20 августа в российский прокат вышла картина Джона Ву «Битва у Красной скалы». Мнение о фильме вы можете прочитать в разделе «Премьеры», а пока у вас есть возможность ознакомиться с историей его создания.
Битва у Красной Скалы произошла в Китае в 208 г. нашей эры во времена правления династии Хань. Несмотря на то, что формально власть принадлежала императору Сянь-ди, в действительности Китай представлял собой множество воюющих между собой мелких государств.
Честолюбивый премьер-министр Цао Цао, использующий императора как марионетку, развязал войну против западного царства, во главе которого стоял дядя императора Сянь-ди Лю Бэй. Цао Цао поставил перед собой цель завоевать все мелкие китайские царства и самому стать императором объединенного Китая.
Лю Бэй отправил своего военного советника Чжугэ Ляна к главе южного царства У с тем, чтобы он убедил правителя в необходимости объединить военные силы обоих государств. Там Чжугэ Лян познакомился с Чжоу Юем, помощником главы царства, и между двумя участниками этого хрупкого альянса завязалась крепкая дружба.
Узнав о том, что два эти царства стали союзниками в борьбе против него, Цао Цао пришел в ярость и отправил против них армию из 800 000 солдат и 2 000 кораблей, надеясь убить сразу двух зайцев. Армия Цао Цао разбила лагерь в Вороньем лесу, на берегу реки Янцзы, напротив Красной скалы, где на противоположном берегу реки стоял лагерь новоиспеченных союзников.
Запасы пищи были на исходе, армия Цао Цао намного превосходила по численности союзническую армию, и казалось, что союзники обречены. Только объединив умственные усилия, Чжоу Юй и Чжугэ Лян смогли изменить течение битвы. Происходившие на земле и на воде многочисленные столкновения как идей, так и людей, в конце концов вылились в величайшую битву за всю историю Китая — битву, во время которой были сожжены 2 000 кораблей и которая коренным образом изменила ход китайской истории. Это была битва у Красной скалы.
Эта знаменитое сражение увековечено в романе «Троецарствие». Несмотря на то, что это произведение написано семьсот лет назад, оно пользуется огромной популярностью в Азии: роман издают и читают, а кроме того, на его основе создано более десятка видеоигр и несметное количество комиксов.
Эта история привлекла к себе внимание режиссера Джона Ву более 20 лет назад, однако тогда не было ни соответствующей технической базы, ни финансовой возможности осуществить постановку фильма такого масштаба и такой важности. Ситуация изменилась летом 2004 г., когда продюсер Джона Ву Теренс Чан впервые приехал в Пекин и начал работу по постепенному объединению финансирования и производственных планов.
СЦЕНАРИЙ
Написание сценария для этого фильма было делом невероятно сложным. Трудностей было по крайней мере три: во-первых, эта история произошла в 208 г. нашей эры, однако она не пользовалась особой популярностью до того, как в XIII веке был написан и опубликован роман Ло Гуаньчжуна «Троецарствие» (роман переведен на русский язык — Ло Гуаньчжун. Троецарствие. В 2 т., М., Художественная литература, 1954 г. — прим.пер.), известный также как «Роман о трех королевствах» (Romance of the Three Kingdoms). Однако в этом романе многие исторические факты ради драматического эффекта подверглись искажению.
Например, персонаж по имени Чжугэ Лян, военный советник царства Шу, практически мифологизирован. Он описан как зрелый человек, обладающий магической силой, который в состоянии влиять на погоду и «заимствовать на время западный ветер», что позволило союзникам одержать победу в битве у Красной скалы. Однако на самом деле ему в то время было всего 27 лет. Он был земледельцем и ученым, которого его господин, Лю Бэй, призвал на военную службу в качестве стратега. И он просто использовал свое знание астрологии и законов природы, чтобы предсказывать изменение погодных условий.
Главный герой этой истории — Чжоу Юй, вице-правитель царства У, описан в романе как человек довольно узколобый, пытавшийся убить Чжугэ Ляна и испытывавший такую зависть к его талантам, что в конце концов она привела его к гибели.
Режиссер Джон Ву хотел в своем фильме придерживаться исторических фактов, и в основе сценария его фильма лежит историческое исследование «Хроники трех королевств» (Chronicles of the Three Kingdoms), а также другие исторические труды; однако в то же время некоторые развлекательные элементы он заимствовал и из романа с тем, чтобы не оттолкнуть от фильма его многочисленных читателей и почитателей. Например, блистательная сцена, когда Чжугэ Лян «заимствует вражеские стрелы при помощи соломенных лодок» прямиком взята из романа. Таким образом было соблюдено изящное равновесие.
Во-вторых, предполагалось, что фильм предназначен не только для азиатской аудитории, но будет иметь международный прокат. «Троецарствие» или «Роман о трех королевствах» пользуется исключительной популярностью даже в наши дни, и не только в тех регионах, где говорят по-китайски — таких, как Китай, Тайвань, Гонконг и Сингапур, но и в других азиатских странах — таких, как Япония и Корея. На основе романа в этих странах создано множество комиксов и манг (японские комиксы — прим.пер.), а известное японское издательство Koei выпустило более десятка очень популярных видеоигр под названием Romance of the Three Kingdoms.
Если человек собирается делать фильм о трех царствах, то в список действующих лиц ему необходимо включить генералов Чжао Юня, Чжан Фэя и особенно Гуань Юя, которому сейчас, в наши дни, во многих азиатских странах поклоняются, как божеству. Но с точки зрения западной аудитории ощущение такое, что в фильме действует слишком много персонажей, чьи имена звучат для западного уха примерно одинаково. Один из американских киноруководителей как-то предложил вывести в фильме одного генерала войск союзников, в характере которого были бы объединены черты нескольких исторических персонажей. Однако это похоже на то, как если бы в фильме о Второй мировой войне был бы выведен персонаж, в характере которого были бы скомбинированы черты Рузвельта, Черчилля и Де Голля.
Населенный огромным количеством персонажей, упоминающий невероятное количество исторических фактов, предшествовавших Битве у Красной скалы, сценарий получался очень большим. Трудно себе представить, чтобы западный зритель высидел в кинотеатре четыре часа на китайском субтитрованном фильме. Решение было принято такое: сделать фильм в двух частях для азиатского рынка и выпустить его в адаптированном варианте как «боевик Джона Ву» для международной аудитории.
В-третьих, эта история так хорошо известна в Азии, что буквально у каждого человека есть свое собственное мнение об этой истории и свое собственное ее видение. Это же, естественно, относится к писателям, и к ним в первую очередь. Начиная с июля 2004 г. и вплоть до начала 2007 г. Джон Ву работал с несколькими ведущими китайскими писателями, но ни одному из них не удалось написать сценарий, который удовлетворил бы Джона Ву. В конце концов Джон сам написал сценарий; Хань Чань вместе с режиссером разрабатывал структуру сценария, а затем Ко Чен помогал Джону облекать эти персонажи в плоть и писать диалоги.
На протяжении съемок всего фильма Ко Чен всегда был под рукой у режиссера и по мере необходимости осуществлял незначительное редактирование диалогов.
МЕСТО СЪЕМОК
Битва у Красной скалы состоялась в Вороньем лесу, там, где на берегу реки был разбит лагерь Цао Цао, а рядом стоял флот. Вороний лес находился на северном берегу Янцзы, непосредственно напротив Красной скалы, где стояла армия союзников.
Где именно находится то место, где состоялось сражение у Красной скалы, — этот вопрос до сих пор является предметом многочисленных дебатов, как дилетантских, так и вполне академических, однако дебаты эти так ничем определенным и не закончились. Русло реки Янцзы, так же как и ее протяженность, с 208 г. изменились кардинально, и названия окружающих ключевых пунктов тоже менялись на протяжении веков.
В 1998 г. город Пуци в провинции Хубэй был переименован в Чиби-сити — город Красной скалы, что явилось прямой попыткой привязать это место к историческому сражению. Но даже предположив, что там в действительности произошла битва у Красной скалы, снимать фильм там было невозможно, поскольку в этом месте на реке слишком интенсивное движение. А кроме того, окружающий ландшафт сильно отличался от того, который Ву представлял себе в своем фильме.
Начиная с лета 2004 г. съемочная группа занималась поисками места съемок в 14 провинциях, причем лично режиссер Ву и продюсер Чан проводили разведку в пяти провинциях: Хубэй, Цзянсу, Чжэцзян, Хэбэй и Юнан. Наконец Ву остановил свой выбор на районе И Сянь в провинции Хэбэй, до которого можно доехать из Пекина за три часа на машине. Когда Ву на туристическом катере плыл по водохранилищу Аньгэчжуан, он увидел на берегу место, которое ему показалось подходящим для сооружения там Вороньего леса — места, где был разбит лагерь Цао Цао.
Однако существовали три проблемы. Ничего даже отдаленно напоминающего Красную скалу не было на другом берегу; к этому месту невозможно было подъехать на автомобиле; а кроме того, Ву решил, что оно слишком плоское, несмотря на то, что в остальном было совершенно замечательным. Проблемы решили так: была построена дорога, связавшая это место со скоростной магистралью; Красную скалу Ву нашел в другом месте, а в фильме соседство Вороньего леса и Красной скалы будут достигнуто при помощи спецэффектов; а на плоском месте Ву решил соорудить гору: на площади размером в два футбольных поля возникла гора высотой в 40 футов, а на ее вершине поднялась крепость со смотровой башней.
Несмотря на то, что вода водохранилища используется только в целях ирригации, земля вокруг водохранилища находится под пристальной охраной ведомства по защите окружающей среды. Было получено специальное разрешение на сооружение горы, была привезена земля, взятая с одного из холмов, расположенного за многие мили отсюда, и фут за футом уложена на берегу. Работы велись в течение нескольких месяцев летом 2006 г. и были закончены еще до того, как был готов сценарий и заключены договоры о финансировании проекта. Ву и Чан пошли на вполне оправданный риск, поскольку крепость, вознесенная на вершину горы, стала символом величия и неуязвимости Цао Цао, а также визуальным центром всей битвы.
ВИЗУАЛЬНЫЙ РЯД
Когда дело дошло до приглашения художника-постановщика и художника по костюмам, выбор был очевиден. Никто не обладает такими знаниями и опытом, как оскаровский лауреат Тим Йип. После ошеломляющего успеха фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Тим работал над двумя китайскими крупнобюджетными проектами: это фильмы Чен Кай-ге «Клятва» и Фэн Сяогана «Убить императора». В каждом из трех фильмов он продемонстрировал совершенно различный дизайнерский подход — от приглушенных тонов до ярких и необычных.
Однако Тим не только обдумывает и планирует визуальный ряд, у него еще и большой опыт практического воплощения своих замыслов: он прекрасно ладит со всеми членами огромного коллектива арт-цеха, в состав которого входит больше тысячи дизайнеров, плотников, строителей декораций, швей, бутафоров и даже кораблестроителей.
После обсуждения сценария с Джоном Ву Тим прежде всего задумался над тем, как будут выглядеть основные декорации, внутри и вокруг которых разворачивается действие этой истории.; вырабатывал решения по художественному оформлению сцен, которые впоследствии будут поставлены и сняты. Одновременно Тим и его команда проводили тщательное исследование не только в области архитектуры и костюмов той поры, но также интересовались, как тогда выглядели корабли, оружие и прочие вещи, необходимые для создания фильма, потому что режиссер настаивал на достоверности исторических деталей в фильме.
По мнению Тима, «самое сложным при работе над этим фильмом было создание внутри него единого эстетического пространства. От этого периода китайской истории — периода Воюющих Государств — осталось слишком мало артефактов, и в основном наши представления о предметах той поры заимствованы из романа "Троецарствие". Роман полон фантастических историй, которые западают в душу читателя. Однако режиссер Джон Ву хотел рассказать своему зрителю несколько иную историю, подчеркнув важную роль Чжоу Юя в борьбе объединенных сил против Цао Цао. История, рассказанная Джоном Ву — это романтический пересказ знакомого романа. Никто никогда не видел ничего подобного: это древняя китайская битва, пылающие корабли, знаменитые соломенные лодки. То есть, когда присутствуешь при съемке этих сцен, они кажутся странно знакомыми, но видеть их в таком масштабе — это беспрецедентное зрелище».
«Мы должны были воссоздать эти великие исторические образы и сделать их динамичными, вдохнуть в них жизнь. Моя интерпретация "Битвы у Красной скалы" шла по двум направлениям. Во-первых, мне хотелось, чтобы атмосфера фильма напоминала атмосферу полотен классической китайской живописи. Во-вторых, мне хотелось, чтобы все мелкие детали были выписаны максимально аккуратно; я провел очень много времени за разглядыванием и изучением немногочисленных артефактов, относящихся к интересующей нас эпохе — периоду Воюющих Государств. Такие детали очень оживляют дизайн, и многие из них являются символами этого периода китайской истории. Династия Хань известна своими крупными масштабами и внушительными манерами, но кроме того, еще и элегантными деталями. Мы обращали особое внимание на воспроизведение этих деталей»
«Мы консультировались со многими историками, специализирующимися в разных областях, включая такие, как строительство, военное дело, юриспруденция, оружие, одежда, образ жизни людей в то время — как крестьян, так и аристократов. Я лично ездил в Японию, встречался там с экспертами, занимающимися периодом Воюющих Государств, и обнаружил, что они пересмотрели многие имеющиеся у них материалы; я нашел у них много дополнительной информации по изготовлению доспехов и древнего оружия, что оказало нам неоценимую помощь».
«В фильме "Битва у Красной скалы" рассказывается о трех царствах: Вэй, Шу и У, действие происходит незадолго до установления правления династии Восточная Хань. Эти царства находятся в состоянии гражданской войны, а в то время не было большой разницы в том, как выглядят воины воюющих армий. Поскольку в фокусе фильма не только жизнь его героев, он является гораздо более широким полотном, я начал с того, что стал изучать костюмы студентов того времени, использовал принципы западных портных. К каждому костюму мы подходили с очень высокими требованиями, и когда вы увидите эти костюмы в фильме, вы убедитесь, что все костюмы очень элегантны, и сможете вообразить, как выглядела в них древняя аристократия и интеллигенция».
«Металлические воинские доспехи, как правило, не использовались широко вплоть до установления правления династии Цзинь, и только Цао Цао был облачен в полный комплект металлических доспехов.»
«Фильм "Битва у Красной скалы" представляет собой широкое полотно, в котором сплелись различные сюжеты; фильм снят в постоянно меняющемся темпе и ритме, а движущаяся камера еще более усиливает впечатление от перемены ритма. Военные лагеря построены разными по высоте, что подчеркивает силу каждого из противников. Лагерь Цао имеет крестообразную форму, тогда как лагерь союзников выстроен более изящно. Эти два лагеря в фильме олицетворяют противоборствующие стороны, и каждый демонстрирует свою силу».
«Объединив в единое целое историческую действительность и вымысел, Джон Ву предлагает новую версию классического героя».
ФИНАНСИРОВАНИЕ
С бюджетом $80 миллионов фильм «Битва у Красной скалы» стал самым дорогим проектом на китайском языке за все время кинопроизводства. Когда продюсер Теренс Чан впервые обратился за поддержкой к компании China Film Group Corporation, ее президент Хань Саньпин немедленно дал свое согласие на участие в проекте. 28 августа 2006 г. было подписано соглашение о финансировании проекта и дистрибуции фильма между China Film Group Corporation и расположенной в Лос-Анджелесе компанией Ву и Чана Lion Rock Productions.
Вскоре после этого к ним присоединились следующие компании: тайваньская CMC Entertainment, японская Avex Entertainment в содружестве с китайской Chengtian Entertainment, а также корейская компания Showbox, каждая из которых инвестировала значительную сумму в бюджет проекта. В ноябре 2006 г., после ежегодного AFM (American Film Market — американский кинорынок — прим.пер.) компания Summit Entertainment подписала соглашение о международных продажах фильма. Сбор предварительных заказов на покупку фильма компания Summit начала в феврале 2007 г. и достаточно быстро договорилась о его продаже по всей Европе — приблизительно за два месяца до начала съемок. Затем Чан продал права на дистрибуцию фильма в Гонконге компании Mei Ah.
Затем в проект были инвестированы деньги Standard Chartered Bank of Hong Kong, а банк CineFinance завершил финансирование проекта. Съемки фильма начались 14 апреля 2007 г. и заняли 203 дня (плюс 117 дней снимала вторая съемочная группа и 27 дней — третья) в течение восьми с половиной месяцев. Из-за того, что сценарий такой большой, для азиатского рынка фильм будет разделен на две серии, однако на кинорынок в других частях света фильм выйдет односерийным.
China Film Group Corporation
Созданная в 1951 г. как China Film Corporation, компания China Film Group Corporation (CFGC) к 1999 г. стала в Китае самой крупной и многопрофильной организацией в сфере шоу-бизнеса. В ее состав входят China Film Corporation, Beijing Film Studio, China Film Co-production Company, China Film Equipment Company и Beijing Film Laboratory; в ее ведении находится кино- и телепродукция, дистрибуция и кинопрокат.
Beijing Film Studio и China Children’s Film Studio, входящие в состав CFGC, могут похвастаться 50-летней историей своего существования и наличием библиотеки, насчитывающей более 1000 наименований. С момента своей организации в 1999 г. CFGC выпустила более 200 художественных фильмов. Компания взрастила и воспитала множество талантливых продюсеров, привлекала к работе над своими проектами известнейших продюсеров со всего света, создав тем самым платформу для международного сотрудничества в области кино. Возможности компании как дистрибьютора позволяют ей выпускать на киноэкраны более 100 фильмов ежегодно; среди недавно вышедших — такие блокбастеры, как «Клятва» (THE PROMISE), «Убить императора» (THE BANQUET), «Проклятие золотого цветка» (CURSE OF THE GOLDEN FLOWER), WARLORDS и CJ7.
Компания является единственным импортером кинопродукции в Китае. Ее ежегодные Пекинские кинопоказы стали прекрасной ареной для демонстрации фильмов, которыми гордится китайское кинопроизводство. За последние годы компанией было сведено в единую сеть семь киносетей, а также приобретено более 400 кинотеатров, насчитывающих в целом 1000 киноэкранов, которые в общей сложности дают почти 40 % бокс-офиса в стране. Сейчас компания строит свою собственную сеть кинотеатров, в которую войдут более 100 мультиплексов.
CMC Entertainment
Компания CMC Entertainment — ведущая компания, специализирующаяся на индустрии шоу-бизнеса и киноиндустрии на всем азиатском континенте. На Тайване она — лидер дистрибуции независимого кино, являясь основным держателем акций ведущих тайваньских киносетей, куда входит и сеть Vie Show cinemas, а также акций ведущей тайваньской компании Deltamac Group, чья специализация — индустрия развлечений.
В Гонконге CMC в содружестве с Deltamac представляют собой одну из самых крупных компаний, занятых в шоу-бизнесе, а недавно ими был открыт офис в Китае для дальнейшей экспансии рынка.
CMC Entertainment является частью корпорации CMC Magnetics Corporation, основанной в 1978 г. CMC Magnetics — лидирующий производитель современных носителей информации (DVD-R, CD-R), а кроме того, корпорация оказывает услуги по копированию рабочих материалов (CD-ROM, VCD, DVD) многим крупным студиям и компаниям.
AVEX Entertainment
AVEX — холдинговая компания, основанная в апреле 1988 г. В течение последних 20 лет AVEX стал одной их крупнейших звукозаписывающих и издательских компаний Японии. Офис компании, расположенный в Аояме, пригороде Токио, насчитывает более тысячи сотрудников, кроме того, по всей стране раскинулась целая сеть офисов компании. Компания принимает активное участие в международном бизнесе и имеет свои представительства в США, Пекине, Гонконге, Тайване и Шанхае.
Недавно компания AVEX развернула исследовательскую деятельность и начала вкладывать инвестиции в бизнес, связанный с производством аудиовизуальной продукции, и с тех пор компания активно занимается продюсированием и дистрибуцией кинопродукции — как отечественной, так и зарубежной, включая японскую анимацию. Сейчас в планах компании AVEX завоевание азиатского кинорынка.
CHENGTIAN Entertainment
Chengtian Entertainment Group (International) Holdings Ltd является корпорацией, сфера интересов которой очень широка: это теле- и кинопродукция, музыкальная продукция, сценическая музыкальная драма, менеджмент артистической деятельности, реклама и новые мультимедиа. Кроме того, Chengtian является крупнейшим держателем акций компании Golden Harvest Entertainment (Holdings) Limited, а также в содружестве с японской корпорацией Avex Group создателем в Китае компании Avex Music Production Co., Ltd.
Во главе компании стоит команда с большим опытом международной работы. Дочерними компаниями корпорации являются следующие: Beijing Chengtian Zhihong TV & Film Production Co., Ltd., Beijing Chengtian Shiba Artist Management Co., Ltd., Beijing Chengtian Shijiu Artist Management Co., Ltd., Beijing Chengtian Huayin Music Production Co., Ltd., Beijing Chengtian Zhiyin Musicals Drama Production Co., Ltd., Beijing Chengtian Gege Digital Media Co., Ltd., Beijing Chengtian Bohong Media Co., Ltd.
Showbox
Компания Showbox/Mediaplex Inc., входящая в состав Orion Group, является многоотраслевой корейской киностудией. Основанная в 2002 г., компания Showbox вскоре стала лидером на рынке корейских киноинвестиций и дистрибуции, в 2005 г. официально став дистрибьютором № 1 в Корее.
В 2004 г. компания Showbox потрясла индустрию корейского шоу-бизнеса, выпустив на экраны страны фильм режиссера Кан Чже Гю «Братские узы» (TAEGUKGI). Этот фильм побил рекорд бокс-офисов, до тех пор принадлежавший фильму FRIEND (по-видимому, речь идет о корейском фильме FRIEND, режиссер — Квак Кён Тхэк — прим.пер.) и составлявший 8,1 млн. проданных билетов, тогда как на фильм «Братские узы» было продано более 11 млн. входных билетов на общую сумму более $80 млн. по всей стране. Фильм «Братские узы» стал новым словом в корейском кинематографе, а компания Showbox привлекла к себе внимание всей корейской киноиндустрии, как игрок, который всерьез пришел на этот рынок. Это стало вполне очевидно в следующем, 2005 г., когда компания Showbox в качестве дистрибьютора представила на корейский рынок фильмы «Добро пожаловать в Донмакгол» (WELCOME TO DONGMAKGOL), MARATHON и «Замужем за мафией 2».
В 2006 г. компания Showbox вновь доказала свое право называться успешной дистрибьюторской компанией, выпустив на экраны коммерчески успешный и тепло принятый критикой фильм «Хозяин» (THE HOST), режиссер — Пон Чжун Хо. Этот фильм стал лидером бокс-офисов, поставившим рекорд посещений в Корее за все время кинопроката: эта цифра составила 13 млн. проданных билетов и побившим все возможные рекорды бокс-офисов начиная от посещаемости кинотеатров и дохода от продажи билетов и вплоть до небывалого улучшения работы службы предварительного резервирования билетов.
Благодаря наличию мультикомпонентной структуры компания Showbox является единственной корейской компанией, которая имеет максимальные возможности донести до зрителя любой кинопроект. Showbox владеет успешной сетью мультиплексов — Megabox, где Showbox демонстрирует свои фильмы. Кроме того, компания On*Media, крупнейший корейский оператор кабельного телевидения, предоставляет компании Showbox возможность демонстрировать свои фильмы по своим кабельным сетям.
Имея намерение выйти на мировой рынок, компания Showbox принимает участие в совместном финансировании и продюсировании нескольких международных проектов. Приобретаются новые зарубежные фильмы, компания уверенно движется к выходу на мировой рынок, устанавливая прочные связи с ключевыми игроками на поле международной киноиндустрии. Продолжая придерживаться в своей деятельности высоких стандартов и стремясь достичь совершенства в работе, компания Showbox уверенно идет по пути дальнейшего роста и становления корейской киноиндустрии.
КАСТИНГ
История о трех царствах хорошо знакома жителям азиатского континента — каждый из них читал знаменитую книгу или мангу, играл в видеоигру или видел кинофильм или телесериал, снятый по мотивам этой книги, и поэтому буквально каждый имеет свое представление о том, как должен выглядеть каждый из персонажей этой истории. Последнее обстоятельство сильно усложнило процесс кастинга.
Однако поскольку режиссер Джон Ву очень хотел во всем придерживаться исторических фактов, он имел намерение отбирать актеров в соответствии с тем описанием внешности персонажей, которое он почерпнул из исторических книг. Чжугэ Ляну, например, в 208 г., когда он принимал участие в знаменитой битве у Красной скалы, было всего 27 лет. Это был красивый молодой человек, ростом шесть футов, которого его господин, Лю Бэй, призвал на службу в качестве военного советника. Благодаря тому, что Такеши Канеширо привнес в эту роль юмор, шарм, остроумие и мудрость, сложилось впечатление, что эта роль скроена специально для него. Можно считать случайным совпадением тот факт, что Канеширо обожал Чжугэ Ляна с самого раннего возраста.
С другой стороны, вице-правитель царства У Чжоу Юй был классическим романтическим героем, что явствует не только из исторических книг, но и отражено в знаменитой поэме, принадлежащей перу Су Дунбо, которая была написана во время правления династии Сун. Он разрывался между преданностью своей стране и любовью к своей миролюбивой жене Сяо Цяо. Зрители будут приятно удивлены, увидев в роли этого истерзанного сомнениями героя звезду азиатского кино Тони Люна, поскольку никогда прежде не видели его в историческом фильме в роли генерала, демонстрирующего свою отвагу верхом на коне и в полном боевом снаряжении.
Этот фильм — третья совместная работа Люна и режиссера Джона Ву. Люн сыграл роль искателя приключений из буйных шестидесятых в фильме «Пуля в голове» (BULLET IN THE HEAD) и роль чувствительного, но измученного агента под прикрытием в фильме «Круто сваренные» (HARD-BOILED). Эти две ленты считаются лучшими фильмами Ву за весь период его работы в Гонконге.
Очень мало написано о жене Чжоу Юя, Сяо Цяо, кроме того, что, возможно, именно ее красота стала причиной гибели двух тысяч кораблей. В этой роли дебютировала азиатская топ-модель Чилин Линь, сыграв ее с такой грацией и с такой силой, что зрители, вероятно, забудут, что на самом деле она — живая, веселая и популярная современная красавица. Приостановив на шесть месяцев все свои профессиональные обязательства, Линь под руководством трех преподавателей актерского мастерства готовилась в Пекине к исполнению этой роли. Ее целеустремленность и самоотверженность окупились вполне: родилась новая суперзвезда.
Одной из самых сложных задач для создателей фильма стал выбор актера на роль Цао Цао. Вопреки традиционному мнению о том, что этот герой — отъявленный негодяй, Цао Цао в действительности был совсем не таким. Конечно, он был честолюбив и, возможно, сам стремился стать императором. Но его целью было объединение Китая, который в то время был разделен на множество воюющих между собой государств. Кроме того, он был ученым, талантливым поэтом и живописцем. Получивший классическое образование Чжан Фэнь-и хорошо известен благодаря ролям «хороших парней», сыгранных им в фильмах «Прощай, моя наложница» и «Император и убийца», однако в этом фильме он так глубоко раскрыл этот темный и сложный характер, что ни у кого не вызовут ни малейшего удивления вполне им заслуженные хвалебные отзывы на эту блестяще сыгранную роль.
СЪЕМКИ
После почти трех лет предварительного планирования и года стадии пре-продакшн съемки фильма «Битва у Красной скалы» начались 14 апреля 2007 г. на территории CCTV (здесь: China Central Television — прим.пер.) в Чжо Чжоу, провинция Хэбэй, в часе езды от Пекина.
Художник-постановщик Тим Йип и арт-директор Эдди Вон рассмотрели интерьер уже существующих декораций, изображающих здание дворца, и превратили его в два разных дворца: один стал огромным дворцом династии Хань, где премьер-министр Цао Цао угрожает юному императору, а второй — дворец Сунь Цюаня, где Чжугэ Лян затеял словесную баталию с сотней его министров.
Единственный интерьер, который был построен в павильоне студии CCTV в Чжо Чжоу, была резиденция вице-правителя Чжоу Юя. Это там, в этом изысканном интерьере, снимались некоторые из наиболее трогательных сцен, включая сцены между Чжоу Юем и его женой Сяо Цяо, а также одна из любимейших сцен режиссера — сцена "дуэли на музыкальных инструментах" между Чжоу Юем и Чжугэ Ляном.
Кроме тех мест, о которых сказано выше, все остальные эпизоды фильма снимались на натуре. Структура фильма выстроена таким образом, что основное действие вращается вокруг трех сражений: это битва при Чанбане в начале, битва при Сань Цзян Коу в середине и битва у Красной скалы в конце.
Битва при Чанбане
Битва при Чанбане делится на две части: сражение в деревне Чанбань, когда были убиты две жены Лю Бэя, и генерал Чжао Цзилун спас его маленького сына, и сражение на чанбаньском склоне, где генералы Цюань Юй и Чжан Фэй оттесняют вражеские войска, чтобы освободить дорогу беженцам.
Во время подготовки к исполнению роли генерала Чжао Цзилуна актер Ху Цзюнь в течение нескольких месяцев тренировался под руководством координатора боевых искусств Диона Лэма, который помог ему приобрести к началу съемок прекрасную физическую форму. Однако в результате напряженные тренировки, вызванные высокими требованиями, обусловленными сложностью роли, спровоцировали рецидив старой травмы позвоночника, что вынудило актера пройти курс восстановительного лечения, на который потребовался целый месяц. К тому времени, как съемки возобновились, постановщиком боевых сцен стал Кори Юэн.
Стоит заметить, что появление нового постановщика боевых сцен в действительности стало новой встречей Юэна и Ву, которые впервые встретились на съемочной площадке в 1974 г., когда Кори был хореографом-постановщиком боевых сцен в самом первом фильме Ву «Молодые драконы» (THE YOUNG DRAGONS). И хотя их пути не пересекались более 30 лет, их совместные усилия при работе над «Битвой у Красной скалы» увенчались грандиозным успехом. Каждый фрагмент боя, который Ву разработал на бумаге — а таких фрагментов было великое множество — был тщательно и красиво воплощен Юэном на съемочной площадке. Взаимодоверие, существующее между двумя этими людьми, сильно упростило процесс съемок, несмотря на суровость внешних условий.
Битва при Сань Цзян Коу
Тони Люн впервые приступил к съемкам на поле боя у Сань Цзян Коу в середине июня 2007 г. Несмотря на то, что стояла довольно жаркая погода, по роли Тони был одет в тяжелые доспехи и к тому же сидел верхом на коне. Как будто для того, чтобы еще более усложнить его задачу, съемки проводились на открытом пространстве, которое прежде использовалось Народной Армией как стрельбище. Поэтому там фактически не было никакой тени, где можно было бы укрыться от палящего зноя, кроме пары палаток, поставленных перед началом съемок.
Если вынести за скобки погоду, то сама сцена битвы представляла собой совершенно завораживающее зрелище. Более тысячи пеших солдат, триста лошадей да плюс триста всадников, а кроме того, почти семьсот человек в составе съемочной группы — так что сцена битвы стала поистине грандиозной кампанией.
Последний день съемок застал Тони на том же месте, снималась та же сцена, он был в том же облачении. Разница была только в том, что было невероятно холодно и земля была покрыта снегом. Другими словами, съемки этой сложнейшей сцены заняли ни много ни мало — шесть месяцев! О чем зрители, смотря эту сцену, никогда не догадаются.
Сцена начинается с того, что Сунь Шансян (актриса Чжао Вэй) во главе отряда женщин-воинов, осыпая градом стрел бойцов армии Цао, заманивает их в ловушку: зная, что они непременно будут преследовать врага, она ведет их сквозь туман туда, где союзники развернули боевое построение, напоминающее по форме панцирь черепахи. Когда враги оказались внутри боевого построения, генералы союзников один за другим выходят на бой. В конце герой Тони Люна Чжоу Юй вступает в бой и самоотверженно защищает своим телом Чжао Цзилуна — его пронзает стрела, предназначенная герою актера Ху Цзюня.
Битва у Красной скалы
Несмотря на свое название, эта битва на самом деле должна была бы именоваться «битвой у Улиня» (Улинь — Вороний лес), потому что она произошла именно там, тогда как Красная скала расположена на другом берегу реки как раз напротив этого места.
Эта знаменитая битва состоит из двух частей: та, которая велась на воде и та, которая велась на земле. На воде «пылающие лодки» союзников атаковали корабли Цао как ракеты, и корабли загорелись; руководил операцией генерал Хуан Цай. Некоторые корабли Цао перевернулись, некоторые просто развалились на куски и затонули. Поскольку ветер дул в нужном направлении, а корабли Цао были соединены вместе, огонь распространился очень быстро. Вскоре две тысячи судов были сожжены и уничтожены.
Только планирование этой сцены заняло более года. Восемнадцать кораблей нужно было построить прямо на месте, поскольку из-за их размера транспортировать их до водохранилища было бы затруднительно. Длина самого большого их кораблей составила 38 метров (125 футов)! Строительство кораблей заняло восемь месяцев, начавшись в октябре 2006 г. и закончившись в мае 2007. Одновременно прямо на месте было построено четыре плавучих дока; много лодок было построено на верфи, расположенной недалеко, и спущено на воду водохранилища. Недостающие две тысячи кораблей должны были быть достроены при помощи цифровой техники.
Для помощи в съемке битвы на воде был приглашен режиссер Патрик Люн; съемка была поделена на четыре части. Во-первых, он снимал вживую на натуре, в основном горящие корабли и солдат, падающих в воду. Во-вторых, в огромном кинопавильоне недалеко от Пекина был построен большой бассейн, в который были помещены несколько кораблей, предварительно разобранных на части, а затем из частей собранных заново. Люн должен был снять, как эти корабли врезаются друг в друга и переворачиваются, а в это время вокруг бушует пламя и продолжается бой. Затем имели место съемки миниатюрных объектов, которые затем были увеличены. И наконец, после всего этого компания Orphanage, отвечавшая за видеоэффекты в фильме, принялась за дело и довершила начатое.
Битва на земле стала финалом фильма; она начинается эпизодом, когда вымышленный герой — генерал Гань Синь, роль которого исполняет Шиду Накамура, высаживается на берег и в конце концов жертвует собой, взрывая ворота крепости. Затем герой Тони Люна Чжоу Юй во главе своего войска продолжает атаку. Он горит желанием спасти свою жену Сяо Цяо, которая находится в плену в крепости Цао Цао.
Эта историческая батальная сцена, во время которой противники Чжоу Юй и Цао Цао первый и единственный раз сталкиваются лицом к лицу в бушующем море огня, безусловно, останется в памяти зрителей надолго, и они будут вспоминать ее и после того, как на экране пройдут финальные титры.
ЗАЯВЛЕНИЕ РЕЖИССЕРА
Все мы видели голливудские исторические блокбастеры. И на нас, зрителей, всегда очень сильное впечатление производят как замечательный визуальный ряд, так и потрясающий звук, высочайшее качество которых достигнуто благодаря современным технологиям. Мировая аудитория также всегда с наслаждением смотрела китайское кино, снятое в различных жанрах: это и кун-фу, и боевик, и драма. Однако китайскую историческую эпопею, снятую в таком масштабе и с применением таких технических возможностей, которые можно найти в голливудских блокбастерах, можно увидеть крайне редко. Китайское кино содержит в себе большую часть нашего культурного наследия, включая дух боевых искусств. Средствами кино мы можем донести до зрителя наши идеалы и наши культурные традиции, причем рассмотренные на многих уровнях. Эти рассуждения и привели меня к мысли сделать фильм о героях трех царств в жанре, отличном от боевика. Я очень долго мечтал о том, чтобы снять этот фильм, наверное, с тех пор, как прочел книгу о героях того славного времени.
Битва у Красной скалы произошла в Китае 18 столетий назад. Это было событие огромной исторической важности. Благодаря этой истории мы узнали о невероятной мудрости и храбрости людей, живших в то время в Китае, которым удалось победить своих врагов несмотря на то, что армия врага намного превосходила по численности их собственную армию. Я думаю, что, имея такую талантливую команду и используя современные технологии, мы сумели рассказать эту эпическую историю в фильме такого же масштаба, что и голливудские блокбастеры. Мы много снимали на натуре, затем в периоде пост-продакшн максимально использовали спецэффекты, в результате чего был достигнут реализм в изображении древней битвы. Такого зрелища никогда еще не было в китайском кино.
Когда я снимал этот фильм, то моей целью было подняться над культурными и историческими барьерами: чтобы у западного зрителя было ощущение, что он видит азиатскую Трою, тогда как восточный зритель открыл бы для себя новые перспективы давно знакомой истории. Кроме того, мне хотелось доказать, что здесь, в Китае, мы можем создать исторический фильм такого же калибра, как и голливудские проекты.
Для меня самыми притягательными аспектами «Троецарствия» являются не сверхъестественные персонажи, идеализированные автором романа, а настоящий героизм, который они демонстрируют. Мир знает множество героев, но мне нравятся герои, которые ведут себя как живые люди и в своих действиях руководствуются гуманными побуждениями. И я нахожу много общего между моими идеями и героями «Троецарствия». Я искренне верю в то, что человеческие эмоции универсальны и для них нет культурных границ и различий. Достоинство, этика, дружба — такие же ценности на Западе, как и на Востоке. Это очень глубокие чувства, внешне они могут проявляться различным образом, однако все мы испытываем одинаковые эмоции.
Исходя из всего вышеизложенного, я вынес за скобки многие детали книги, когда снимал «Битву у Красной скалы». У нас была огромная съемочная группа, в которую входили представители многих стран и наций: из Китая, Америки, Японии и Кореи. Во время нашего плодотворного сотрудничества талантливые люди как с Востока, так и с Запада имели возможность научиться жить и работать вместе.
Во время съемок фильма я с удивлением обнаружил, что здесь, в Китае живет довольно много молодых людей, жаждущих делать кино. Оставаясь исключительно скромными в своих притязаниях, они усердно работали и многому научились за это время. Несмотря на различия в нашем жизненном опыте, мы вместе работали и вместе преодолевали разного рода трудности, время от времени встававшие перед нами в условиях постоянно действующей трудности в виде ужасных погодных условий. И все для того, чтобы успешно закончить начатое нами большое дело — съемки крупномасштабных батальных сцен. Я глубоко тронут духом сплоченности и усердием нашей команды.
Не могу не отметить тот факт, что во время съемок фильма мы получали всестороннюю поддержку от правительства континентального Китая. Я твердо уверен, что в это непростое время китайский кинематограф находится на верном пути. Не сомневаюсь, что он скоро выйдет на международную арену, и весь мир будет покорен его поразительным многообразием и его харизматичными звездами.
Всего лет десять назад снять такой фильм, как «Битва у Красной скалы», было бы совершенно невозможно, потому что таких технологий и таких ресурсов попросту не существовало. Тем самым я хотел бы выразить мою искреннюю признательность и благодарность всем инвесторам из Китая, Японии, Кореи и Тайваня, которые помогли мне в реализации моей мечты. Я действительно очень хотел сделать фильм, который с удовольствием смотрели бы люди во всех уголках земного шара. Я всем сердцем верю, что кино не знает границ. Если люди Востока любят многие великие западные фильмы, то западный зритель любит и ценит нашу потрясающую восточную культуру. Следовательно, я искренне надеюсь, что, когда вы будете смотреть «Битву у Красной скалы», вы не будете воспринимать его как фильм голливудский или китайский, а увидите в нем фильм для всех.
Джон Ву