kino-cccp.net
ОСКАР
ОСКАР 1992: номинанты и победители
ОСКАР 1992: номинанты и победители

ОСКАР - все церимонии
Док. проекты
Старость в радость
Старость в радость

Док. проекты все выпуски
Трейлеры
кинопремьер


Хроники хищных городов / Mortal Engines (2018)


Хроники хищных городов / Mortal Engines (2018)
Хроники хищных городов / Mortal Engines (2018)

Чернобыль: Зона отчуждения Финал


Чернобыль: Зона отчуждения Финал
Чернобыль: Зона отчуждения Финал

Сериал Сверхьестественное


Сериал Сверхьестественное
Сериал Сверхьестественное

Ведьмак (2019)


Ведьмак (2019)
Ведьмак (2019)

Чужестранка 4 сезон


Чужестранка 4 сезон
Чужестранка 4 сезон

Мисс Пуля (2019)


Мисс Пуля (2019)
Мисс Пуля (2019)

Султан моего сердца


Султан моего сердца
Султан моего сердца

Не в себе


Не в себе
Не в себе

Селфи из ада (2018)


Селфи из ада (2018)
Селфи из ада (2018)

Лёд (2018)


Лёд (2018)
Лёд (2018)

Архив анонсов
Мои впечатления от сериала 257 причин, чтобы жить
Мои впечатления от сериала 257 причин, чтобы жить

Сет Роген и Эван Голдберг перезагружают Черепашек-ниндзя для большого экрана
Сет Роген и Эван Голдберг перезагружают Черепашек-ниндзя для большого экрана

Интересные новости культурной жизни
Интересные новости культурной жизни


Главная » История кино

Смотри и радуйся?


Делимся с друзьями !!!
Рейтинг: 0.0

Смотри и радуйся?

Смотри и радуйся?
Ах, как здорово все начиналось осенью 1988 года! Созданная тогда федерация киноклубов, объединившая сотни, тысячи любителей киноискусства из разных городов нашей страны, виделась как долгожданное избавление от запретов киноначальства и диктата прокатного ширпотреба, как возможность обмена по кольцу лучшими отечественными и зарубежными фильмами и проведения разного рода фестивалей...
Прошло восемь лет. Федерация киноклубов создала свою кино- и видеоколлекцию, киноклубники приглашались на различные фестивали, проходили встречи с мастерами экрана. Казалось бы, смотри и радуйся...

Но тотальное повышение цен продиктовало свои законы. Сегодня даже солидные прежде киноклубы крайне редко могут позволить себе роскошь выписать из столицы резко вздорожавшие копии того или иного фильма знаменитого мастера. Что уж говорить о маленьких киноклубах и небольших провинциальных городах.

Я вспоминаю конец 70-х, когда с аншлагами шли в киноклубе (с залом на 500 мест) картины Федерико Феллини, Микеланджело Антониони и Франсуа Трюффо. Сегодня киноклубы, как правило, превратились в видеоклубы, и их аудитория снизилась, хотя планка программы по счету большого киноискусства осталась прежней...

Риторический вопрос: может ли обычный киноклуб с активом в десяток человек платить по нынешним ценам за аренду фильмокопии, за работу синхронного переводчика, транспорт и т.д.? Зрителей, посещавших киноклубы из-за элементарного дефицита зарубежных фильмов или искавших чего-либо запретного, эротического и пр., сегодня туда и на аркане не затащить. Они полностью переключились на домашнее видео, кабельное, эфирное или спутниковое телевидение. Остались только подлинные энтузиасты десятой музы, желающие не только смотреть хорошие фильмы, но и общаться, обмениваться впечатлениями. Жаль, что в провинции по чисто финансовым причинам они, как правило, лишены возможности видеть шедевры на большом экране. Зато пиратские видеокассеты помогают. В океане третьеразрядных боевиков при желании все-таки можно выловить стоящие картины. Никоим образом не хочу бросать камни в огород федерации киноклубов России. Нельзя же в самом деле предполагать, что вопреки законам рынка они в порядке гуманитарной помощи смогут бесплатно рассылать во все концы страны фильмокопии шедевров. Однако факт остается фактом. Хорошее кино на большом экране сейчас доступно зрителям, пожалуй, только в Москве и Петербурге (да в таких традиционно сильных киноклубах, как Самарский или Воронежский).

При этом в Москве, слава Богу, выдающиеся фильмы любой желающий увидит и без всяких киноклубов. В Иллюзионе, в Музее кино, Киноцентре изо дня в день проходят бесконечные ретроспективы, декады, недели и т.д. Вайда, Янчо, Фассбиндер, Пазолини, Варда... только успевай смотреть! Возникла своего рода патовая ситуация - столичные киноклубники смотрят все что угодно, с федерацией киноклубов или без нее, а провинциальные любители киноискусства в перерывах между московскими фестивалями вынуждены питаться только (или в основном) видео.

Провинциалам остается заниматься маниловщиной: вот кабы государство открыло в каждом городе маленький кинозал с льготным налогообложением и репертуаром Музея кино. Или нашлись бы меценаты кинопроката. Или... Но на трезвую голову ясно, что в нынешней социокультурной ситуации в стране это нереально. Россия - не богатая Франция, где относительно небольшие (по нашим географическим масштабам) расстояния между городами позволяют без особых затрат осуществить обмен фильмами между многочисленными киноклубами, где практически во всех высших учебных заведениях есть предмет - экранные искусства и медиа. Для российской провинции есть два пути: во-первых, громогласно возмутиться отсутствием государственной помощи и невозможностью смотреть шедевры, классику на большом экране и похоронить киноклубную идею, во-вторых, продолжать знакомиться с вершинами кинематографа с помощью видео. Из двух зол лично я предпочитаю меньшее, хотя Сергей Лаврентьев, вот уже многие годы настоятельно рекомендующий смотреть хорошие фильмы в кинотеатрах (хороших), бесспорно, прав. Но... только по большому столичному счету...

Александр Федоров
Впервые опубликовано в газете «Культура». 1996. 29 сент. С.11.


просмотров: 1324 комментариев: 0
Представьтесь
Email:
Я не робот



COVID-19
COVID-19
Сегодня
12.08.2020
12 августа родились
Гороскоп на сегодня
Гороскоп на 12 августа

Новости партнеров
Новинки книг
Домовой
Домовой

Новое
Россия 24
Телевидение онлайн
все каналы


Телепередачи
Фантастические истории
Территория заблуждений
Секретные территории
Большой скачок
Удар властью
Специальный корреспондент
Ударная сила
Великие тайны
Юмор

История кино
Карен Шахназаров: Баловень судьбы?
Карен Шахназаров: Баловень судьбы?

История кино
Помощь сайту
Помощь сайту

Мобильная версия

Яндекс.Метрика