Меня трудно удивить фильмом или спектаклем – настолько привык ко всему необычному, что происходит в мире искусства. Но тем легче повергнуть меня в шок, когда я думаю, что беру на просмотр вполне обычное кино или иду на стандартный спектакль. Так случилось и в этот раз. Не буду рекламировать, где покупал диск с фильмом "Лесная царевна", но тот факт, что я его приобрел в нагрузку с культовым "Мертвецом" Джима Джармуша, уже мог бы меня насторожить… Но нет, я безмятежно взял кино в подарок, пришел домой, поставил диск и… Пропал на неведомых дорожках возрожденной сказки, да не простой, а арт-хаусной…
Казалось бы, как сказка может принадлежать к независимому кино. Да запросто, если учитывать, что сказки сейчас на вес золота в мире кино. Нету их в нашем прокате, а когда появляются, то, к сожалению, не лучшего качества. Как впрочем, и самого детского кино у нас практически нет. Что уж говорить про детское телевидение… Но совсем недавно на российских просторах появился аутсайдер - кинокомпания «Ракурс», которая поставила своей целью возрождение детского кинематографа. Она-то и выпустила в свет новую российскую сказку, основанную на знакомых всем сюжетах.
Правда, "Лесную царевну" трудно назвать детским фильмом или сказкой в полном смысле слова. Это все же чистой воды независимое кино. Добротное, с великолепной игрой актеров и по-своему философское, умное. Особый колорит придает фильму просто отточенная до невозможного музыка Владимира Панкова и Александра Гусева. А это значит, что над фильмом работала вся дружная команда не только "Пан-квартета", но и "Soundramы", и уж они-то не простые ребята. Панков (кстати, этот неугомонный творец сыграл в фильме аж 5 ролей - совсем как в спектакле "Дон Жуан", хотя можно вспомнить и сказочного Милляра, умевшего перевоплощаться в разные ипостаси, или коллегу по цеху - Григория Сиятвинду в "Квартете") и сотоварищи очень много бродили по селам и весям, собирали фольклор, искали новые музыкальные инструменты… В этой сказке выражены результаты их мучительных и бесконечных поисков, в каждой мелодии заложена своя история, своя трагедия, своя мифология. Но это не фольклорная музыка, она сугубо авторская, аранжированная и, конечно же, актуализированная для современного слушателя электронным звучанием. И каждая мелодия совпадает с нужным кадром, а такое очень редко можно наблюдать в кино.
Сам сюжет сказки не столь важен, как ее настрой. При просмотре подмечаешь ритмику, степенность повествования, на глаза попадаются знакомые с детства смысловые фигуры: Баба-Яга, Иван-царевич, молодильное яблоко, завистливые братья, избушка на курьих ножках. Появились и новые персонажи. Вроде бы что-то знаем про кота Баюна, но такого котище русское кино еще не видело. Он мне, кстати, сильно напомнил Чеширского кота из культовой компьютерной игрушки про Алису. Ох, как хороши царский советник (Владимир Симонов), купец (эта роль Михаила Полицеймако сильно напоминает Крамарова в легендарных "Неуловимых"), леший (Виктор Сергачев), Кабацкая Теребень (Сергей Барковский). А в небольших ролях можно увидеть юную звездочку Диану Шпак, Диму Мартынова (всем известного по "Дневному" и "Ночному" дозорам) и Артема Смолу (в роли скомороха). Да и Сват Наум с голосом Дальвина Щербакова по-своему интересен. Что уж говорить об Антипе. В нем конечно же угадывается тот самый Харон, который перевозит души в загробный мир. Когда я увидел его лодку, сразу вспомнил, что сам родом из города, основанного таким вот перевозчиком – по имени Павел. Так что же? наших горожан река отделяет от потустороннего мира? Интересная мысль… Вообще все Иваново хождение «туда – не знаю куда» (кстати, рабочее название картины – "Поди туда – не знаю куда") сильно напоминает путешествие Орфея в поисках Эвридики и, как ни странно, последний путь Уильяма Блейка из пресловутого "Мертвеца". Но, кроме античности, в фильме четко прослеживаются и другие стили и направления: готика и фэнтези (особенно в сцене добычи молодильных яблок – уж очень похоже на подступы к джексоновскому Мордеру), русская архаика (конечно же, во всех сценах ворожбы Марьей-Куликовой, всевозможные пословицы, прибаутки), сатира (сильно прямой воевода, сыгранный с иронией Александром Самойловым, завистливые братцы (Пинчук и Кукушкин), взбалмошный царь Гурьян в исполнении опытного Юрия Назарова и молодого Константина Чепурина), гуманизм (ну, без этого в русской культуре никуда). И все стилистические подходы приправлены качественными спецэффектами, и они никак не могли быть в 70-е годы прошлого века, как утверждают некоторые пытливые умы. Ну, про котика я уже рассказал, но мне особенно понравился эпизод с попаданием в тартарары воеводы и его дружины. Хорошая идея…
Плюсов, как вы уже поняли, у этой сказки много. Минус единственный – не все дети поймут притчу о путешествии в никуда. Наш Иван шел незнамо куда, но пришел все равно на круги своя, к своей «лесной царевне». Это истина всех «одиссей». Простая и сложная одновременно.
И в заключение – несколько фактов из жизни этого фильма:
Съемки проходили на русском Севере (под Архангельском), в селе Малые Карелы, в Музее-заповеднике древнерусского зодчества.
Картина – обладательница Гран-При на Международном фестивале для детей и юношества «Filmak 2005» (Чехия), первого приза – «Артек» (Украина), Гран-при – «Сказка» (Москва), номинант кинофестиваля для детей и юношества «Schlingel 2005» (Германия).
Создатели удостоены благодарности Администрации президента за вклад в развитие детского киноискусства.
Режиссеры фильма Теймураз Эсадзе и Александр Басов – дебютанты в детском кино.
Исполнитель главной роли – Ивана – Николай Мачульский – дебютант в кино.
Одна из вокалисток, исполнявших песни, - Анна Невская, известная по сериалу "Кто в доме хозяин?".
На второй стороне лицензионного DVD – музыка из фильма.
Макс