Книги Игоря Прокопенко

kino-cccp.net
Прощаемся
8 сентября 2017 г. нас покинул актёр
читать биографию
Любиша Самарджич

ОСКАР
ОСКАР 1972: номинанты и победители
ОСКАР 1972: номинанты и победители

ОСКАР - все церимонии
Док. проекты
Застывшая тайна планеты
Застывшая тайна планеты

Док. проекты все выпуски
Трейлеры
кинопремьер


Мама! (2017)


Мама! (2017)
Мама! (2017)

Напарник (2017)


Напарник (2017)
Напарник (2017)

Квадрат (2017)


Квадрат (2017)
Квадрат (2017)

Временные трудности (2017)


Временные трудности (2017)
Временные трудности (2017)

С любовью, Винсент (2017)


С любовью, Винсент (2017)
С любовью, Винсент (2017)

Удача Логана (2017)


Удача Логана (2017)
Удача Логана (2017)

Про любовь. Только для взрослых (2017)


Про любовь. Только для взрослых (2017)
Про любовь. Только для взрослых (2017)

Гоголь. Начало (2017)


Гоголь. Начало (2017)
Гоголь. Начало (2017)

Малыш на драйве (2017)


Малыш на драйве (2017)
Малыш на драйве (2017)

Тюльпанная лихорадка (2017)


Тюльпанная лихорадка (2017)
Тюльпанная лихорадка (2017)

Архив анонсов
Рутгер Хауэр снова приедет в Москву
Рутгер Хауэр снова приедет в Москву

Евгений Миронов сыграет Петра Ильича Чайковского
Евгений Миронов сыграет Петра Ильича Чайковского

«Монах и бес» отмечен премией кинопрессы «Резонанс»
«Монах и бес» отмечен премией кинопрессы «Резонанс»


Главная » История кино

Яков Протазанов: искушение было опасным


Делимся с друзьями !!!
Рейтинг: 0.0

Яков Протазанов: искушение было опасным

Яков Протазанов: искушение было опасным
Кинокарьера Якова Протазанова (4.02.1881 – 8.08.1945) началась в 1906 году, когда он, 25-летний выпускник коммерческого училища, вернувшийся из длительной поездки по Франции и Италии, попытался написать первый в своей жизни сценарий. Через пару лет он дебютировал в режиссуре, а уже в 10-х годах ХХ века стал одним из бесспорных и плодовитейших лидеров кинопроцесса. Славу Протазанову принесли экранизации литературной классики, среди которых можно вспомнить «Войну и мир» (сорежиссер В.Гардин, 1915), «Пиковую даму» (1916) и «Отца Сергия» (1917). Конечно, эти ленты не претендовали на то, чтобы передать на экране философскую глубину оригиналов Л.Толстого или А.Пушкина, но в них были интересные монтажные, ракурсные и актерские находки. Попутно Протазанов отдавал дань мистике и модному тогда декадансу в любовных лентах… За первые десять лет работы он умудрился поставить около 80-ти фильмов, многие из которых давно и заслуженно забыты, так снимались в спешке «конкурентной» борьбы на ниве Великого Немого…

Гражданская война в России была, как известно, не лучшим временем для кинематографа. Спасаясь от «крутизны» совдеповского режима, Протазанов вместе со звездой своих лучших фильмов Иваном Мозжухиным эмигрировал в Париж, где оба они довольно успешно работали в кино. Прошло несколько лет… И вот в один из дождливых парижских вечеров с Протазановым, Мозжухиным и еще с одним знаменитым эмигрантом из России – графом Алексеем Толстым встретился некий кремлевский эмиссар, сделавший им соблазнительное (и кстати, подкрепленное материальными обещаниями) предложение – вернуться в Москву и вновь обрести славу лучших отечественных мастеров культуры. С берегов Сены и правда казалось, что нэп пришел в Россию всерьез и надолго. И стоит только чуть-чуть подыграть большевикам, как любовь публики и официальное признание превратят жизнь в сплошной творческий праздник. Словом, искушение было слишком велико – вопреки уговорам скептичного Мозжухина, Протазанов с Толстым взяли билеты на поезд в первую в мире страну диктатуры пролетариата…

«Подыграть» Кремлю решили без раскачки – в 1924 году на советские экраны вышла экранизация фантастического романа А.Толстого «Аэлита» (режиссер Я.Протазанов), где вихрь коммунистического переворота триумфально переносился с Земли на Марс. Но все-таки таких, откровенно политически ангажированных картин у Протазанова потом было не так уж много. Остроумные комедии «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Праздник святого Йоргена» (1930) закрепили за Я.Протазановым успех у публики, достигший пика в мелодраматической «Бесприданнице» (1937). В этих картинах раскрылся талант тогдашних звезд отечественного экрана - Игоря Ильинского, Анатолия Кторова, Нины Алисовой.

Несомненно, в 30-е годы над Яковом Протазановым, как и над любым другим «репатриантом» висела опасность репрессий, но как говорится, Бог (или лично И.В.Сталин?) уберег. Протазанов умер своей смертью 8 августа 1945 года, всего на несколько месяцев позже своего бывшего соавтора Алексея Толстого…

На фоне новой генерации «революционных киногениев» - С.Эйзенштейна, Д.Вертова или А.Довженко Яков Протазанов всегда казался «бывшим», «архаичным», «старомодным». Он так и не включился в модный (особенно в 20-х годах) тогда поток «авторского кино» с его культом всевластного режиссера-демиурга. Лучшие работы Протазанова всегда были связаны с экранизациями литературной классики. И даже в рамках комедийного жанра он оставался «актерским режиссером».

Сейчас трудно сказать, как сложилась бы судьба Я.Протазанова, сумей он устоять перед опасным соблазном «сменовеховского» посланца Кремля. Быть может, как и оставшийся во Франции Мозжухин, он не смог бы плавно перейти на рельсы звукового кино. Но как знать? Сумел же, к примеру, эмигрант из России Анатолий (Анатоль) Литвак поставить 23 фильма в Голливуде (с неоднократными «оскарными» номинациями) и десяток успешных картин во Франции, Германии и Британии…

Александр Федоров
Впервые опубликовано в журнале Pro KИNO. – 2003. – N 3. – C.18-19.


просмотров: 806 комментариев: 0
Представьтесь
Email:
Я не робот




Сегодня
23.09.2017

23 сентября родились
Гороскоп на сегодня
Гороскоп на 23 сентября

Россия 24
Телевидение онлайн
все каналы


Телепередачи
Фантастические истории
Территория заблуждений
Секретные территории
Большой скачок
Удар властью
Специальный корреспондент
Ударная сила
Великие тайны
Юмор

История кино
«Антидурь» и ее недотепы
«Антидурь» и ее недотепы

История кино
Помощь сайту
Помощь сайту

Мобильная версия

Яндекс.Метрика