Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Ридли и Тони Скотт

Ридли и Тони Скотт
Братья Скотт пришли в кино из рекламы. В 1970-х годах поставили первые короткометражные фильмы. Как и полагается старшему брату, Ридли первым вышел на большой экран. Его полнометражный дебют «Дуэлянты» получил приз в Канне, что позволило осуществить дорогостоящую постановку фантастического триллера «Чужой». Продюсеры не просчитались: фильм принес доход в 45 миллионов долларов. Вполне традиционный фантастический сюжет о путешествии астронавтов на далекую планету Ридли Скотт оснастил элементами фильма ужасов, погрузил в напряженную атмосферу саспенса, усиленного безукоризненно выполненными комбинированными съемками. Жуткий монстр, одного за другим пожирающий членов экипажа космического корабля «Ностромо», как бы символизировал непознаваемость и опасность иных миров. Зрительский успех этого динамичного фильма - явная заслуга режиссера и технического персонала. Актерам, в том числе и обаятельной Сигурни Уивер, отводилась здесь третьестепенная роль натурщиков в царстве спецэффектов. Ту же линию, к слову, неплохо продолжил Джеймс Кэмерон в «Чужих» (1986), где героиня С.Уивер сражалась уже не с одним-единственным монстром, а с целым полчищем слизкой и клыкастой мерзости...
Почувствовав себя в стихии фантастического триллера весьма уверенно, Ридли Скотт 3 года спустя снял, пожалуй, самый знаменитый свой фильм – «Бегущий по лезвию бритвы», где Харрисон Форд в роли «спецназовца» из будущего истреблял «репликаторов» - вышедших из-под контроля человекообразных роботов. Финальный поединок полицейского и робота в исполнении «лукасо-спилберговского» (Х.Форд) и «пауль-верховенского» (Р. Хауэр) героев стал в фильме Р.Скотта еще одним гимном техническим возможностям кинематографа. Однако в отличие от «Чужого» в «Бегущем...» можно заметить и определенный психологизм в обрисовке героев, дающий повод поразмышлять о природе насилия, о преступности убийства, даже если убит «всего лишь» человекоподобный разум...
Наблюдая за успехами старшего брата, Тони Скотт, вероятно, не мог остаться равнодушным. После короткометражных фильмов он рвался в большое кино. Ему хотелось дебютировать внушительно, сенсационно. Какова же была радость Т.Скотта, когда в его фильме ужасов «Голод» согласилась сыграть главную роль сама Катрин Денёв! Говорят, потом она пожалела об этом. Но соблазн был немалый - испытать себя в новом жанре и в новом качестве: роль демонической красавицы-вампирши притягивала возможностью нешаблонной трактовки старой, как мир, истории о вечной молодости, полученной путем сделки с дьявольскими силами.
Тони Скотт подобрал для Катрин Денёв достойных партнеров - рок-звезду Дэвида Боуи и Сьюзен Сэрендон. Результат, на мой взгляд, получился противоречивым. Тони Скотт блестяще применил свою рекламно-зрелищную эстетику. Как и Ридли, он обнаружил хорошее чувство фактуры, светоцветовых и монтажных эффектов. Однако для философской притчи фильм явно недобирал баллов, оставаясь по сути полнометражным клипом - ярким, броским, эпатажным, но не слишком глубоким по мысли и психологизму. С другой стороны, «Голод» не стал и чемпионом проката - для семейных просмотров он изначально не подходил, к тому же претензии на философичность и интеллектуальность отпугнули от него многочисленных поклонников традиционных киноужасов.
Забегая вперед, отмечу, что в дальнейшем Тони Скотт предпочел снимать фильмы попроще. Не претендуя на лавры «авторского кино», он поставил успешный в коммерческом отношении боевик «Топ ган» («Сверхоружие»), не посчитал зазорным принять эстафету у Мартина Бреста в «Полицейском из Беверли-Хиллз-2». Эта лента собрала 160 миллионов долларов и вышла по тем временам на 4-е место по кассовым сборам, уступив лишь «Инопланетянину» (1982) С.Спилберга, «Звездным войнам» (1977) Дж.Лукаса и «Возвращению Джидая» (1983) Р.Маркана.
Тем временем Ридли Скотт после доброй волшебной сказки для подростков «Легенда» с Томом Крузом в главной роли решил на время отойти от фантастики. Полицейский триллер «Тот, кто меня бережет» был сделан в лучших традициях жанра.
...Обаятельная блондинка из «высшего света» (Мими Роджерс) оказывается случайной свидетельницей убийства. Чтобы защитить ее от мафии, с ней круглые сутки находится дежурный полицейский (Том Беренджер)...
Ридли Скотт дал своим актерам выигрышные роли, где нашлось и психологическим нюансам драматических переживаний, юмору, иронии, проникновенному лиризму.
По такому же принципу был построен и «Черный дождь» с Майклом Дугласом в роли полицейского, разыскивающего в Японии опасного гангстера. Ридли Скотт остался верен заветам Хичкока, любившего, как известно, напряженные ситуации своих триллеров неожиданно переводить, в комедийное русло. На сей раз режиссер, по-моему, не совсем точно рассчитал метраж картины - сюжетной интриги, несмотря на ряд великолепных ударных сцен, не хватило на два с лишним часа экранного времени. Впрочем, популярность Майкла Дугласа после «Романа с камнем» (1984) Р.Земекиса и «Рокового влечения» (1987) Э.Лайна обеспечила «Черному дождю» успешный прокат...
Снятый в том же году Тони Скоттом психологический триллер «Месть» по режиссерской манере очень похож на последние две работы Ридли. Бывший военный летчик (Кевин Костнер), приехав на ранчо к своему старому другу (Энтони Куин), влюбляется в его молодую жену (Мэдлен Стоу). Обманутый муж, оказавшийся крупным мафиози, жестоко мстит влюбленным...
Фабула картины, как видите, не отличается особой сложностью. Но Тони Скотт недаром пригласил на главные роли хороших актеров, их профессионализм, эмоциональность, подкрепленная необходимым темпо-ритмом, принесли свои плоды: фильм смотрится с интересом от начала и до конца.
Итак, братья Скотт один за другим стали фаворитами зрелищного кинематографа. У Спилберга и Лукаса появились серьезные конкуренты...
В дальнейшем Тони продолжал работать в развлекательном голливудском потоке, поставив, на мой взгляд, не слишком удачный боевик с Брюсом Уиллисом «Последний бойскаут», а затем эпатажную, на грани китча кровавую историю аутсайдеров, связанных с преступным миром под названием «Настоящая кровь» (по сценарию Квенттина Тарантино). Более амбициозным получился у Тони Скотта фильм «Багровый прилив», действие которого разворачивается на американской атомной подлодке, готовой нанести удар по России, благодаря мастерству Джина Хэкмэна в роли командира лодки и Дэнзэла Вашингтона в роли его помощника и уверенной режиссуре Скотта зрелище получилось не только напряженное, но и психологически весьма убедительное.
Что касается Ридли Скотта, то он после замечательной «Тельмы и Луизы», где Джина Дэвис и Сьюзен Сэрэндон сыграли двух подруг, ощутивших свободу, лишь оказавшись вне закона, обратился к историческому материалу в дорогостоящей постановке «1492: Покорение рая», где неувядающий Депардье сыграл Христофора Колумба...

© Александр Федоров, 1997
Просмотров: 415
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: