Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Романтика и детектив

Романтика и детектив
Этот фильм наделен всеми приметами приключенческой ленты. В нем есть и острота интриги, и выстрелы, и преследования, и немало моментов, когда кажется, что герой попал в безвыходное положение. Но выход находится, и снова стремительно движется действие, и снова подвергаются испытанию выдержка и мужество героя...
Может быть, такой подход к теме излишне легковесен? Ведь речь идет о фильме «Чрезвычайное поручение», киноповести, посвященной замечательному революционеру Камо. И дело, которым занят герой картины, более чем серьезно: нужно доставить из Петрограда в Тифлис большую сумму денег и подписанный Лениным мандат, наделяющий чрезвычайными полномочиями Степана Шаумяна. От того, сумеет ли Камо выполнить задание партии, во многом зависит судьба Советской власти в Закавказье, где так сильна контрреволюция.
Думается, авторы пошли по верному, если не единственно возможному в данном случае, пути. В облике Камо, его делах живет романтика революции. Этот удивительный человек, воспитанный суровой школой большевистского подполья, всегда выполнял самые опасные и трудные задания. Дерзость сочеталась в нем с редким самообладанием, постоянная готовность к смертельному риску — с артистическим даром перевоплощения. Его жизнь и его имя овеяны легендой.
Среди фильмов, которые посвящаются 50-летию Октября, фильм «Чрезвычайное поручение» — один из первых, сделанных в жанре революционной романтики.
Фантастическое путешествие Камо через фронты, территории, занятые белогвардейцами, полно самых неожиданных приключений. Интерес к происходящим на экране событиям особенно велик потому, что у героя картины сильный, умный и опасный противник. Это эсер-террорист Борис Савинков. Сталкиваются не просто две сильных личности, две судьбы, сталкиваются два противоположных мировоззрения.
Камо (Г. Тонунц) жизнерадостен и добр к людям, в нем кипит энергия, он не теряет ни присутствия духа, ни чувства юмора в самых, казалось бы, невероятных положениях. В каждом его жесте и слове ощущается естественная радость человека, увидевшего торжество дела, которому он посвятил жизнь. Во имя человечности, во имя окончательной победы революции идет Камо навстречу опасности.
Савинковым {С. Соколовский) движет ненависть. Этот жестокий человек не гнушается никакими средствами в борьбе с новым, революционным строем. Актер С. Соколовский до предела сдержан, жесты его скупы, но в каждом движении Савинкова ощущается напряжение воли, властность, готовность к немедленному действию. Победить такого человека не просто.
И, конечно, самая большая актерская удача — образ филера в исполнении Б. Чиркова. Актер с предельной выразительностью демонстрирует самые грязные стороны натуры своего героя. Для филера доносить, подличать, убивать — обычное занятие, способ зарабатывать на хлеб. Приклеенная улыбочка, цепкий взгляд, семенящая походка... Зловещая фигура филера во многом определила остроту развертывающихся событий.
Итак, в фильме есть две силы — реальные, осязаемые, вступающие в жестокую схватку между собой. Но, судя по всему, автору сценария К. Исаеву и постановщикам С. Кеворкову и Э. Карамяну показалось, что этому поединку будет не хватать занимательности. Иначе трудно объяснить появление некоторых эпизодов, отмеченных и детективным штампом и невзыскательным вкусом.
Белые офицеры, едущие в одном купе с Камо, ведут напыщенные, балаганные разговоры, ссорятся по пустякам. Конечно, под аккомпанемент гитары. Если так доказывается моральное убожество белой армии, то средства использованы явно не лучшие.
А чего стоят водевильные анархисты, задержавшие поезд, в котором находился герой фильма! Как две капли воды похожи они на анархистов в «Оптимистической трагедии». Это становится уже штампом. А ведь вся эта, в худшем смысле слова, театрализованная анархия понадобилась только для того, чтобы показать: Камо способен, не мигая, стоять под дулом маузера, он умеет играть в карты и виртуозно стрелять.
Вряд ли таких сцен требовал жанр. Приключенческая лента может быть и умной и действительно интересной, ей вполне под силу передать подлинную романтику подвига. Доказательство тому — лучшие эпизоды фильма «Чрезвычайное поручение» и сам образ Камо. Именно поэтому с таким большим интересом смотрится фильм.

А. Деснянский
«Советский экран» № 2, 1966 год.
Просмотров: 1425
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: