23 апреля 1937, Москва – 27 июля 2001, Москва
Московский художник-график.
Сын народного художника Татарской АССР и РСФСР, заслуженного художника Казахской ССР, лауреата Республиканской премии Татарской АССР имени Г. Тукая Баки Урманче (1897-1990).
Брат художника-плакатиста Мурата Ишмаметова.
Художник-мультипликатор, оформитель книг и журналов («Знание - сила», «Пионер», «Колобок»), спектаклей театра имени Моссовета — «Хромой Орфей» (1969).
Член союзов:
Союза художников СССР (с 1962);
Московского Союза художников (с 1962);
Союза кинематографистов СССР (с 1965);
Союза кинематографистов России;
Союза журналистов СССР (с 1972);
Новой Императорской Академии Художеств (с 1999).
Вот как писал об Ильдаре Урманче Иван Петрович Иванов-Вано: "Когда о художнике Ильдаре Урманче говорят «изобретательный, неожиданный, тонко чувствующий колорит», мне, его учителю (в 1961 году Ильдар Урманче закончил мою мастерскую во ВГИКе), слышать это отрадно. И здесь не только гордость за ученика. Работам Урманче действительно свойственны эти качества. Взгляните хотя бы на эскиз «Лесной дух» к фильму «Сказка дедушки Ай-По». На черном фоне белым пятном величаво расплывается шкура, а под ней в окружении свиты сидит серый пузатый Лесной дух с маленькими глазками и острыми зубами, готовыми всё схватить, потому что ненасытный огонь жадности сжигает его.
Оригинальность художника соединились с бережным отношением к поэзии северной сказки, по которой сделан фильм. Волею художника её образы ожили в пластике, слова переплавились в нежные краски и плавные линии. Для этого нужен особый талант, такт, безошибочное чувство стиля. У Урманче они есть, вот почему в его предварительных эскизах уже решена стилистика будущей картины.
Большинство эскизов Урманче, начиная с диплома и включая, по-моему, лучшую его работу на «Союзмультфильме» «Я жду птенца», сделаны на темы сказок. Вряд ли это случайность: Урманче делает только то, в чем находит для себя изюминку. Мне думается, именно сказка дает простор его умению делать правдоподобным неправдоподобное. Его эскизы полны очарования волшебства и чуда. Дупло — жилище Лесного духа — не только страшно, ужасно, сколько таинственно. Ветви и корни старого дерева околдованы, скованы злыми чарами… Изящество линий, острый глаз, точная рука — да, верно. Но чисто профессиональными характеристиками не объяснишь какой-то удивительно светлой и радостной природы таланта этого художника. Секрет здесь, пожалуй, в его чистом и ясном восприятии мира. Сколько гармонии и счастья в эскизе «Весна»! У Урманче есть дар видеть в жизни праздник, и это праздничное ощущение он возвращает нам в своих работах".
Скончался в своей мастерской в Москве на Сретенском бульваре 27 июля 2001 года.
призы и награды
«Я жду птенца». Приз XII международного кинофестиваля короткометражных фильмов в Туре (Франция), 1967 год. «Серебряная медаль» за лучший детский фильм, Премия СИФЕЖ (совм. с Н. Серебряковым).
«Баранкин, будь человеком». XV Фестиваль фильмов для детей и юношества в Венеции, 1963, — Бронзовая медаль (совм. с А. Г. Снежко-Блоцкой).
Художник
1989 Притча об артисте (анимационный)
1983 Дед и журавль (анимационный)
1976 Сказка дедушки Ай-По (анимационный)
1966 Я жду птенца (анимационный)
1963 Дочь солнца (анимационный)
1963 Баранкин, будь человеком! (анимационный)
1961 Козленок (анимационный)