Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Всегда помнить

Всегда помнить
В кино я сделала всего один небольшой (соответственно своему возрасту и росту) шаг. И не успела замахнуться на второй, как среди моих знакомых и даже не очень знакомых людей уже сложилась легенда о моей необычайной удачливости. Обидно только этим объяснять свои успехи, но и спорить тут невозможно. Конечно же, единственный короткометражный фильм по написанному мною сценарию — «Ангел мой» — это результат удачного стечения обстоятельств.
Действительно. Едва я закончила первый курс ВГИКа, как на «Мосфильме» возникло Экспериментальное молодежное творческое объединение («домашнее» название —«Дебют»). К этому моменту (бывают же такие совпадения!) руководители нашей институтской творческой мастерской В. И. Соловьев и Л. А. Кожинова дали нам задание—написать киноновеллу, и я как старательная ученица задание выполнила, ни на какое другое счастье, кроме пятерки в зачетку, не рассчитывая...
Потом началась совершенно необычная и странная жизнь, которую я по неопытности приняла за нормальную жизнь нормального сценариста. Мне сказали прийти. Я пришла. Сказали принести. Принесла. Через неделю позвонить. Позвонила. Опять попросили прийти, придвинули бумагу, предложили подписаться. Потом сказали: вот режиссер. И тут же возник режиссер — Борис Токарев, весьма симпатичный на вид, с лицом популярного киноактера (он им и оказался). Он цитировал мой сценарий, хранил его где-то на сердце (небольшой—двадцать страниц) и не исправлял в нем без меня ни одного слова. И опять—моя неопытность! — опять я приняла его за обыкновенного, нормального режиссера, как и всю мою тогдашнюю жизнь я принимала за норму... Началась работа. Редактор Худсовет. Директор объединения—Абдурахман Ахметович Мамилов—это особая картина: как он возвышался над столом в своем кабинете... Как он говорил, советовал... Не «давил»... Ни в коем случае не «давил», по крайней мере мы ни разу не заметили этого и считали себя совершенно самостоятельными в своих решениях, выборах, в своей работе...
И как-то вдруг возник фильм. Я еще училась на втором курсе, а он уже возник. Все произошло на бешеной скорости—вдох-выдох. На премьере в Доме кино я увидела во весь экран свою фамилию и вздрогнула. Следующей шла картина «Колька-опера» — здесь сценаристом был известный кинодраматург Виктор Мережко. Обомлев от такого соседства, я вздрогнула во второй раз и поняла, что удачное стечение обстоятельств или иначе моя удачливость довели меня до той черты, когда броситься назад невозможно, идти вперед страшно. Но выбора не было — надо было идти вперед. Что я и сделала, кажется...
Наш фильм—любимый и пока единственный — тоже не стоял на месте. Он съездил в Киев на кинофестиваль «Молодость-78» и привез оттуда главный приз «За лучшее воплощение современной темы». Потом на первом кинофестивале молодых кинематографистов Москвы мы с режиссером Борисом Токаревым получили приз за успешный дебют. И наконец, «Ангел...» добыл на международном кинофестивале в Салониках (Греция) Гран-При — «Золотую богиню Нику».
Фильм существовал уже отдельно от нас, спорить с этим было невозможно, да мы и не собирались спорить, просто иногда ощущали себя осиротевшими молодыми кинематографистами, которым придется начинать сначала...
Сначала начинать не пришлось — дальше было продолжение. Наш фильм стал пропуском в большой кинематограф, как принято говорить. Когда я называла «Ангел мой», работники киностудий улыбались, кивали головами и некоторые заключали со мной договор... Так, кроме «Ангела...», у меня появилось шесть других сценариев, два из которых были опубликованы в альманахе «Киносценарии», три находятся в работе на студиях, я получила поощрительную премию на конкурсе сценариев о людях Сибири и Дальнего Востока, проводившемся Госкино СССР, и даже была принята—еще студенткой последнего курса ВГИКа—в Союз кинематографистов... И теперь, когда мне хорошо, поскольку есть работа, позволяющая и вдохнуть, и выдохнуть, и оглядеться, и сделать не один вариант одного сценария, я с легкой грустью вспоминаю времена «Дебюта», как вспоминают детство — чуть восторженно, придавая значение мелким деталям и выискивая там истоки того, что есть сейчас. Я только начала работать, мне трудно самой сказать, что я есть сейчас, но истоки мои — точно там.

Елена Райская
«Советский экран» № 21, октябрь 1985 года
Просмотров: 2003
Рейтинг: 2
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: