Helmut Käutner
Немецкий режиссёр, сценарист и продюсер.
25 марта 1908, Дюссельдорф, Германия — 20 апреля 1980, Тускания, Италия.
Хельмут Койтнер любил подчеркивать, что стал кинематографистом как бы помимо своей воли. И действительно, первые годы его самостоятельной творческой деятельности были безраздельно отданы сцене.
В 1931 году он стал одним из основателей студенческого кабаре "Четверо палачей", просуществовавшего вплоть до 1935 года. Он писал скетчи, инсценировал их, выступал как актёр. Вскоре после прихода к власти Гитлера студенческому вольнодумству пришел конец, и мюнхенское кабаре "Четверо палачей" прекратило свое существование. Койтнер вступил в труппу Баварского народного театра. Потом переехал в Лейпциг и наконец оказался в Берлине, центре кинематографической жизни Германии 1930-х годов.
В 1939 году режиссёр Виктор Де Кова предложил Хельмуту Койтнеру написать сценарий фильма "Портной Виббель", а в 1939 году начинающий сценарист неожиданно для себя самого получил самостоятельную постановку.
Начало его кинематографической карьеры пришлось на годы фашистской диктатуры. За это время он снял девять лент. Две из них — "Китти и международная конференция" и "Большая свобода № 7" — были запрещены цензурой.
Когда в 1946 году критики разных стран мира смогли ознакомиться с продукцией УФА конца 1930-х — начала 1940-х годов, творчество Койтнера поразило их. Особенно большое впечатление произвели два фильма "Романс в миноре" (1942) и "Под мостами" (1945).
Первым послевоенным фильмом Койтнера стала лента "В те дни" (1947). Но вслед за ним Койтнер создал целую серию откровенно неудачных произведений — "Яблоко падает" (1948), "Королевские дети" (1949), "Белые тени" (1951), "Капитан Бай-Бай" (1952).
Продюсеры отказались финансировать его фильмы. Два года Койтнер оставлся не у дел. Но однажды он встретил оператора А.Эшли, только что вернувшегося из Югославии и утверждавшего, что там можно снимать дешевые фильмы. Койтнер уговорил австрийского продюсера К.Сцоколу дать ему деньги на постановку и поехал в Югославию писать сценарий, посвященный партизанской войне. Так началась работа над фильмом "Последний мост".
В 1940-1960-е годы он ставил спектакли в театрах Гамбурга, Берлина, Бохума, Дюссельдорфа и даже порой брал на себя их художественное оформление.
Фильмы, поставленные Койтнером во второй половине 1950-х годов, — лучшее, что было создано этим режиссёром за долгие годы работы в кино. В 1960-е годы тон в его творчестве задавали развлекательные ленты, которые он ставил уже на телевидении. Весьма показательным образцом может служить картина "Дом в Монтевидео" (1963).
В последний период своей творческой биографии Хельмут Койтнер был полностью интегрирован в западногерманскую индустрию кино, покорно выполняя самые невзыскательные требования и предложения. Карьера этого художника, столь щедро одаренного умом, юмором и талантом, представляется одной из самых печальных в истори кино ФРГ 1950-1960-х годов.
роли в кино
1974-1998 Деррик | Derrick (ФРГ)
1974 Карл Май | Karl May (ФРГ) :: Карл Май :: главная роль
1960 Дети в подвале | We Cellar Children | Wir Kellerkinder (Германия) :: эпизод
1959 Остальное - молчание | Der Rest ist Schweigen (Германия)
1957 Цюрихская помолвка | Affairs of Julie, The | Zürcher Verlobung, Der (ФРГ) :: эпизод
1957 Монпти | Love from Paris | Monpti (ФРГ) :: эпизод
1953 Последний мост | Last Bridge, The | Die letzte Brücke (Австрия, Югославия) :: эпизод
1947 В те дни | In Those Days | In jenen Tagen (Германия) :: эпизод
1944 Улица Великая свобода №7 | Great Freedom No. 7 | Große Freiheit Nr. 7 (Германия) :: Карл
1943 Романс в миноре | Romanze in Moll (Германия)
Режиссер
1970 Щипцы для вытаскивания углей | Feuerzangenbowle, Die (Германия)
1964 Истории из жизни озорников | Lausbubengeschichten (Германия)
1963 Дом в Монтевидео | House in Montevideo , The | Haus in Montevideo, Das (ФРГ)
1962 Рыжая | Redhead | Die Rote (Германия, Италия)
1961 Агент поневоле | Es muß nicht immer Kaviar sein (ФРГ, Франция)
1960 Черный гравий | Schwarzer Kies (Германия)
1960 Стакан воды | Das Glas Wasser (Германия)
1959 Чужак в моих руках | A Stranger in My Arms (США)
1959 Остальное - молчание | Der Rest ist Schweigen (Германия)
1959 Гусыня из Седана | Without Trumpet or Drum | Die Gans von Sedan (Германия)
1958 Ганс Живодер | Duel in the Forest | Schinderhannes, Der (ФРГ)
1957 Цюрихская помолвка | Affairs of Julie, The | Zürcher Verlobung, Der (ФРГ)
1957 Монпти | Love from Paris | Monpti (ФРГ)
1956 Сила мундира | The Captain from Köpenick | Der Hauptmann von Köpenick (ФРГ)
1955 Небо без звезд | Himmel ohne Sterne (Германия)
1955 Девушка из Фландрии | Girl from Flanders, The | Ein Mädchen aus Flandern (ФРГ)
1954 Портрет неизвестного | Bildnis einer Unbekannten (ФРГ)
1954 Людвиг II: Блеск и падение короля | Ludwig II (ФРГ)
1954 Генерал дьявола | Des Teufels General (ФРГ)
1953 Последний мост | Last Bridge, The | Die letzte Brücke (Австрия, Югославия)
1952 Капитан Бай-Бай | Kapitan Bay-Bay (Германия)
1951 Белые тени | Weiße Schatten (Германия)
1950 Эпилог | Epilog (Германия)
1949 Королевские дети | Königskinder (Германия)
1948 Упавшее яблоко | The Apple Fell | Der Apfel ist ab (Германия)
1947 В те дни | In Those Days | In jenen Tagen (Германия)
1945 Под мостами | Unter den Brücken (Германия)
1944 Улица Великая свобода №7 | Great Freedom No. 7 | Große Freiheit Nr. 7 (Германия)
1943 Романс в миноре | Romanze in Moll (Германия)
1942 Мы делаем музыку | Wir machen Musik (Германия)
1941 Прощай, Франциска | Auf Wiedersehen, Franziska
1940 Одежда делает людей | Kleider machen Leute (Германия)
1940 Жена по индивидуальному заказу | Frau nach Maß (Германия)
1939 Китти и международная конференция | Kitty und die Weltkonferenz (Германия)
Сценарист
1970 Щипцы для вытаскивания углей | Feuerzangenbowle, Die (Германия)
1963 Дом в Монтевидео | House in Montevideo , The | Haus in Montevideo, Das (ФРГ)
1962 Рыжая | Redhead | Die Rote (Германия, Италия)
1960 Черный гравий | Schwarzer Kies (Германия)
1960 Стакан воды | Das Glas Wasser (Германия)
1959 Остальное - молчание | Der Rest ist Schweigen (Германия)
1958 Ганс Живодер | Duel in the Forest | Schinderhannes, Der (ФРГ)
1957 Цюрихская помолвка | Affairs of Julie, The | Zürcher Verlobung, Der (ФРГ)
1957 Монпти | Love from Paris | Monpti (ФРГ)
1956 Сила мундира | The Captain from Köpenick | Der Hauptmann von Köpenick (ФРГ)
1953 Последний мост | Last Bridge, The | Die letzte Brücke (Австрия, Югославия)
1951 Белые тени | Weiße Schatten (Германия)
1950 Эпилог | Epilog (Германия)
1949 Королевские дети | Königskinder (Германия)
1948 Фильм без названия | Film ohne Titel (Германия)
1948 Упавшее яблоко | The Apple Fell | Der Apfel ist ab (Германия)
1947 В те дни | In Those Days | In jenen Tagen (Германия)
1945 Под мостами | Unter den Brücken (Германия)
1944 Улица Великая свобода №7 | Great Freedom No. 7 | Große Freiheit Nr. 7 (Германия)
1943 Романс в миноре | Romanze in Moll (Германия)
1941 Прощай, Франциска | Auf Wiedersehen, Franziska
1940 Одежда делает людей | Kleider machen Leute (Германия)
1940 Жена по индивидуальному заказу | Frau nach Maß (Германия)
1939 Китти и международная конференция | Kitty und die Weltkonferenz (Германия)
Продюсер
1960 Ярмарка | Kirmes (ФРГ)
1959 Остальное - молчание | Der Rest ist Schweigen (Германия)
1948 Фильм без названия | Film ohne Titel (Германия)
1947 В те дни | In Those Days | In jenen Tagen (Германия)