации, но Шуров всегда остроумно «осаживал» его. Рыкунин обычно начинал куплет, прекрасно передавая благодаря своему артистическому таланту и сатиру, и иронию, и сарказм, заложенные в содержании куплетов. Шуров, импровизируя за роялем, к конце делал паузу и выдавал последнюю фразу – ударную репризу куплета. Артисты часто обыгрывали свой «реквизит» – рояль, который превращался то в стол бюрократа, то в купе поезда, то в корабль. В репертуаре дуэта появился номер «Аннушка» (о московском трамвае) В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского, музыка В. Сидорова и Д. В. Ашкенази. Стали пользоваться успехом «Восточная песенка», «Главсметана», «Поезд идет в Чикаго», «Серенада», «Заело» и «Манечка», некоторые из них были записаны на грампластинки в начале 1950-х. Дуэт обращался к различным темам жизни, насколько это было возможно в условиях цензуры. Один из первых режиссерских спектаклей Рыкунина совместно с А. Столбовым «Черная кошка» (середина 1950-х) был осужден в верхах, и около года артисты были вынуждены зарабатывать на жизнь гастрольными поездками. Они исполняли сатирические куплеты (обычно выше критики сферы бытовых услуг советская сатира тогда не поднималась), юмористические переделывания современных песен, пародии, скетчи, весёлые интермедии. В этот период они пришли к замыслу создания эстрадного театра.

В середине 1950-х годов артисты создали маленький эстрадный театр, для участия в спектаклях которого приглашали и других исполнителей: актёров и музыкантов. Рыкунин успешно выступил в нем и как режиссер (он окончил Высшие режиссерские курсы ГИТИСа и стажировался в Ленинградском БДТ у Г. А. Товстоногова). Были поставлены спектакли: «Вместо концерта» (В. А. Дыховичный и М. Р. Слободской, реж. П. Васильев и Н. Петров, 1953), «На маскараде» (В. Е. Бахнов и Я. А. Костюковский, реж. К. Воинов и Рыкунин, 1955), «Маленькие обиды большого города» (В. В. Кунин и А. Мерлин, реж. П. Васильев, 1957), «Не в названии дело» (А. Хазин, реж. Рыкунин, 1958), «Мужской разговор» (В. Бродов и Мерлин, реж. Рыкунин, 1961), «С шуткой под парусами» (Мерлин, Я. М. Зискинд, Рыкунин, реж. Рыкунин, 1975) и «Бенефис… Бенефис…» (реж. Рыкунин, 1988). Все спектакли были злободневны. В них высмеивались мракобесие, приспособленчество. Для дуэта также писали авторы: Борис Ласкин, Эмиль Кроткий, О. Левицкий, Я. Грей, Георгий Териков, Альберт Левин, композитор Никита Богословский.
Их выступления пользовались успехом у зрителей, они обязательно принимали участие в праздничных правительственных телевизионных концертах, записывали пластинки своих программ.
В 1991 году Шуров прекратил выступления по состоянию здоровья.

Умер 18 декабря 1995 года в Москве. Похоронен на Донском кладбище.

роли в кино
1976 Ансамбль неудачников (короткометражный) :: Александр Шуров
1969 Похищение :: артист Шуров
1963 Голубой огонёк-1963 :: сатирические куплеты

архивные кадры
2010 Спето в СССР (документальный)


6 августа так же родились
Просмотров: 657
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: