Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Алан Паркер

Алан Паркер
Алан Паркер пришел в кинематограф из рекламного бизнеса, где, начиная с 1970 года, он поставил несколько сотен роликов. В 1972 году он снял свой первый короткометражный фильм. В 31 год этот ныне один из самых знаменитых англо-американских режиссеров представил телезрителям полнометражный фильм «Эвакуированные» - комедию времен войны, ностальгический фильм о времени, о котором сам режиссер (родившейся 14 февраля 1944 года) мог судить лишь по воспоминаниям старшего поколения, хронике и литературе...
Первой работой Паркера для большого экрана стала пародия на гангстерские фильмы «Багси Мэлоун», где все роли исполняли подростки, одетые и загримированные под солидных мафиози, соблазнительных роковых женщин и т.д. Картина получилась достаточно остроумной, хотя, на мой взгляд, к концу фильма основной аттракцион (дети-гангстеры) перестает срабатывать, и действие развивается как бы на холостом ходу.
Впрочем, к пародии Алан Паркер больше не возвращался, предпочитая иные жанры. Психологическая драма «Полуночный экспресс» (название означает на тюремном сленге «Побег») была поставлена в чрезвычайно жестком, натуралистическом ключе, лишенном всякого рода кинематографических условностей. Режиссера волновала проблема насилия, подавления человеческой личности. Главный герой картины попадал в турецкую тюрьму, порядки в которой, судя по всему, мало отличались от нашего ГУЛАГа, но, несмотря на это, пытался сохранить достоинство и желание быть свободным...
Столь же мастерски была поставлена и «Слава» - наполненная массой живописных подробностей, проникнутая духом импровизации история о юных актерах, танцорах и музыкантах, поступивших в школу искусств. Паркеру удалось собрать талантливый ансамбль молодых артистов, успешно справившихся как с музыкально-хореографической частью фильма, так несложными психологическими эпизодами.
Несколько менее удачной, как мне кажется, вышла драма «Застрелите Луну» («Как аукнется»).
...Семейная жизнь лауреата престижной писательской премии (Альберт Финни) идет под откос. Он уходит от жены (Даян Китон) к любовнице (Кэрен Аллен) и теряет былое взаимопонимание с дочерью...
Камерный сюжет этой картины получил у Алана Паркера излишне рассудочную, холодноватую трактовку.
В следующем фильме «Пинк Флойд – Стена» Паркер решил использовать богатейший арсенал своей работы в рекламе. На основе музыкальных композиций альбома знаменитой группы «Пинк Флойд» под символическим названием «Стена» Алан Паркер создал на экране грандиозную звукозрительную феерию, синтезирующую зрелищные возможности анимации (в частности, в ее компьютерно-мультипликационном варианте), стилистики видеоклипа, комбинированных съемок, квадрофонии, записанной по системе Долби. Как и в «Полуночном экспрессе» в фильме ярко прозвучала тема протеста против тоталитаризма во всех его видах, против отчуждения и разобщения людей, против насилия и антигуманизма.
Успешной оказалась и притчевая драма Алана Паркера «Птичка» («Птаха»), награжденная призом Каннского фестиваля.
...Два друга с городской окраины (Метью Модайн и Николас Кейдж) заканчивают школу. Один из них - по прозвищу Птичка - дни и ночи пытается постичь секрет вольного полета: конструирует летательные аппараты, гоняет голубей, мечтает и сам когда-нибудь взмыть в поднебесье...
Эти эпизоды возникают в памяти одного из друзей, когда он, раненый во вьетнамской войне, навещает Птичку в психиатрической лечебнице, куда тот попал после шока, испытанного во время боя в джунглях...
Птичка весь во власти мании полета. В своей унылой, серой палате он напоминает нахохлившуюся птицу, тоскующую по небесной синеве...
Глубокая, психологически неоднозначная, тонкая по режиссуре картина Алана Паркера несла в себе необычайно сильный заряд энергии истинного гуманизма и добра.
Через 3 года Алан Паркер поставил еще одну заметную картину - мистический триллер «Сердце ангела», построенный на постоянном ощущении тайны, предчувствии темного омута, дьявольского наваждения. Известный актер Микки Рурк сыграл здесь роль частного детектива, пытающегося раскрыть загадочные убийства, совершенные... его вторым «Я». Бесспорно, фильм намеренно стилизован под «черную серию» американского кино 1940-х, а многие эпизоды решены в хичкоковском ключе. Паркер превратил «Сердце ангела» в пастиш, рассчитанный на восприятие на различных уровнях зрительской «насмотренности».
Действие следующей драмы Алана Паркера «Миссисипи в огне» происходило в 1964 году, когда в Америке были еще сильны традиции расовой нетерпимости. Главный герой этой криминальной истории (Джин Хэкмен получил за эту роль приз Берлинале) пытался провести расследование убийства негритянских активистов в одном из южных штатов, славившихся непримиримыми позициями в вопросе о соблюдении «чистоты белой расы»... В отличие от трех предыдущих работ Паркера, «Миссисипи…» была поставлена в реалистическом духе, близком к стилистике «Полуночного экспресса».
На рубеже 1990-х Алан Паркер приезжал в нашу страну, где состоялась ретроспектива его произведений. Говорят, что во время своего визита именно он рекомендовал отборочной комиссии Каннского фестиваля включить в программу дебютов замечательный фильм Виталия Каневского «Замри-умри-воскресни». Что ж, когда талантливый мастер помогает другим талантам, это всегда приятно...
Фильмы Алана Эркера 1990-х сделаны, как всегда, со «знаком качества». После фильма «Так называемый рай» («Приди посмотреть на рай»), посвященного крайне болезненной для Америки теме преследования американцев японского происхождения в годы Второй мировой войны, Паркер поставил замечательную психологическую зарисовку из жизни начинающих ирландских поп-музыкантов «Комитментс». В этом фильме не было известных актеров, и, казалось, что события сняты как бы скрытой камерой: настолько достоверно представал на экране быт ирландского города и его обитателей.
В середине 1990-х Алан Паркер поставил саркастическую, язвительную комедию «Дорога на Вэлвил», где беспощадной сатире подвергались всевозможные модные оздоровительные программы и лечения и раскрывались механизмы действия диктаторских режимов. Энтони Хопкинс в роли полубезумного главного врача частной клиники и Бриджит Фонда в роли его пациентки столь же хороши, как и Джон Кьюсак в роли махинатора-неудачника...

В 1996 году Алан Паркер был занят амбициозным проектом исторического фильма о жене знаменитого аргентинского президента Перона - Эвите, роль которой сыграла не нуждающаяся в рекламе Мадонна...

© Александр Федоров (1996)
Просмотров: 516
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: