Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Корабль идет ко дну

Корабль идет ко дну
Хвалить этот фильм — значит потерять репутацию. Ругать— все равно что бить связанного. Остается понять. Хотя это навряд ли возможно.

Начало картины озадачивает. На пляже среди отдыхающих появляется молодой человек. Весь в белом. Прямо в костюме заходит в воду, окунается, идет обратно, добредает до прибрежных кустов, падает в траву и... на экране уже не появляется. Затем приходит еще один молодой человек, произносит какие-то слова о свободе и тоже плюхается одетым в воду. Выйдя на берег, подходит к какой-то женщине (которой мы тоже больше не увидим) и спрашивает: «Откуда вы знаете мою тайну?»

Какая тайна у юноши и почему ее знает женщина, мы так и не узнаем, но это и неинтересно, поскольку понятно становится гораздо больше: в этом фильме (сценарий Е. Лобачевской, режиссер А. Иванов-Сухаревский), перефразируя мадам де Сталь, все секрет и ничто не тайна.

Тайна — это то, к чему мы испытываем экзистенциальный интерес: загадка бытия, непознанный закон мироздания. Секрет — большей частью результат дурного своеволия.

Кто-то строит какой-то корабль, похожий на Вавилонскую башню, кто-то помахивает дореволюционными деньгами, кто-то декламирует стихи, кто-то режет себе вены, кто-то изображает мертвого, и все наперебой произносят фразы, порой не лишенные смысла, но совершенно не нужные ни себе, ни нам. Иногда это цитаты: «Мы живём в мире, придуманном гениями», «Осознание способности к преступлению— это взрослость», «Всякая система имеет основой психику своего создателя». Звучат эти, могли бы звучать другие, более глубокие или, напротив, более поверхностные. Иногда мелькают заимствования: аксолотль в аквариуме вытащен из рассказа Кортасара, смерти и воскрешения — из Сокурова, предметы под водой — из Тарковского и т. д. Фильм использует их так же, как обезьяна — утащенный компьютер.

Вполне очевидно, в чем полагает режиссер художественную свободу: в полном произволе. В возможности манипулировать персонажами, как марионетками, но выдавая их за людей. В строении фильма нет законов, в действиях нет логики, в словах— смысла, в чередовании эпизодов— последовательности. В любой момент может произойти что угодно, равно неожиданное и неинтересное. Впрочем, я неточно выразился: неожиданность — это когда ждешь одного, а происходит, другое. Или когда просто чего-то ждешь. Здесь же после первых кадров не ждешь ничего. Разнообразие событий удручающе однообразно.

Может быть, это было бы не так тягостно, когда бы не было так серьезно, значительно, претенциозно и, главное, фальшиво. Ужасно смотреть на старания хорошего актера Владимира Заманского сыграть неумело выдуманного юродивого. Все время хочется отвернуться и заткнуть уши, чтоб не видеть и не слышать ужасающе неестественной игры молодых артистов.

Какой смысл вкладывали в фильм его авторы? Что с молодежью у нас, товарищи, того, не все в порядке. Что она, молодежь, страдает. И что мы, товарищи взрослые, за это, того, отвечаем.

То, как фильм доносит эту свежую мысль, напоминает старый анекдот. Приходит человек в ресторан и заказывает жидкую манную кашу. Официант приносит. Тот выливает тарелку на голову и начинает размазывать кашу по лицу, с упоением приговаривая: «Какой я странный! Боже, какой я странный!» Если представить, что каша размазывается по лицам зрителей, получится довольно точный образ взаимодействия авторов «Корабля» с публикой.

И все же одна загадка в фильме есть— это загадка его происхождения. Вот ее-то я и попытаюсь разгадать.

Долгое время советское искусство было отгорожено от культуры. Всякие там реминисценции, ассоциации, аллюзии, скрытые цитаты, призмы, контексты — все считалось от лукавого модернизма, который— «пост». Вот Демьян Бедный да Иван Безродный — это святое. И вдруг поняли, что вокруг нас— океан культуры. Тысячелетия цивилизации. И представьте себе человека, на которого весь этот океан разом обрушился. Что, пропустив сквозь себя, спроецирует он на экран? Вавилонский кавардак и ощущение потопа. Что выберет он средством спасения? Ноев ковчег, тот самый корабль, который авось да выведет через болото бескультурья в чистый простор культурного бытия.

На авось— не выведет.
Просмотров: 2612
Рейтинг: 1
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: