Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Владимир Лакшин: «Удачи все-таки есть»

Владимир Лакшин: «Удачи все-таки есть»
Этот короткий разговор с известным литературоведом, заместителем главного редактора журнала «Знамя», автором документального телесериала о жизни и творчестве А.П.Чехова Владимиром Яковлевичем Лакшиным состоялся во время Всероссийской театральной декады чеховской драматургии в мае 1990 года.


— Владимир Яковлевич, история экранизаций произведений А. П. Чехова насчитывает уже не один десяток лет. Здесь были и удачи, и потери. В чем же секрет успеха?

- Самый яркий пример — творчество Никиты Михалкова. В его фильмах парадоксальным образом соединились величайшая победа кинематографической «чеховианы» и большое поражение. Я до сих пор считаю лучшей отечественной экранизацией чеховской драматургии «Неоконченную пьесу для механического пианино». Взяв раннюю, еще несовершенную пьесу А.П.Чехова, Н.Михалков прочел ее глазами человека, блестяще знающего чеховские шедевры, кое-что даже дописал, добавил из других произведений Антона Павловича. Фильм получился именно потому, что в основе вещь не знаменитая, перед ней не было почтительного пиетета, она давала простор фантазии. Это проявилось и в изобразительном решении, обладающим завидным чувством меры и вкуса. В «Неоконченной пьесе...» Н.Михалков подтвердил и свою высокую репутацию «актерского режиссера», сумевшего создать уникальный творческий ансамбль.

Увы, почти все это исчезло в снятых им через десять лет «Очах черных». Рекламность, отчетливая ориентация на зарубежный рынок, просчеты вкуса, желание во что бы то ни стало выгодно продать «кинотовар»... К сожалению, на сей раз победила не лучшая часть Михалкова-режиссера...


— Трудно с вами не согласиться. В последнее время у нас, на мой взгляд, не появилось ни одной экранизации драматургии и прозы А.П.Чехова, равной по мастерству «Неоконченной пьесе...». Из фильмов 80-х я назвал бы только «Поцелуй» Романа Балаяна…

- У меня к «Поцелую» отношение неоднозначное. Многое нравится, с чем-то я не соглашаюсь. Но это талантливая, яркая картина. Были и другие достойные экранизации — «Моя жизнь» Д. Долинина и С.Любшина.
В свое время я был консультантом фильмов «Дядя Ваня» Андрея Кончаловского и «Плохой хороший человек» Иосифа Хейфица. Оба эти режиссера по-своему подошли к чеховским произведениям. Но и здесь я остаюсь при убеждении, что из литературного шедевра чрезвычайно трудно сделать шедевр кинематографический…


— Хорошо известно, Владимир Яковлевич, что русская классика долгие годы была для многих кинематографистов и критиков своеобразным духовным убежищем – художественным островом, свободным от требований «соцреализма». Может быть, поэтому теперь, когда кинематографисты обрели долгожданную «бесцензурность», их интерес к экранизациям классики снизился?

- Наверное, это так, однако, убежден, что интерес к классике еще вернется…

— А как вы относитесь к идее проведения чеховской киноретроспективы? Быть может, даже шире — фестиваля экранизаций «Русская классика на Мировом экране»? Ведь произведения А. П. Чехова экранизировались такими известными мастерами, как американец Сидни Люмет, немка Маргарет фон Тротта, итальянец Марко Беллокио, француз Патрис Шеро, англичанин Лоуренс Оливье... Не говоря уже об экранизациях Толстого, Достоевского, Гоголя, Пушкина, Тургенева. С ними связано целое созвездие кинематографических имен: Лукино Висконти, Бернардо Бертолуччи, Жюльен Дювивье, Кинг Видор, Вуди Аллен, Робер Брессон, Ежи Сколимовский, Анджей Жулавский, Анджей Вайда...

- Хорошая идея. Но только в том случае, если на подобный фестиваль приедут не только прокатчики и кинокритики, но и кинематографисты, прежде всего те, кто имеет прямое отношение к экранизации русской классики… Словом, я – «за»…

Беседовал Александр Федоров
Май 1990 года
Просмотров: 2314
Рейтинг: 1
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: