За последние несколько лет режиссер Джадд Апатов доказал, что для комедии не бывает неподходящих тем, будь то история о великовозрастном девственнике или нежелательной беременности. Его картины «40-летний девственник» и «Немножко беременна» получили признание критиков и кассовый успех, а также дали возможность зрителям сопереживать героям в наиболее трудные и забавные моменты их жизни.
Снимая фильм в третий раз, Апатов находит место для юмора, когда речь заходит о человеческой жизни. Режиссер представляет Адама Сэндлера («Чак и Ларри: Пожарная свадьба», «Управление гневом»), Сета Рогена («Немножко беременна», «Ананасовый экспресс: Сижу, курю») и Лесли Манн («Немножко беременна», «40-летний девственник») в своей картине «Приколисты» — истории об известном комедийном актере, оказавшимся на грани между жизнью и смертью, и о том, как он использует свой второй шанс. Апатов задает вопрос: если бы у тебя появилась возможность начать все сначала, стал бы ты тем же ничтожеством, каким был всегда?
Для актеров Рогена, Манн и Джоны Хилла («SuperПерцы», «Немножко беременна») это третья совместная работа с Апатовым. К ним присоединились уже известные актеры Эрик Бана («Мюнхен», «Звездный путь»), Джейсон Шварцман («Академия Рашмор», «Поезд на Дарджилинг: Отчаянные путешественники»), RZA («Гангстер», «Цена измены»), Азиз Ансари (телесериал «Парки и зоны отдыха», «Люблю тебя, чувак») и Обри Плаза («Парки и зоны отдыха»).
Продюсерами картины стали Апатов, Клэйтон Таунсенд («40-летний девственник», «Немножко беременна») и Бэрри Мендел («Мюнхен», «Шестое чувство»). Комедию снимали кинематографисты, уже работавшие с Апатовым, и вновь присоединившиеся опытные специалисты.
Среди них обладатель двух премий Американской киноакадемии, оператор Януш Каминский («Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана»), художники по костюмам Нэнси Стейнер («Милые кости», «Маленькая мисс Счастье») и Бетси Хейманн («Красный Дракон», «Почти знаменит»), главный художник Джефферсон Сэйдж («Начало времен», «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса»), редакторы Брент Уайт («Сводные братья», «Немножко беременна») и Крэйг Элперт («Ананасовый экспресс: Сижу, курю», «40-летний девственник»), музыкальный редактор Джонатан Карп («Немножко беременна», «40-летний девственник»), композиторы Майкл Эндрюс («Донни Дарко», «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса») и Джейсон Шварцман.
Исполнительные продюсеры фильма — Сет Роген, Ивэн Голдберг («SuperПерцы», «Немножко беременна») и Джек Джиррапуто («Шопо-коп», «Чак и Ларри: Пожарная свадьба»).
О создании фильма
Появление «Приколистов»:
Комедия продолжается
Джадд Апатов всегда восхищался разговорным жанром «стенд-ап» и людьми, которые зарабатывают себе на жизнь таким образом. Одно лето его мать, Тэми Шэд, работала в комедийном клубе в Саутгемптоне на Лонг-Айлэнде. Вечера, проведенные в клубе, завладели воображением подростка. Учась в высшей школе, Апатов создал ток-шоу на радио, в котором брал интервью у своих любимых комедийных актеров, таких как Говард Стерн, Стив Аллен, Пол Райзер, Джон Кэнди. Он расспрашивал комиков о секретах мастерства, о том, как создаются и исполняются шутки. Вдохновленный их опытом, он занялся жанром «стенд-ап» к концу последнего года учебы.
После окончания USC School of Cinema Апатов начал выступать в легендарном клубе Improv Comedy Club в Лос-Анджелесе. Затем участвовал в шоу молодых комиков НВО. Апатов начал понимать, что ему не удастся потрясти мир как исполнителю, и переключился на создание шуток для других комедийных актеров. Одним из них был его друг и сосед по комнате, молодой исполнитель Адам Сэндлер. Но пройдет еще несколько лет, прежде чем начнется их совместная работа на экране.
После успеха картин «40-летний девственник» и «Немножко беременна» Апатов решил, чтобы в его третьей истории должны участвовать люди, с которыми вместе он взрослел в мире комедии. Ему были интересны причины, по которым исполнители пришли в «стенд-ап», почему они так упорно пытаются привлечь к себе внимание, как только их охватывает страх перед саморазоблачением. Было ли это желанием доставить удовольствие зрителям? Или это просто эгоцентризм, смешанный с неумением наладить духовный контакт с окружающими вне сцены? «Как человек, работающий в жанре комедии, я часто думаю: почему я это делаю? что со мной не так? что привело меня сюда?» — признается Апатов.
К написанию сценария «Приколистов» его подтолкнул необычный случай, произошедший в его доме в Южной Калифорнии в 1994 году. «Во время землетрясения в Нортридже дымовая труба проломила крышу и упала в моей спальне, — рассказывает режиссер. — Я красил дом, это единственная причина, по которой меня там не оказалось. Примерно три дня я действительно ценил жизнь, но только три дня. В основе фильма лежит эта идея: если ты выживешь, будешь ли ты использовать в дальнейшей жизни то, что понял в этой ситуации?»
Были еще и более интимные причины для создания сценария, в котором главный герой понимает, что умирает. Режиссер говорит: «В последние годы в моей жизни встречались люди, которые были тяжело больны. Я видел, как они, зная об этом, борются за возможность выжить. Они также оценивают свою жизнь до начала болезни».
Апатов обнаружил, что людей не всегда тревожат результаты самоанализа, они могут легко вернуться к старому образу жизни. «Когда люди становятся лучше, я удивляюсь, что они могут пережить страх, понять, что является главным в жизни, и принять это. Но бывает, они потрясены фактом, что это действительно тяжело, а неделей позже возвращаются на те же самые позиции».
Главными героями в этой истории стали комедийные актеры: суперзвезда Джордж Симмонс с редкой формой лейкемии, которому удалось пересмотреть свою жизнь, и Айра Райт, подающий надежды комик, для которого Джордж является идолом и невольным наставником. «Многие люди были добры ко мне и помогали, поэтому мне понятны эти отношения, — говорит режиссер. — Они были великодушными, благородными, настоящими комедийными актерами, некоторые обладали выдающимся талантом. Но я подумал: что, если один из этих известных мне комиков не был таким уж славным парнем и имел действительно серьезные проблемы? Джордж и Айра — вымышленный вариант подобной истории».
Разрабатывая проект, Апатов начал сотрудничать со своим давним коллегой, продюсером Клэйтоном Таунсендом, и другим старым другом, продюсером Бэрри Менделом. Хотя Апатов и Мендел знакомы более 15 лет (в начале карьеры Апатова Мендел был его агентом), картина стала их первой совместной работой в кино. Мендел говорит: «В течение многих лет Джадд просил меня дать отзывы на сценарии, приглашал на чтение сценария и съемочные площадки, помогал мне в картинах, продюсером которых я являлся. В феврале 2008 года он позвал меня прочитать ранний набросок сценария, мы немного обсудили его, а через неделю решили работать вместе».
Мендела удивила тесная взаимосвязь комедийных авторов и исполнителей: «За несколько лет Джадду удалось собрать группу единомышленников, где все любят друг друга и весь процесс. Обычно режиссеры такого склада, как Джадд, бывают менее склонны к совместному творчеству, они боятся расплескать свое видение. Но работа с Джаддом является уникальной и потрясающей, ему удается внести в процесс много своей внутренней энергии и понимания. Он готов к восприятию критики больше, чем все, с кем я когда-либо работал, и способен к здоровому самоанализу».
Таунсенд является продюсером третьей комедии Апатова. Он рассказывает об отношениях с режиссером во время съемок: «Я знаю, что важно для Джадда, и стараюсь создать ему необходимую атмосферу. У нас есть ритм. Бывали дни, когда мы просто кивали друг другу и улыбались, могли переброситься тремя словами… Но это потому, что ничего говорить было не нужно».
Однажды, собрав команду, режиссер высказал мысль о том, что этот проект может стать определяющим с начала его карьеры. «Вся моя жизнь связана с семьей и комедией, а мои дружеские отношения — с приколистами, — говорит Апатов. — Все это есть в фильме, а также вопросы жизни и смерти и то, как люди решают жить тогда, когда умирают, и как они становятся лучше».
Подбор актеров и режиссура комедии
Вскоре после окончания съемок фильма «Немножко беременна» Апатов пригласил своего давнего друга Адама Сэндлера в новый проект. Сэндлер позвонил Апатову и сказал, что согласен участвовать в любом его начинании. Вспоминая съемки «Приколистов», Сэндлер улыбается: «Мы пришли к соглашению до того, как я увидел сценарий и узнал, в чем заключается основная идея. Апатов просто сказал мне, о чем фильм, и я ответил: «Хорошо, я сделаю это».
Сэндлеру понравилось, что в юности его герой Джордж столкнулся с тем, с чем мы все имеем дело: с моралью. «Фильм рассказывает о борьбе человека с тем, чему он должен был научиться, но он не научился, — говорит актер. — У Джорджа нет близких отношений ни с семьей, ни с друзьями. У него грустно на душе, но он не любит плакать. От него не услышишь: «О, боже! Жизнь ужасна!» Он скорее идет по жизни как сыщик и получает от этого удовольствие».
Апатов говорит о Сэндлере: «Я не говорил много с Адамом о мрачных аспектах фильма. Я знал, что он прекрасный актер, он смел и эмоционально доступен, я верю его чувствам. Были моменты, когда мне нужно было что-то немного подправить, прибавить или убавить эмоций, но его борьба с чувствами и есть тема картины».
Апатов был поражен реакцией актера, когда снимали ключевые сцены для «Приколистов» с участием Сэндлера. «Сцены, где Адам был болен, получились просто трагичными, — рассказывает он. — Я привык делать легкие комедии, а тут нам пришлось подумать, как же выразить чувства человека, действительно собирающегося умереть. Адам играл сцену, а я стоял у монитора таким образом, чтобы никто не увидел, что я плачу на площадке. В то же самое время, некоторые драматические сцены, которые было трудно снимать, вызывали хохот. Так случается с комедийным актером. Его дело шутить».
Когда создавалась роль комика Айры, переживающего не лучшие времена, Апатов вспоминал, как он наблюдал за начинающим Сэндлером. Этот персонаж достался актеру Сету Рогену, часто работающему с Апатовым. Актер описывает Айру как «очень хорошего автора, но не самого лучшего исполнителя. Он работает в гастрономе и живет с двумя парнями, которые, без сомнения, прикольнее и намного успешнее. Айра встречает Джорджа и получает шанс стать его ассистентом и автором шуток».
Джордж обрушивает на Айру свое раздражение и разочарование. Роген и Сэндлер репетировали комедийные ситуации, связанные с отношением Джорджа к своему новому ассистенту. Они поняли, как эти двое придут к согласию и объединятся, как будут развиваться их отношения. Джорджу нравится собственное влияние на молодого протеже, а Айра рад повороту в карьере и новым перспективам, он постепенно обретает уверенность как исполнитель и просто как молодой человек.
Убедить зрителей, видевших выступления Рогена в жанре «стенд-ап», что его киногерой является начинающим комиком, непросто. Апатов говорит: «Персонаж Сета, по сценарию, не так хорош в «стенд-апе». Но Сет все равно имел успех. Он даже не может притвориться плохим исполнителем».
На роль любимой девушки Джорджа, Лауры, создатели картины пригласили другую давнюю партнершу Джадда Апатова — его жену, актрису Лесли Манн. Сэндлер знаком с Манн много лет, они оба работали в комедии, вместе снимались в блокбастере «Большой папа». Манн так говорит о своей героине: «Лаура — бывшая девушка Джорджа, сейчас она замужем, у нее двое детей. Она несчастлива в браке, у нее трудные времена».
Манн чувствует себя комфортно, когда за камерой стоит ее муж. «Чем больше вы расслабитесь, как актер, тем лучше сыграете, — говорит она. — Я чувствую себя с Джаддом очень свободно. Я могу что-то сказать, не сдерживаясь, потому что не боюсь, что он меня осудит. Мы получаем удовольствие от совместного творчества, поэтому работается легко».
Апатов добавляет, что ему было странно видеть своего старого друга и собственную жену, ведущих себя как пара, распавшаяся 12 лет назад. Близкая дружба этих актеров неожиданно отразилась на их игре перед камерой. Режиссер говорит: «Лесли обожает Адама, и мысль о его болезни очень расстроила ее на первой репетиции. Она очень ответственна и не считает себя только комедийной актрисой. Она сыграла это по-настоящему. На первой репетиции, думая об умирающем Адаме, она расплакалась. Так, на первой же репетиции она сама задала всем высокий уровень»
Эрик Бана, исполнитель роли увлекающегося мужа Лауры, Кларка, высоко оценивает талант своей экранной жены: «Я восхищен Лесли как актрисой. У нее есть уникальная способность оставаться серьезной в очень смешной момент. Она очень веселая. В первый день нашей совместной съемки мне стоило немалых усилий сохранять строгое выражение лица. Мне потребовалось определенное время, чтобы войти в ритм и не испортить много кадров».
Бана известен зрителям как серьезный актер, но начинал он свою карьеру в жанре «стенд-ап», был исполнителем юмористических скетчей в программе «The Eric Bana Show Live». Прошло 12 лет, прежде чем он стал сниматься в кино. Бана был рад вернуться к своим корням и сыграть персонажа в комедии.
Актер рассказывает: «Бэрри Мендел, с которым я работал в картине «Мюнхен», позвонил мне и сказал, что Джадд снимает комедию с элементами драмы, и что в ней есть роль для меня. Я прочитал сценарий и ответил Бэрри, что буду счастлив сыграть этого героя, но я считаю, что он должен быть австралийцем. Я чувствовал, что у меня есть много идей, как сыграть австралийца. В конце концов, это может получиться смешнее».
Бана и Манн играли любящую пару, которая шла к разрыву. Когда Джордж сообщает Лауре, что умирает, ворота их прошлого вновь распахиваются. Продюсер Мендел объясняет: «Джордж любит Лауру, она не ладит со своим мужем. Поэтому Кларк, который ведет себя с Лаурой нечестно, должен как-то реабилитироваться, чтобы получить второй шанс. Здесь много смешных моментов, и, возможно, все закончится не так, как вы ожидаете».
На роли молодых комиков создатели фильма пригласили несколько исполнителей, работающих в жанре «стенд-ап». Роли Лео и Марка, соседей Айры по комнате, играют актеры Джона Хилл и Джейсон Шварцман. Трое молодых людей хорошо дружат, но постоянно соперничают. Роген объясняет: «С этим я очень близко столкнулся. Я дружил с парнями, которые хотели того же, что и я, у нас были равные возможности, но у них получалось лучше, чем у меня».
Джона Хилл рассказывает о своем очень занятом герое Лео, который находится в постоянном соперничестве с Айрой: «Я решил играть его похожим на большинство знакомых мне комедийных авторов. Вы не сможете стать успешным в комедийном жанре, пока не будете по-настоящему работать. Редко встречаются люди, случайно достигшие успеха. Комики много времени тратят на создание текстов и исполнение. Те, кто действительно стали успешными, являются упорными тружениками и очень серьезно относятся к своему делу».
Апатов пригласил Джейсона Шварцмана не только сыграть Марка. У него была и другая задача в картине — одаренный актер писал музыку к фильму. Шварцман начал свою карьеру в качестве барабанщика в группе Phantom Planet , а недавно выпустил две сольных записи, тепло принятых критикой, под названием Coconut Records. Мендел, продюсер фильма «Академия Рашмор», в котором состоялся актерский дебют Шварцмана, говорит: «Включить музыку Джейсона в картину было одной из замечательных идей Джадда. Это придало «Приколистам» свое собственное звучание. Это не похоже ни на один музыкальный ряд, которые вы слышали в кино».
О своей роли в «Приколистах» Шварцман говорит: «Марк снимается на телевидении в популярном ситкоме «Yo Teach...!» Он зарабатывает 25000 долларов в неделю и щеголяет этим, как павлин, перед Айрой и Лео». Интересно, что у Апатова и Сэндлера есть давний друг, который делал с ними то же самое.
Айре нравится девушка по имени Дэйзи, которая недавно приехала с восточного побережья и пытается сделать себе имя, выступая в комеди клубе. Сыграть эту героиню создатели фильма пригласили молодую актрису Обри Плаза. Она получила свою роль благодаря новому подходу. Плаза рассказывает: «Я представила на пробы запись и проходила прослушивание вживую, у меня была сцена с Сетом. Через какое-то время кастинг-директор сообщил мне, что создателям картины было бы интересно взять на роль комедийную актрису, работающую в «стенд-апе». Мне предложили записать свой «стенд-ап». Я выступала в небольшом независимом шоу в Квинсе, это было мое первое настоящее «стенд-ап» шоу. Мой друг записал его и разместил в YouTube. Я отправила ссылку на кастинг. Двумя днями позже мне позвонили и пригласили на роль».
Партнер Плазы по телесериалу «Парки и зоны отдыха» Азиз Ансари исполняет роль комика Рэнди, которого, по словам Ансари, «зрители любят, а другие артисты ненавидят. Он использует в своих выступлениях танцы, избитые фразы, тупые неприличные шутки».
Невозмутимого друга Айры из гастронома, Чака, играет музыкант и актер RZA. Чак — настоящее испытание для Айры, но он позволяет Айре опробовать на себе комедийные сценки. RZA говорит о своем персонаже: «Чак — один из тех парней, которые рады иметь работу. Он бывший заключенный и счастлив, что его наняли, а его приятель Айра хочет эту работу бросить, чтобы стать звездой. Чак что-то вроде: Давай, это не реальность! Вот реальность, мы живем каждый день!»
Две юные комедийные актрисы на съемочной площадке были тоже членами семьи Апатова. Это дочери Джадда и Лесли, Моди и Айрис. Об участии дочерей в съемках режиссер говорит: «Я восхищаюсь своей женой и детьми, поэтому решил, что мои дети сыграют детей в фильме. В картине «Немножко беременна» у них были маленькие роли, но они запомнились. Здесь по-другому. Героиня Моди Мэйбл является важным персонажем в истории. Видно, что она знает о проблемах в семейной жизни Кларка и Лауры, ее чувства очень волнуют».
В одном эпизоде Лаура показывает Джорджу запись, на которой Мэйбл поет «Memory» из мюзикла «Cats». Здесь было использовано настоящее домашнее видео Джадда, он снимал театральное выступление Моди в мюзикле. Режиссер говорит: «Это выступление взволновало зрителей. Я думаю, если оно не тронет Джорджа, это скажет о многом».
Саморазоблачение:
«стенд-ап» в «Приколистах»
Чтобы подготовить актеров к выступлениям в жанре «стенд-ап», которые будут происходить на экране, Апатов отправил их тренироваться в написании текстов и участвовать в турах за несколько месяцев до начала основных съемок. Ему было необходимо, чтобы они работали в разных клубах, потому что во время съемки зрители должны искренне реагировать на их выступление. Камера включена, и если шутка провалилась, то она провалилась. Поэтому режиссер хотел заранее придать своим артистам силы и открыть дорогу для творчества.
Кульминацией стало выступление в знаменитом Orpheum Theatre в даунтауне Лос-Анджелеса. Чтобы продублировать концерт в Northern California theater для съемки основной сцены «Приколистов», был устроен бенефис в пользу двух благотворительных организаций. Выручка от шоу под названием «A Night of Funny People» была отправлена National Multiple Sclerosis Society и 826LA, некоммерческой организации, созданной для поддержки студентов с творческими и литературными способностями. Кроме Сэндлера, Рогена, Хилла и Ансари, в шоу участвовали такие актеры как Дэвид Спэйд, Сара Силверман и Пэттон Освалт.
Процесс создания шуток
Апатов рассказывает, как создавался юмор: «Джордж является звездой, и зрители рады видеть его на сцене. Он знает, что делает, и это действительно смешно. Айра, наоборот, стремится понять, кто он такой, и как стать смешным. Мы решили, что Сет напишет свои лучшие шутки, на которые он только способен, а мы потом их испортим. Даже великая шутка, рассказанная неубедительно, провалится. Прекрасная шутка, рассказанная тем, от кого падает настроение, тоже не вызовет реакции. И когда у нас были все замечательные шутки Сета, мы нашли способы их провалить».
Апатов рассказывает нам о литературном процессе. «Для создания юмора мы пригласили прекрасных комедийных авторов, таких как Брайан Посен, Пэттон Освалт и Аллен Коверт. Сопродюсеры Эндрю Джей Коэн и Брендан О’Брайен собрали огромное количество материала также в помощь Сету и Джоне. Мы записывали шутки и передавали их авторам, иногда с нами были Сет и Адам. В конце дня оказывалось, что большая часть смешного придумана именно Сетом и Адамом. Они все равно знали, что делают это лучше, чем кто-либо».
Роген говорит о сотрудничестве: «Мы с Джоной вместе работали над юмором. Джадд дал нам максимум свободы. Иногда он говорил: «Вот шутка, расскажите ее». Или еще: «Вот тема. Напишите несколько шуток об этом. Вот люди, которые хотят помочь вам».
Выступление в клубах
Во время съемок сцен, где актеры представляли «стенд-ап», режиссер не прерывал действие. Апатов так объясняет свой прием: «Когда вы видите «стенд-ап» в кино, он обычно всегда хорош. Даже если шутки плохие, они представлены как хорошие. Они вызывают смех, но чувствуется, что много сокращено. Иногда остается только самая суть, нет пауз перед шуткой и после. Мне же хотелось показать, чем на самом деле является комеди клуб».
Режиссер пригласил зрителей и дал каждому актеру 25 минут на выступление. Он говорит: «В фильме есть эпизоды, где вы замечаете, что Айра становится лучше как исполнитель, проявляется его индивидуальность, он развивается. Его шутки теперь должны отличаться от прежних. То же самое происходит с Адамом во время его большого концерта (в театре Orpheum), где он пытается показать Лауре, что вполне состоялся. Его шутки должны отражать, что он готов к серьезным отношениям. Я также снимал выступления в четырех или пяти разных комеди клубах. Они длились 20-30 минут, из них мы оставляли материал на 2-3 минуты».
Сложность съемок «стенд-апа», по мнению Апатов, заключается еще и в том, что шутки должны быть не только смешны, но и отражать внутреннее состояние героев. Он объясняет: «Джордж обращает тяжелые периоды своей жизни в дурацкий юмор. Вы слышите его рассказ о трудных моментах своего детства, а позже появляется миниатюра, явно навеянная этим воспоминанием. Но он не говорит правды. Получается что-то бестолковое».
Режиссер почувствовал, что отношения Айры и Джорджа немного похожи на отношения между ним и Сэндлером, когда они были молодыми. Он был начинающим актером в жанре «стенд-ап», у него не все получалось, в то время как Сэндлер был уже уверен в собственных силах. Сэндлер рассказывает: «Когда я работал в «стенд-апе», я мог приспосабливаться в зависимости от того, кто находится в толпе зрителей. Я всегда был грубоватым, но немного смягчал текст, если видел в публике пожилую женщину. Потом опять становился прежним».
Роген начал заниматься жанром «стенд-ап», когда ему было 13, но уже несколько лет не возвращался к этому стилю. «В последний раз я выступал в «стенд-апе» восемь лет назад, — говорит актер.— Было одно выступление после переезда в Лос-Анджелес, но я уже работал на телевидении. Отдушиной для меня стали Laugh Factory и Comedy Store. Я остановился, потому что стал писать сценарии».
Пригласив Хилла в свою картину, Апатов предупредил, что через три недели он должен быть готов к «стенд-ап» шоу. Исполнитель никогда не работал в этом жанре перед живой аудиторией. Хилл рассказывает: «У меня было две или три недели на написание текста выступления. Это происходило в театре Upright Citizens Brigade. Я вышел и рассказал лучшее из того, что когда-либо сочинял в своей жизни. Потом пошел напролом. Я выдавал шутки, но затем говорил, почему я не хочу этого делать. Это вызывало смех. Так прошли интенсивные пятимесячные курсы комедийного актера».
Перед началом съемок Азиз Ансари выступал, как и его персонаж, Рэнди, в Upright Citizens Brigade. Актер говорит: «Я подумал, что «стенд-ап» Рэнди очень отличается от моего, поэтому решил, что сделаю шоу в манере Рэнди. Я буду рассказывать действительно пошлые, непристойные шутки, танцевать, возьму ди-джея, который будет меня возбуждать и т.д. На удивление все прошло слишком хорошо. Я даже подумал, что, к сожалению, Рэнди нравится больше, чем Азиз».
Во время съемки владелец Improv Comedy Club в Лос-Анджелесе, Бадд Фридман предложил воспользоваться его помещением. У него состоялась приятная встреча с одним из его бывших сотрудников: Апатов работал в клубе в качестве конферансье и комедийного актера в семнадцатилетнем возрасте. Теперь бывший босс помог ему снять наиболее важные сцены в картине.
В Improv Апатов работал над сценой, в которой Джордж, зная о близкой смерти, встречается за ланчем с группой известных комиков. Среди них такие знаменитости как Монти Хоффман, Пол Райзер, Марк Шифф, Джордж Уоллес, Кэрол Лейфер.
Об этом эпизоде Апатов говорит: «Мы хотели дать возможность зрителям почувствовать настоящий мир комедии и подумали: «Кто у нас на одном уровне с Джорджем?» Мы пригласили много замечательных комиков в нашу картину, чтобы все выглядело реально. Это было также знаком уважения к этим людям, для меня честь видеть их в своем фильме».
Много комедийных актеров согласилось сыграть маленькие роли в ключевых сценах. Рэй Романо, Сара Силверман, Норм МакДональд, Дэйв Аттелл и Чарльз Флейшер — немногие из участников эпизодов, когда Джордж Саймонс прощается со старыми друзьями. Надо заметить, что большой поклонник Апатов, Эминем согласился сыграть в картине спустя какое-то время после своего первого появления в кино, в фильме студии Universal «8 миля». Эминем играет самого себя, он готов сразиться с непрошенным папараццо Рэя Романо.
Дизайн комедии
Всем сотрудникам было дано указание, что история «Приколистов» должна быть максимально достоверной. Продюсер Таунсенд объясняет: «С помощью художественного оформления, костюмов, освещения, работы камеры мы хотели добиться большего реализма. Джадд никогда не стремится привлечь зрителей эффектными декорациями. Мы использовали режим продолжительной съемки, чтобы показать соответствие внутренних и внешних декораций, а также натурные съемки, чтобы усилить ощущение достоверности происходящего».
Оператор картины, обладатель двух премий Киноакадемии, Януш Камински известен своими потрясающими работами в таких эпохальных картинах как «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана». Продюсер Мендел, работавший с Камински над фильмом «Мюнхен», говорит: «Этот фильм должен стать более значительным, чем предыдущие картины Джадда. Работа Януша помогает осуществить явный переход к новому для Джадда типу кино».
Камински говорит о своем участии в проекте: «Джадд высказал определенные пожелания по поводу того, каким бы он хотел видеть свой проект. Он заверил меня, что готов к более сложному визуальному решению. Он рассказал мне, о чем будет его лента, и я увлекся идеей создания комедии с элементами драмы».
Для создания дизайна картины Апатов пригласил художника Джефферсона Сэйджа, который работал с режиссером со времени съемок сериалов «Чудики и чокнутые» и «Необъявленный». Сэйдж рассказывает: «С самого начала наших взаимоотношений мы старались создавать настоящие, убедительные декорации. Комедия Джадда рассказывает о конфликтах реальных людей. Все ситуации и персонажи совершенно понятны, поэтому и пространство, в котором они находятся, должно быть таким же».
Для съемок были созданы разные комедийные клубы. Сэйдж говорит: «Идея была в том, чтобы показать передвижение актеров по городу. Сегодня вечером они выступают в этом клубе, завтра — в другом. Было важно показать, что сцены разные, как будто ими покрыт весь город. Одно место съемок находилось в Improv Comedy Club на Мелроуз. Джадд настоял, чтобы снимали именно там. Другие сцены строились в павильонах».
Интерьер комеди клуба должен быть подлинным, поэтому появились оборванные шторы, полупустые бутылки из-под пива и пятна от жидкости на крышках столов. Команда Сэйджа потерла и покрыла пятнами пол, чтобы зрителям было видно, где многочисленные комики пролили свои напитки и испачкали полы.
Другими важными декорациями в «Приколистах» являются особняк Джорджа, дом Лауры и квартира, где живут Айра и его друзья. Жилье Джорджа нашлось в Малибу. «Дом выглядел старым, хотя ему всего шесть-восемь лет, — рассказывает Сэйдж. — Он стоял в отдалении и казался одиноким. Джордж купил свой дом у бывшего владельца со всей обстановкой. Он еще не успел украсить его или что-то изменить, в нем много чужих вещей».
Уютный дом Лауры — символ семьи и комфорта, полная противоположность жилищу Джорджа. Сэйдж говорит: «Дом Лауры построен в более мягком, современном архитектурном стиле. Предполагалось, что он будет находиться в Северной Калифорнии, но мы были счастливы, что нашли его в одной-двух милях. После долгих поисков он оказался в пределах Лос-Анджелеса».
«Жилье Айры — третий угол треугольника, — продолжает Сэйдж. — Оно потребовало много вещей, совершенно не нужных для других интерьеров. Здесь живут молодые парни. Они амбициозны, погружены в свою карьеру и успешны по-разному. Современный верхний этаж с высокими потолками и стенами, увешенными портретами знаменитых комиков, явно контрастирует с остальными декорациями. Этот дизайн говорит об их молодости и образе мыслей».
От «Битлз» до Джеймса Тэйлора
Музыка в фильме
В картине «40-летний девственник» Апатов использовал эклектический микс из песен 80-х годов от Джеймса Брауна и Эшфорд&Симпсон до Мисси Эллиотт и Чаки Хан. Снимая фильм «Немножко беременна», режиссер пригласил певца и поэта Лоудона Вейнрайта III, который создал романтический саундтрек. В «Приколистах» Апатов выбрал другой путь. Майкл Эндрюс пишет для него музыку со времени сериала «Чудики и чокнутые», а для актера Джейсона Шварцмана это первый композиторский опыт в кино. Результат их сотрудничества превзошел все ожидания.
Давний партнер Апатов, музыкальный супервайзер Джонатан Карп считает, что музыка в «Приколистах» дает актерам возможность выражать чувства своих персонажей без слов. Он говорит: «В фильме есть момент, когда Айра и Джордж едут домой из Сан-Франциско после неприятностей, случившихся с Джорджем. Они молча сидят в машине, а потом мы видим, как они дома ложатся спать. Мы смотрим на их лица, они очень грустные, и музыка передает все их чувства. И нам не нужно слов. Музыка также помогает выразить многое из того, что происходит с Джорджем во время болезни».
Для участия в картине был приглашен Джон Брайон, автор музыки к фильму «Любовь, сбивающая с ног», в котором играл Сэндлер. В одном из эпизодов картины Джордж, узнав о скорой смерти, нанимает музыканта. К счастью для нас всех, Сэндлер сам неплохой музыкант. Апатов рассказывает: «Идея заключалась в том, что этот очень богатый человек платит Джону Брайону за джем-сейшен. Это эмоционально очень сильный момент. Звучит прекрасная задушевная музыка. Мы записали много песен с Адамом и Джоном Брайоном, и потом с Адамом, Джоном и музыкантами».
Карп добавляет: «Джем-сейшен стал важным моментом в создании картины. Мы записали 8 или 10 разных песен, чтобы выбрать лучшую. В эпизодах с джемом Адам играет с Джоном, на ударных — Джеймс Гэдсон. Он прекрасный барабанщик, когда-то игравший с Биллом Уитерсом. В этих сейшенах также участвовал басист Себастьян Стейнберг».
О подборе подходящей музыки для Сэндлера и Брайона Карп говорит: «Мы выбрали «Битлз», а именно «Real Love» Джона Леннона, «Photograph» Ринго Старра. Были и другие: «Heart Needs a Home» Ричарда Томпсона и «I Saw the Light» Тодда Рундгрена. Мы нашли песни, отражающие ранимость Адама. В картину вошла «Real Love». Многие из записанных нами песен будут использованы в нашем саундтреке и на DVD».
Был и другой музыкальный день во время съемок «Приколистов», когда Джеймс Тэйлор и его группа играли в MySpace, где выступали Джордж и Айра. Апатов говорит: «Джеймс очень веселый. Мне кажется, что он был всегда. Наверное, нет человека, не слышавшего его песен».
Роген уверен, что режиссер снимал некоторые сцены просто для того, чтобы получить удовольствие. Он говорит: «Джеймс Тэйлор сам по себе стал прекрасной шуткой в фильме, хотя для этого ему не надо было играть четыре с половиной часа. Но только так Джадд мог лицезреть Джеймса Тэйлора».
Реальная запись и розыгрыши по телефону
Когда Джадду Апатов было 17 лет, он переехал в Калифорнию, чтобы попасть в USC. Вскоре он познакомился с Сэндлером. Он рассказывает: «У меня быстро кончились деньги, и я занялся «стенд-апом» в Improv. Я встретил Адама в первый вечер, когда он приехал в Лос-Анджелес. Мы стали друзьями и вместе снимали квартиру. Он был из тех людей, о которых думаешь: « Этот парень станет суперзвездой». В нем чувствовалась харизма, он был очень веселым. Неудивительно, что он стал у нас лидером. Он все время заставлял нас смеяться, юмор бил из него ключом целый день».
Будущий режиссер снимал своих друзей на пленку. «У меня есть все видеозаписи Адама, когда он устраивал розыгрыши по телефону, — говорит Апатов. — Я обычно снимал его в этот момент, потому что ничего смешнее того, как он прикидывался дураком, я не видел. Было очень интересно, и мне не хотелось, чтобы все это исчезло в никуда. Я использовал свои записи в картине, чтобы показать его молодым, беззаботным парнем, который хочет посвятить себя юмористическому жанру».
Апатов использовал этот материал и реальные записи выступлений Сэндлера, чтобы показать изменения, происшедшие с Джорджем. «Когда твои мечты сбываются, ты знаменит и богат, но одинок, не женат и несчастлив в личной жизни, свет уходит из твоих глаз, — говорит он. — Хотя ты востребован, а работа стала твоим лекарством, ты не уверен, нужно ли все это. В глубине души ты не чувствуешь удовлетворения и не развиваешься как личность».
Предаваясь воспоминаниям, Джордж просматривает пленку с прекрасной молодой женщиной в рекламе «Кока-Колы», снятую двенадцать лет назад, и разные телефильмы с ее участием, такие как «Birdland» Скотта Фрэнка и Уолтера Паркеса. Это любовь всей его жизни, Лаура, и мы видим, что он все еще ее любит и скучает по ней. Для этих эпизодов Апатов взял отрывки из ранних фильмов и рекламных роликов с участием Лесли Манн. Манн с улыбкой рассказывает: «Я не видела эти записи много лет. Это выглядит очень забавным. Когда мне было лет 19 или 20, я очень строго к себе относилась и думала, что у меня ничего получается. Но увидев снова эти ролики, я подумала, что могла бы собой гордиться. Я работала не зря».
****
Universal Pictures и Columbia Pictures представляет совместно с Relativity Media, Apatow/Madison 23 production фильм Джадда Апатов: Адам Сэндлер, Сет Роген, Лесли Манн в фильме «Приколисты». В фильме снимались: Эрик Бана, Джона Хилл, Джейсон Шварцман. Композиторы — Джейсон Шварцман и Майкл Эндрюс, музыкальный супервайзер — Джонатан Карп, художники по костюмам — Нэнси Стейнер и Бетси Хейманн, монтаж — Брент Уайт и Крэйг Алперт, главный художник — Джефферсон Сэйдж, оператор — Януш Камински, исполнительные продюсеры — Сет Роген, Ивэн Голдберг и Джек Джиррапуто, продюсеры — Джадд Апатов, Клэйтон Таунсенд и Бэрри Мендел, сценарий Джадда Апатова. ©2009 Universal Studios. www.funnypeoplemovie.com
UPI