Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

А дальше – будет видно

А дальше – будет видно
Летом 1988 года режиссер Леонид Марягин совершил обширное турне, представляя свою комедию «Дорогое удовольствие», изо всех сил рекламируя свое детище, особенно некий пикантный эпизод, в котором демонстрировалась «дольче вита» «королей» дефицита, на свой лад освоивших сферу бытового обслуживания и торговли. В нынешнем, году «Дорогое удовольствие» вышло на широкий экран, вызвав известный интерес у зрителей и довольно противоречивые отклики критики.
Спору нет, фильм Л. Марягина (в отличие от его прежних работ «Вас ожидает гражданка Никакорова», «Незваный друг» или «Город невест») по едкости сатирических уколов, пожалуй, превзошел даже флагман «перестроечной» комедии — «Забытую мелодию для флейты». Другое дело, что комические ситуации и колкости эти довольно однообразны, не отличаются выдумкой и хорошим вкусом, а в финале просто удручающе назидательны.
Бедняга-инженер со смехотворной зарплатой, окруженный дельцами и барыгами, которые живо находят применение его «золотым рукам»... Сюжет, согласитесь, неплох для «Фитиля», короткой юморески. Но фильм на полтора часа! А если сюда добавить еще и всесильного «папика» в исполнении Валентина Гафта, копирующего свою же собственную роль из «Воров в законе»!
Вот и остается постановщику под занавес выпустить «коронный» козырь для «оживляжа» зрительского внимания: парад полуголых девиц, демонстрирующих «полубикини».
Для этой же цели, смею предположить, режиссер ленфильмовской картины С. Ольхович вводит в скучнейшую, выдержанную в «лучших, традициях» историко-революционной темы прошлого десятилетия «Эсперансу» эпизод с участием Льва Троцкого, с которым за несколько месяцев до смерти лидера IV Интернационала встречается главный герой — удачливый инженер-нефтедобытчик (Д.Харатьян).

В отличие от «Дорогого удовольствия» и «Эсперансы» фильм «Долой коммерцию на любовном фронте!» (по мотивам рассказов Михаила Зощенко) поставлен режиссером-дебютантом. Идея этой комедии Михаила Солодухина ясна вроде бы из самого названия. Браки по расчету не красят духовный мир человека. Ради этой аксиомы, разумеется, снимать, да и смотреть фильм не стоит. Обаяние картины М. Солодухина в ином — в комедийной атмосфере двух ее новелл — эпохи «нэпа» и наших дней; в том хорошем чувстве юмора, которое ощутимо почти в каждом эпизоде, в актерской игре Р. Мухамедшиной, Г. Петровой, С. Арцыбашева.
В остроумной манере пародии поставлена и снята (оператор Андрей Ренков) сцена разрыва одной из героинь картины — зубного врача (Р. Мухамедшина) с очередным мужем (в этой гротесковой роли, как и в «Скорбном бесчувствии» А. Сокурова блеснул тонкой иронией известный киновед Владимир Дмитриев). В духе пошлых мелодрам немого кино на экране разворачиваются душещипательные страсти из-за вырванного мужниного зуба...
Высмеивая мещанство, авторы по воле фантазии переносят своих героев из 20-х годов в современность и обнаруживают здесь тоже немало достойного осмеяния (сцена в издательстве, в «клубе знакомств» и пр.). Не возьмусь утверждать, что во всех эпизодах Михаилу Солодухину удалось найти экранный эквивалент прозе Михаила, Зощенко. Опыт известной комедии Леонида Гайдая «Не может быть!» показал, насколько трудно творчество этого писателя поддается кинопрочтению. Однако в работе дебютанта мне видится то, без чего никогда и нигде не получится ни одна комедия — чувство смешного, импровизационный дар, режиссерская смелость.
Впрочем, такая смелость есть, судя по всему, и у молодого постановщика «Иглы» Рашида Нугманова. Правда, картина эта, поставленная на модную ныне тему наркомании, при всей экстравагантности формы и пластичности исполнителя главной роли — солиста рок-группы «Кино» Виктора Цоя, на мой взгляд, напоминает своеобразный коктейль из двух последних фильмов Сергея Соловьева — «Чужой Белой и Рябого» и «Ассы». От первого — натуралистическая жесткость, фактур, «вирированные» синевато-желтоватые кадры, диковатость казахских пейзажей. От второй — коллажность, экстравагантность, деформированность изображения, насмешливая ирония «поп»- стиля, ритмы рока, имитация съемок любительской кинокамерой. Чего стоит один постскриптум, который авторы саркастично посвятили телевидению, где только что погибший герой демонстрирует богатейший арсенал приемов «каратэ», раскидывая в разные стороны злобных соперников.
Что ж, дебютанты нередко начинают с подражания, со стилизации. Рашид Нугманов и его оператор Мурат Нугманов взяли за образец работы одного из лидеров отечественного кино. Это их право. А право зрителя делать выбор.

Александр Федоров
2.03.1989
Просмотров: 813
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: