Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Анатолий Васильев: Открыть для себя человека

Анатолий Васильев: Открыть для себя человека
Об актере Анатолии Васильеве хотят знать многие. В конце 70-х годов (это был его дебют в кино) он сыграл роль Дымова в фильме Сергея Бондарчука по повести А. П. Чехова «Степь». Сыграл ярко, убедительно, талантливо. Именно таким, неукротимым бунтарем—представляешь Дымова, читая «Степь».

Анатолий Васильев об этой первой своей работе:
- Характер Дымова очень сложный, противоречивый. Он, безусловно, человек незаурядный, талантливый, но найти выход своему таланту, тем большим силам, которые в нем бурлят, Дымов не может. А такой, какой он есть, он людям не нужен. В этом его трагедия. Отсюда его злость и агрессивность. Он часто задирается, пристает к людям, может затеять драку, но тут же начнет мириться, со слезами на глазах вымаливая себе прощение. Ведь по сути своей он человек добрый, а его бунтарство идет от желания переменить мир, сделать так, чтобы все было по-другому, лучше, чтобы люди могли жить в мире и согласии. Он способен на многое, но куда повернет этот характер—неизвестно. Вот эти внутренние конфликты, неукротимый нрав и неуемный темперамент я и стремился передать. И здесь большую помощь мне оказал Сергей Федорович Бондарчук. На репетициях мы тщательно обговаривали и уточняли многие детали, обсуждали каждый поступок Дымова. Сергей Федорович чувствовал, что образом Дымова я «заряжен» правильно, и лишь изредка где-то поправлял меня или подсказывал что-то в роли. В материал он погружается очень серьезно и глубоко. Этого же требует от актера. В работе справедлив и принципиален. От своих целей никогда не отступает, пока не добьется от исполнителя нужного результата, и сам, со своей стороны, «выкладывается» максимально, чтобы актер хорошо его понял, чтобы сцена была снята именно так, как задумана. Для меня и, я думаю, для всей съемочной группы опыт сотрудничества с таким большим художником, как Сергей Федорович Бондарчук, не прошел бесследно.

«Актер с большим будущим» — так сказал об Анатолии Васильеве С. Ф. Бондарчук, «открывший» этого актера для кино. Васильев сразу же привлек к себе внимание кинематографистов и зрителей своей яркой, сочной, эмоциональной игрой. За два года после «Степи» он сыграл шесть больших ролей в фильмах «Близкая даль», «Иванцов, Петров, Сидоров», «Экипаж»», «Крик гагары», «Корпус генерала Шубникова» и «Чрезвычайные обстоятельства». Роли совсем несхожие, требующие каждый раз нового подхода, новых раздумий, новых поисков. И это только в кино. А сколько за это время было сыграно им в Центральном академическом театре Советском Армии, где актер работает! От острогротескового дурака-фельдфебеля в «Комической фантазии» до идеально доброго Вэла в пьесе «Орфеи спускается в ад». А за исполнение роли Орла в спектакле «Мы — русский народ» актер был награжден медалью имени А. Д. Попова.
— Конечно всегда интересно играть роли острые, психологические, с неожиданными поворотами в характере. Однако бывает, что роль драматургом написана однозначно, прямолинейно, неинтересно. Я считаю, что исполнитель должен постараться обогатить такую роль, привнести в нее что-то свое, личное, подмеченное или найденное в жизни. Уверен — актер в искусстве может очень многое, конечно, если он увлечен своей работой. Иногда режиссеру можно предложить свой рисунок роли, по-своему увиденный и осмысленный материал. И здесь он может пойти навстречу или оттолкнуться от предложенного актером характера. Так произошло у меня с образом Сергея Букреева в картине «Близкая даль». Когда режиссер В Кольцов пригласил меня на эту роль, оказалось что он видит Сергея совсем не так, как я. Но режиссер согласился со мной. У нас сразу возникло полное взаимопонимание, абсолютный контакт, И работа над этой картиной превратилась для меня в настоящий творческий праздник.

Легко, свободно вдохновенно играет Анатолий Васильев Сергея Букреева. Мы видим, как любовь меняет этого поначалу развязного, циничного и даже наглого парня, и понимаем, что все эти черты—лишь внешнее прикрытие, за которым прячется истинный характер Букреева, его сердечность, отзывчивость, доброта и способность любить сильно, без оглядки.
— Сергей Букреев.— продолжает Анатолий Васильев,— человек с нелегкой судьбой и трудным характером. В жизни ему пришлось много страдать, и теперь, уйдя в себя, замкнувшись от людей, он не может сразу и открыто проявить свои чувства. Отсюда сложность его отношений с любимой женщиной.

— Вы уже в детстве хотели стать актером?—спросила я, заранее предполагая утвердительный ответ. Однако...
— Нет, в детстве я всерьез об этом не думал. Помню лишь, что был очень впечатлительным ребенком. Легко ставил себя на место другого, переживал за него. Дело доходило до смешного. Однажды я даже представил себя старым полуразрушенным забором и подумал, как же плохо ему в непогоду. Мне сделалось грустно, я жалел забор. Позже, окончив семь классов, я поступил в машиностроительный техникум. Собирался, так же как мой отец, стать инженером. Парень я был озорной, заводила в компаниях. Любил на вечерах что-нибудь придумывать, изображать. Вот мои друзья и стали мне настойчиво советовать попробовать себя на сцене. Кончилось это тем, что я поступил в школу-студию МХАТ.

— Что вы думаете о своем герое — Валентине Ненарокове из картины «Экипаж»?
— Это человек, который живет для других. Такие люди в жизни есть, и они мне встречались не раз, но они незаметны, поскольку очень скромны и часто находятся в тени. Многие из них по-настоящему герои. Главным в характере Ненарокова считаю то, что он может другому его ошибки, недостатки простить. Поэтому для меня особенно важной была сцена последнего свидания Валентина с бывшей женой. Тут наиболее ярко проявились его душевность, доброта, благородство. Когда Аля спрашивает Валентина, смог бы он начать с ней жизнь сначала, он, не задумываясь, отвечает: да! Ведь он любил ее и продолжает любить.
Правда, в этом характере мне не хватало каких-то взрывных моментов. Александр Наумович Митта — режиссер очень смелый. Он готов на эксперименты, неожиданные ходы, острые ситуации. Но в данном случае он меня как исполнителя все время
сдерживал. Он видел свою картину целиком и в итоге, наверное, оказался прав.

— Наши читатели часто спрашивают о работе актера. Как идет подготовка к роли, что помогает находить верный образ?
— У актера должна быть прежде всего моментальная реакция на все происходящее. У него сердце всегда отзывчиво, оно все в себя вбирает, чутко реагируя на любые проявления человеческого характера. Последнее время я для себя открываю людей. Иной раз слышишь о человеке одно, а вот встретишься с ним, поговоришь и начинаешь разбираться: почему он таким стал, что могло бы изменить его характер? В работе это очень помогает, а общение с людьми приносит большую радость. Ведь если подойти к человеку по-доброму, по-хорошему, он моментально это видит, чувствует и сразу откликается ответным добрым словом, отношением. И сам от этого получаешь огромное удовольствие, наслаждение и колоссальный заряд энергии, которая может выплескиваться в твою работу, в творчество, общение с окружающими. Все это обогащает так же, как и любая сыгранная роль, которая никогда не проходит бесследно. Ведь каждый характер, с которым встречаешься в жизни или в искусстве,— это свой мир, причем мир необычайно интересный, увлекательный, и, погружаясь в этот мир, становишься на время другим. Смотришь по-иному, живешь по-иному. Потому очень сложно бывает одновременно репетировать и играть различные роли в театре и кино. Но в этом и заключается работа актера, которая наряду с трудностями приносит настоящее творческое удовлетворение.

В кинематограф Анатолий Васильев пришел уже сложившимся актером. За его плечами десяток самых разных ролей, сыгранных на больших сценах Москвы. Впереди новые фильмы и, думается, новые удачи.

Е. Фролова
«Советский экран» № 8, 1981 год
Просмотров: 2414
Рейтинг: 1
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: