Кредит наличными

kino-cccp.net
Прощаемся
5 декабря 2016 г. нас покинул актер
читать биографию
Антон Наркевич

ОСКАР
ОСКАР 1988: номинанты и победители
ОСКАР 1988: номинанты и победители

ОСКАР - все церимонии
Политвидео
Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию
Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию

Политвидео все выпуски
Трейлеры
кинопремьер


Союзники (2016)


Союзники (2016)
Союзники (2016)

Землетрясение (2016)


Землетрясение (2016)
Землетрясение (2016)

Поезд в Пусан (2016)


Поезд в Пусан (2016)
Поезд в Пусан (2016)

Эластико (2016)


Эластико (2016)
Эластико (2016)

Вечность (2016)


Вечность (2016)
Вечность (2016)

Зоология (2016)


Зоология (2016)
Зоология (2016)

Невеста (2017)


Невеста (2017)
Невеста (2017)

Притяжение (2017)


Притяжение (2017)
Притяжение (2017)

Научи меня жить (2016)


Научи меня жить (2016)
Научи меня жить (2016)

Фантастические твари и где они обитают (2016)


Фантастические твари и где они обитают (2016)
Фантастические твари и где они обитают (2016)

Архив анонсов

В «Последнем танго в Париже» изнасилование было настоящим
В «Последнем танго в Париже» изнасилование было настоящим

«Ленфильму» отказали в правах на советское кино
«Ленфильму» отказали в правах на советское кино

«Союзмультфильм» снимет продолжение «Простоквашино» и «Карлсона»
«Союзмультфильм» снимет продолжение «Простоквашино» и «Карлсона»


Главная » История кино

Легенда о Тиле


Делимся с друзьями !!!
Рейтинг: 0.0

Легенда о Тиле

Легенда о Тиле
Вереница слепых, словно сошедших на экран с брейгелевского полотна, идет по запыленной дороге. Их ведет слепой, который притворяется зрячим, а может быть, и сам верит в это. Оборванные, нищие, жалкие, они бредут по дорогам Фландрии, оступаясь и падая в грязь. На ощупь роются они в кошельке, выискивая последние гроши, и появляются то тут, то там, тревожно вопрошая друг друга: «Кто это? Что это?». «Это праздник, праздник, — отвечает им слепой поводырь, глядя незрячими глазами на костер, в пламени которого погибает угольщик Клаас. «Пепел Клааса стучит в мое сердце» - эти пронзительные слова всплывают и памяти сразу, как будто они были произнесены вчера, а не сто с лишним лет тому назад, те сто с лишним лет, которые отделяют нас от выхода знаменитой книги бельгийского писателя Шарля де Костера. Книга принесла посмертную славу своему автору, а при жизни он был скромным литератором и служащим бельгийского государственного архива. Строки старинных манускриптов, исторических документов, с которыми имел дело де Костер, сложились в по книге в яркую картину великого восстания гезов (нищих) против испанского владычества. Полная жгучей боли за поруганную родину, книга говорила о вечном стремлении народа к свободе, о несломленном и непобедимом духе Фландрии, полномочным представителем которого стал герой фламандского эпоса Тиль Уленшпигель, отважный гёз, энергичный и хитрый бродяга, весельчак и балагур.
Пришедший на страницы книги из народных «шванков», Тиль сохранил все те черты и добродетели, которыми из века в век наделял своих героев народ. Озорной и лукавый, он был сродни многочисленным героям фольклорных анекдотов, анонимных фаблио, которые передавались из уст в уста на протяжении столетий. Повествование де Костера явственно несло черты так называемой «низовой» культуры с ее реабилитацией плоти и утверждением чувственных радостей бытия.
И вот знаменитая книга переведена на язык кино, и старинная Фландрия с ее средневековыми городами, рыночными площадями, узенькими улочками и трактирами, Фландрия с ее синим небом и лентами дорог, то заснеженных, то золотистых от пыли, Фландрия белых дюн и голубых каналов возникла на экране. В фильме «Легенда о Тиле» режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова сплавлены воедино возвышенный пафос и проникновенная лирика, в нем соседствуют горькие слезы и жизнерадостный смех в полном соответствии со знаменитым первоисточником. И, однако, этот перевод де Костера на язык кинематографа — достаточно вольный перевод.
Гейне пошутил однажды: «Перевод, как женщина. Если он верен, то некрасив, а если красив, то неверен». Фильм «Легенда о Тиле» по-настоящему красив, красив очевидно и бесспорно. Живописные, изысканно построенные кадры, ощутимо стилизованные под работы фламандских мастеров и, в первую очередь, Питера Брейгеля, замедленное рапидом парение золотистых волос вокруг лица Неле, голубовато-белый колорит морских боев, лебединые крылья парусов над кораблями восставших гёзов — все это действительно красиво, но красота эта ориентируется на стиль более «высокий», нежели очень простой народный с.юг де Костера. Даже такие сцены, как праздник шутов, которые, казалось бы, так и провоцируют авторов на самые буйные проявления фантазии, сдержаны рамками достаточно строгого вкуса. Авторы фильма предпочитают де костеровскую поэтичность де костеровской сочности. И к тому же де Костер-историк привлекает их больше, чем де Костер-фольклорист. Достоверно, убедительно и со вкусом воссозданные на экране реалии фламандского быта XVI века придают фильму черты увлекательной исторической хроники. Знаменитая тема - пепел Клааса — выходит на первый план, властно подчиняя себе не только все остальные сюжетные линии, но и самую интонацию рассказа. «Пепел Клааса» — так называется первый фильм дилогии. «Да здравствуют нищие!» — так называется второй фильм, который подтверждает и развивает основную тему картины, тему героической борьбы, олицетворением которой становится Тиль, не столько весельчак и балагур, сколько носитель народного стремления к свободе.
Путь, который предстоит пройти Тилю, а вместе с ним и всему народу Фландрии, исчисляется десятилетиями исторического времени, но время, в котором течет эта своеобразная хроника,— условное время. Годы идут, но они не меняют Тиля, как не меняют и его верную подругу Неле. Герои картины не только вечно молоды, но и могут повстречать самих себя в детстве, Тилю дано увидеть собственное рождение, а Неле может заглянуть в будущее. Метафорическое, легендарное «всегда» — вот тот сорт времени, в котором существует фильм. Плоть исторической хроники насажена на костяк легенды. Длительный процесс прозрения и пробуждения народа сжат и выражен на экране при помощи поэтических метафор. Вереница слепцов... Это не просто удачная цитата из Брейгеля. Разве не слепы те, о ком с таким царственным пренебрежением рассуждает не лишенный обаяния тиран, император Карл V: «Чем больше возлюбленный повелитель взвалит на них налогов и конфискаций, тем больше будут они его страшиться и любить. Благодаря мне в Нидерландах погибло пятьдесят тысяч человек. Теперь я покидаю престол, а они хны чат». Дым от костров заволакивает Фландрию, застилает глаза и кажется, что не видно пути к свободе. Долгие годы
скитаний по дорогам Фландрии ожидают Тиля, но «благословенны скитания ради освобождения родины». Пепел Клааса стучит в его сердце и зовет к отмщению, и стучит в сердца простых фламандцев, которые становятся рядом с Тилем. Очень точно ощущая заданный авторами тон, играют все актеры, органично существуя в мире этого фильма, мире одновременно историческом и легендарном. Лембит Ульфсак, длинный, худой, очень пластичный и необыкновенно похожий на Уленшпигеля внешне, не забывает о лукавой натуре своего героя, обаятельно и мягко сочетая краски героические, лирические и комедийные. Удивительно точным ощущением стиля отмечена работа Натальи Белохвостиковой в роли Неле. Она кажется сошедшей со старинного полотна и с актерской грацией балансирует на грани живого характера и поэтического символа вечной любви. Евгений Леонов воплощает раблезианский характер толстяка Ламме Гудзака, почти не прибегая к гротескным краскам, но очень смешно и удивительно живо. В чрезвычайно сильный актерский состав фильма входят и Михаил Ульянов в роли Клааса, и Лариса Малеванная — Сооткин, и Алла Демидова — Катлина, и Анатолий Солоницын — Рыбник, и каждый из этих актеров ведет свою партию в многоголосой картине талантливо, точно и со вкусом. Даже мрачный Император Карл V радует зрителя актерским блеском Иннокентия Смоктуновского, который всего в нескольких эпизодах ухитряется создать характер достаточно сложный. Однако мир королевского дворца в Вальядолиде, описание которого занимает так много места в книге, меньше интересует авторов картины, и Филипп II, кровавый король, сыгранный Владиславом Дворжецким, как некий поэтический знак тирании, довольно быстро исчезает с экрана, вытесненный бурной стихией народных сцен, криками «Да здравствуют гёзы!», близящейся победой восставших фламандцев. ...И вот торжествует победа, враг разбит, но вечный странник Уленшпигель и его вечная подруга Неле, уходят по бесконечной дороге. Они продолжают свой путь туда, где еще нет свободы, куда зовет их стучащий в сердце пепел Клааса, уходят, обреченные на вечные скитания, на бессмертие.

Надежда Целиковская
Спутник кинозрителя, декабрь 1977 года


просмотров: 189 комментариев: 0
Представьтесь *
Email: *
Я не робот *:




Сегодня
06.12.2016

6 декабря родились
Гороскоп на сегодня
Гороскоп на 6 декабря

Россия 24
Телевидение онлайн
все каналы


Новости кино от Гоблина

Предыдущие выпуски
ВТБ Банк Москвы RU CPS
Телепередачи
Фантастические истории
Территория заблуждений
Секретные территории
Большой скачок
Удар властью
Специальный корреспондент
Ударная сила
Великие тайны
Юмор

История кино
«Скажи Лео» - жизнь в сети
«Скажи Лео» - жизнь в сети

История кино
Помощь сайту
Помощь сайту

Мобильная версия