Jean Vigo
26 апреля 1905 года (Париж, Франция) — 5 октября 1934 года (Париж, Франция).
Французский кинорежиссёр.
Его родители посвятили себя политической деятельности. Маленький Жан редко виделся с родителями. Он рос хилым мальчиком, часто болел. Виго было двенадцать лет, когда при загадочных обстоятельствах в камере тюрьмы Френ погиб его отец, Мигель Виго.
Двадцатилетний Жан собирался поступать в университет Сорбонны. Но болезнь лёгких перечеркнула его планы. По настоянию врачей он вынужден был отправиться на лечение в Фон-Роме, близ Андорры.
На курорте Жан познакомился со своей будущей женой Элизабет Лозинской, дочерью промышленника из Лодзи. Ей исполнилось 19 лет и она заканчивала учёбу в Швейцарии.
В то время Виго принял важное решение: он посвятит свою жизнь кино. В начале декабря 1928 года молодая семья приехала в Ниццу. Виго получил место помощника кинооператора на студии "Франко-фильм", на которой режиссёр Бюрель ставил картину "Венера". Но съемки закончились — и Жан остался без работы.
В трудное время пришёл на помощь отец Элизабет. Жан купил кинокамеру и задумал снять документальную ленту, посвящённую Ницце. Но здоровье Виго и его жены снова ухудшилось. Осенью 1929 года супруги отправились в Париж для консультаций со специалистами.
В столице Виго познакомился с молодыми кинематографистами, в том числе с оператором Борисом Кауфманом, братом советского документалиста Дзиги Вертова.
К середине марта 1930 года Виго и Кауфман уже отсняли четыре тысячи метров плёнки. В начале мая работа была закончена. Жан назвал фильм "По поводу Ниццы".
Картина не стала событием общественной жизни Парижа, что очень огорчило Виго. Но вскоре пришли обнадеживающие новости. Во-первых, фирма "Патэ-Натан" с октября 1930 года решила начать показ "По поводу Ниццы" в престижном кинотеатре. Во-вторых, Виго был приглашён на Конгресс независимого кино в Брюсселе.
Между тем денежные затруднения стали все более серьёзными. Элизабет ждала ребёнка. И Виго скрепя сердце продал кинокамеру. В середине июня 1931 года он получил за неё аванс, расплатился с долгами. Но когда 30 июня родилась дочь Люс, семья по-прежнему была без средств — покупатель камеры, полностью не рассчитавшись, исчез.
В июле 1932 года Виго познакомился с 54-летним бизнесменом Нунецом, большим любителем кино, и предложил ему финансировать фильм о жизни детей в закрытом учебном заведении. Нунец не возражал.
12 декабря 1932 года Нунец сообщил, что арендовал на неделю павильоны фирмы "Гомон". Работа в студии продолжалась восемь дней. Виго, которого преследовала жестокая простуда, завершил съёмки за 12 секунд до истечения срока.
После безумия последних дней Виго и его друзья нуждались в какой-то нервной разрядке. В одном из монмартрских бистро они принялись бросать друг в друга крутые яйца. Впоследствии характер этих традиционных сражений стал более изощрённым и крутые яйца заменили обычными.
Премьера фильма состоялась 7 апреля 1933 года. Прокатчики были шокированы...отсутствием коммерческих достоинств картины. Критика же увидела в "Ноле за поведение" и жестокость. Во время частного просмотра довольно резко против фильма выступили некоторые католические круги, вмешалась французская цензура.
Тем временем Нунец предложил Виго снять "Аталанту" по роману малоизвестного писателя Р.Гишена.
В начале февраля 1934 года несмотря на мучившие его лихорадку и кашель Виго практически завершил съёмки. Последние кадры Кауфман снимал в одиночку.
Просмотр "Аталанты" состоялся 25 апреля 1934 года в "Пала Рошешуар". Прием, оказанный фильму со стороны владельцев кинотеатров и прокатчиков, был исключительно холодным.
Тяжелобольной Виго признавался, что картина вымотала его, но ему очень хочется жить и делать картины.
Маленькая Люс находилась у друзей. чтобы Элизабет могла посвятить себя уходу за мужем. Но режиссёр был обречён.
Осенью 1934 года Жан Виго умер. Элизабет, у которой помутился рассудок, пыталась выброситься из окна...
Виго похоронили на парижском кладбище Банье рядом с отцом. Речей не было. После того, как могилу засыпали землёй, все быстро разошлись...
Ни один из фильмов Виго не имел нормального проката, не дошёл до зрителей при жизни режиссёра. И вместе с тем ни один из его фильмов не погиб...
Режиссер
1934 Аталанта | Atalante, L' (Франция)
1933 Ноль за поведение | Zéro de conduite: Jeunes diables au collège (Франция, короткометражный)
1931 Тарис
1930 По поводу Ниццы (документальный)
1929 По поводу Ниццы | Propos de Nice, À (Франция, документальный)
Сценарист
1934 Аталанта | Atalante, L' (Франция)
1933 Ноль за поведение | Zéro de conduite: Jeunes diables au collège (Франция, короткометражный)
1929 По поводу Ниццы | Propos de Nice, À (Франция, документальный)
Продюсер
1933 Ноль за поведение | Zéro de conduite: Jeunes diables au collège (Франция, короткометражный)