Vera Alentova
Родилась 21 февраля 1942 года в городе Котласе Архангельской области.
Отец — Быков Валентин Михайлович, актёр. Мать — Алентова Ирина Николаевна, актриса, работавшая во многих театрах СССР. Отец умер, когда девочке не было ещё 4 лет, и Вера с мамой уехали на Украину, навсегда оставив родной Север. Вера вместе с мамой часто меняла место жительства. В школу пошла на Украине, поучилась в Узбекистане, окончила десятилетку на Алтае. После школы поступала в медицинский институт в городе Барнауле, но, мечтая стать актрисой, одновременно с поступлением в ВУЗ решила показать свои актёрские данные в Барнаульском драматическом театре, где работала её мама, и была принята в труппу на должность актрисы вспомогательного состава.
Мама, Ирина Николаевна, не признавала на профессиональной сцене любительщины. Она предложила дочери поехать в Москву и поступить в театральный институт, а до поступления — вместо театра пойти на завод, поработать там.
Проработав год на барнаульском меланжевом комбинате в должности чернорабочей, Вера следующим летом поехала в Москву.
В 1961 году поступила в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе на курс В.П. Маркова. На 2-м курсе вышла замуж за студента Владимира Меньшова. Педагоги недоумевали и даже пытались удержать Веру от этого безрассудного шага. Студент Меньшов, по мнению большинства педагогов, был бесперспективен. Вслух об этом, конечно, не говорилось, но всем было ясно, что столичная карьера Веры закончена.
В 1965 году, после окончания Школы-студии, поступила на работу в Московский театр имени А.С. Пушкина. В театре имени А.С. Пушкина не было актрисы такого плана, как Алентова, и Вера Валентиновна окунулась в мир своих детских грёз, встретившись с драматургией Бернарда Шоу («Шоколадный солдатик», 1966), Джона Б. Пристли («Сокровище», 1976), Фридриха Шиллера («Разбойники», 1975). Она работала с разными режиссёрами, застала ещё Бориса Равенских, который поставил с ней «Шоколадного солдатика» Бернарда Шоу. Спектакль был любим зрителями и прошёл более 300 раз с неизменным успехом. «Невольницы» по пьесе А.Н. Островского в постановке молодого режиссёра А. Говорухо наделали много шума в театральной Москве неординарностью решения всего спектакля и блистательной работой Алентовой — главной героини Евлалии, за которую актриса получила диплом 1-й степени имени А.Н. Островского.
Спектакль «Я — женщина» по сценарию Виктора Мережко был поставлен режиссёром Борисом Морозовым в 1984 году. Сценарий предназначался для фильма, но кинематографические власти сценарий по неведомым причинам именно в 1984 году запретили (позже он появится в прокате под названием «Прости»), театральные же власти оказались либеральнее и поставить спектакль разрешили, правда, под своим тщательным контролем, и это обернулось для спектакля небольшим, но существенным изменением драматического финала. Спектакль всё равно получился. Алентова играла свою героиню Машу, находящуюся на грани нервного срыва, в таком мощном эмоциональном накале, что зрители ещё долго после окончания спектакля были под его воздействием. Спектакль на многие годы стал любимцем театральной Москвы, на него невозможно было достать билет, его смотрели по несколько раз, а театральные фанаты помнят до сих пор все перипетии страданий полюбившейся Маши и жалеют, что спектакль больше не идёт.
В кино дебютировала в 1966 году в роли Лидии в фильме "Дни лётные".
Интереснейшей работой Алентовой был девятисерийный телефильм «Такая короткая долгая жизнь» по сценарию Иосифа Ольшанского и с режиссурой Константина Худякова. Главная героиня телефильма Настя начинает свою жизнь на экране совсем молодой женщиной, и вся её нелёгкая судьба, связанная с потерей ребёнка, переездом из деревни в город, войной, обретением нового трудного счастья, рождением другого ребёнка и воспитанием его, проходит на глазах зрителей в течение почти 20 лет. Фильм вышел на телеэкраны в 1976 году, тогда сериалы были внове, и Москва завороженно следила за ставшими родными героями телефильма. После выхода сериала на экраны Алентову никто не узнавал: роль была для нее необычна, актёры называют такие роли характерными с переменой привычного внешнего облика. Актриса не боялась быть на экране некрасивой, и, когда коллеги по театру говорили Алентовой, что даже они, так хорошо знавшие актрису, поначалу не узнали её, Вера Валентиновна считала это для себя высшей похвалой.
Своим кинодебютом Вера Валентиновна считает фильм «Москва слезам не верит» (1979). Владимир Меньшов, так неверно оценённый в своё время педагогами Школы-студии МХАТ, снял этот свой второй по счёту фильм, получивший мировую любовь кинозрителей и множество наград как отечественных, таки зарубежных в 1979 году. В феврале 1980 года фильм вышел на экраны страны и начал свое победное шествие по всему миру. Его сразу же купили для проката более 100 стран, а за один только 1980 год и только в нашей стране фильм посмотрели 90 миллионов человек.
Вера Алентова с 1980 года является членом Союза кинематографистов. В том же году она получила приз «Сан-Мишель» за лучшее исполнение женской роли на международном кинофестивале в Брюсселе.
В 1981 году по опросу читателей журнала «Советский экран» она была признана «лучшей актрисой года». В том же году Алентова стала лауреатом Государственной премии СССР, а фильм получил высшую награду Американской академии киноискусств — «Оскар».
В 1983 году на экраны страны вышел фильм «Время желаний» режиссёра Юлия Райзмана с Алентовой в главной роли. Это был последний фильм великого мастера и остался в благодарной памяти актёров, с ним работающих, как прикосновение к некой тайне. Тихо и неспешно Райзман умел создавать на съёмочной площадке атмосферу любви и поклонения друг другу.
Фильмов на счету у Веры Алентовой немного, но все они любимы зрителями и запоминаются надолго.
Вера Алентова с 1966 года является членом Союза театральных деятелей, а в 1993 году стала президентом Благотворительного федерального фонда социальной защиты членов СТД Российской Федерации.
Фонд старается в меру своих малых сил помочь театральным работникам, попавшим в беду, и неработающим театральным деятелям, живущим в острой нужде.
В том же 1993 году Алентову пригласил к себе в антрепризу Леонид Трушкин. Его театр знаменит шумными премьерами и громкими именами. Спектакли театра пользуются неизменной любовью зрителей.
Заслуженная артистка РСФСР (1982).
Народная артистка России (25.08.1992).
Академик Российской академии киноискусств.
театральные работы
Счастливые дни
Пули над Бродвеем
Федра
Бешенные деньги
Девичник Club
Любовь. Письма
Винни — «Счастливые дни» Сэмюэла Беккета, 2006 год.
Каролина Эшли — «Недосягаемая» по пьесе Сомерсета Моэма, 2001 год.
Гелена — «Вашавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина, 1996 год.
Маша — «Я — женщина» по сценарию Виктора Мережко, 1984 год.
Евлалия — «Невольницы» по пьесе А.Н. Островского, 1972 год.
Райна — «Шоколадный солдатик» по пьесе Бернарда Шоу, 1966 год.
Алёнушка — «Аленький цветочек», 1965 год.
призы и награды
* Лучшая актриса 1980 года (по результатам опроса журнала "Советский экран").
* Лауреат Государственной премии СССР (1981, за фильм "Москва слезам не верит").
* Премия МКФ в Брюсселе "Сан-Мишель" за лучшую женскую роль (1981, за фильм "Москва слезам не верит").
* Лауреат Государственной премии имени братьев Васильевых (1986, за фильм "Время желаний").
* Награждена орденом Дружбы (2001).
* Награждена Орденом Почёта (2007).
* Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством»
роли в кино
2014 С Восьмым марта, мужчины! (Беларусь, Россия)
2014 Предопределение :: Надежда Николаевна
2013 Бальзаковский возраст, или все мужики сво… 5 лет спустя :: Зинаида Семеновна
2010 Бешеные деньги (фильм-спектакль) :: Надежда Антоновна Чебоксарова
2008 Любовь как мотив :: Галина Васильевна Резник
2008 И все-таки я люблю... :: Анна Брониславовна :: главная роль
2008 Большой вальс (не был завершен)
2007 Первый дома :: Катя Тихомирова
2007 Дар Божий :: Вера Левина :: главная роль
2006-2007 Бальзаковский возраст, или Все мужики сво... 3 :: Зинаида Семеновна
2005 Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...-2 :: Зинаида Семеновна
2004 Самара-городок :: Лидия Сергеевна
2004 Бальзаковский возраст, или Все мужики сво... :: Зинаида Семеновна
2001 Серебряная свадьба :: Вера :: главная роль
2001 Мамука2000 Зависть богов :: Соня Аниканова :: главная роль
1995 Ширли-мырли :: Кэрол Абзац / Земфира Алмазова / Люсьена Кроликова
1995 Сын за отца (Россия, Беларусь) :: Ядвига Заборовская
1994 Жених из Майами :: Люся
1993 Дамское счастье :: Ангелина
1991-1992 Непредвиденные визиты :: Антонина Ивановна
1990 Когда святые маршируют :: Люси Левченко :: главная роль
1989 Процесс :: Надежда Поплавская
1988 Прости нас, сад... :: Марина Долматова :: главная роль
1988 Объективные обстоятельства (фильм-спектакль) :: Ванина :: главная роль
1987 Завтра была война :: Валендра :: главная роль
1984 Приезд (короткометражный) :: жена Владимира
1984 Время желаний :: Светлана Васильевна :: главная роль
1982 Время для размышлений :: Алла Борисовна (Аля) :: главная роль
1979 Москва слезам не верит :: Катя Тихомирова :: главная роль
1976 Рождение :: Оленина
1975 Такая короткая долгая жизнь :: Настя Овчинникова
1974 Невольницы (фильм-спектакль) :: Евлалия Андреевна
1971 Дни нашей жизни (фильм-спектакль)
1970 К вопросу о диалектике восприятия чувств, или Утраченные грезы
1970 Зыковы (фильм-спектакль)
1967 Звёзды и солдаты | Red and the white, The | Csillagosok, katonák (Венгрия, СССР) :: медсестра
1966 У нас есть дети..1965 Дни лётные :: Лидия Федоровна
участие в фильмах
2010 Тайны советского кино (документальный)
2010 Лариса Голубкина. Я тебя никогда не забуду (документальный)
2009 Александр Пороховщиков. Укрощение строптивого (документальный)
2008 Алексей Баталов. Дорогой наш человек (документальный)
2006 Рождение легенды (документальный)
2006 Анатолий Папанов. Неоконченная война (документальный)
2003 Чтобы помнили... (документальный)
1997 Долголетие (документальный)