Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Из жизни аутсайдеров

Из жизни аутсайдеров
Раньше эта тема как-то не рассматривалась нашим кинематографом всерьез. И если, скажем, и показывались на экране молодые люди, мягко говоря, выпавшие из привычной системы общественных отношений, то, конечно же, — с жирным знаком минус («Несовершеннолетние», «Признать виновным» и т. п.). Но вот теперь рядом с документальным, фильмом Юрия Подниекса «Легко ли быть молодым?» появились и игровые картины, авторы которых всерьез пытаются разобраться, что же творится в душах современных аутсайдеров.

В картине режиссера-дебютанта Светлены Проскуриной «Детская площадка», поставленной по сценарию Павла Финна, эта тема заявлена достаточно интересно. Обаятельные актеры Вадим Любшин и Дарья Шпаликова играют здесь влюбленную пару, внутренний мир которой, скажем прямо, не блещет глубиной и интеллектом. Она — бывшая детдомовке. Он тоже вырос без родителей. Их отношения складываются непросто, но за внешней грубостью и вульгарностью нельзя не увидеть искренность чувств, желание быть счастливыми.

И, право, жаль, что вместо исследования не примелькавшихся не нашем экране характеров режиссер вслед за сценаристом словно по привычке порожденной «молодежными» лентами прошлых лет, увлекается банальной детективной интригой, которая вытесняет психологию отношений на второй план, выводя на первый схематичное противоборство главаря преступников, и милиционера за право быть, «властителем дум» юных героев...

Причем эта сконструированная тенденциозность настолько проступает в каждом кадре второй половины картины, что финальный авторский оптимизм тоже как-то не воспринимается всерьез.

А вот в фильме сценариста и режиссера Сергея Бодрова «Непрофессионалы» такого дежурного оптимизма нет и в помине. Как далек этот горький рассказ о шефских гастролях провинциального самодеятельного ансамбля от прежних кинематографических работ С. Бодрова, в которых он выступал в качестве сценариста («Баламут», «Моя Анфиса»).

Этих «тихих» мальчиков с громкими гитарами, на мой взгляд можно назвать «детьми эпохи духовного застоям. Ни одной мало-мальски серьезной мысли в разговоре, примитивные, убогие желания. Безграничная радость по поводу украденной в сельмаге бутылки «бормотухи». Сегодня они нехотя соглашаются дать бесплатный концерт в доме престарелых, а завтра — могут совершить убийство...
Правда, беспощадная черно-белая «документальность» этой драмы, снятой на черно-белую, а затем вирированную в желтоватый цвет казахских степей пленку, в целом все-таки довольно приблизительно, без психологических нюансов раскрывает внутренний мир молодых героев. Пожалуй, мы больше узнаем о некоторых обитателях и работниках дома престарелых...

Зато Сергею Бодрову удалось другое, не менее важное. Ничуть не оправдывая бездуховности своих героев, он открыто говорит и о вине общества, которую оно несет за искалеченные судьбы «непрофессионалов». Ощущая себя ненужными, «нахлебниками», сталкиваясь с душевной черствостью, бюрократизмом, ребята в неволей пытаются приспособиться к этому миру...

И пусть у героев фильма иногда вспыхивает живое стремление сыграть и что-то не казенное, а душим и иные человеческие чувства, автор не умиляются. Чтобы «Непрофессионалы» стали другими, другим должно быть общество…

Александр Федоров
20.09.1987
Просмотров: 2375
Рейтинг: 2
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: