Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Гоголевские ведьмы и другие ужасы

Гоголевские ведьмы и другие ужасы
В детстве я любил читать необычные истории. Про гоголевских ведьм и утопленниц. Про Джекилла и Хайда. Про «сияние» и Дракулу. Видимо, это и определило мое особое пристрастие к такому неустойчивому жанру, как «фильм ужасов». И, как искушенного зрителя, меня трудно удивить или сильно запугать – всегда будут при новом просмотре вспоминаться более сильные или слабые ленты.

Один из первых фильмов данного жанра, который я имел счастье посмотреть еще в далеком-предалеком детстве, конечно же, видели и любят многие. Я говорю про наш «Вий», где так виртуозно играют Наталья Варлей и Леонид Куравлев. Сейчас, безусловно, улыбку вызывает главное чудище, но по саспенсу и иронии картина превосходит многие образцы хоррора. Александру Птушко удалось передать самую суть гоголевской мистики (Гоголь, как известно, к концу жизни полностью отдался религиозному чувству), они сделали неповторимую по легкости подачи материала и актерской игре картину.

Но «Вий» не является первым обращением к фантазиям гоголя. Еще в 1927 году к нему обратился режиссер Петр Чардынин в фильме «Черевички». Только этот опыт не сохранился до наших дней, что очень прискорбно. К великому мистику обращался и другой наш великолепный сказочник Александр Роу, создавший две классические экранизации - «Майская ночь, или Утопленница» и «Вечера на хуторе близ Диканьки». Там блистали Людмила Хитяева, Сергей Мартинсон, Георгий Милляр (куда ж без этого мастера!), Татьяна Конюхова и Александр Хвыля. Но у Роу истории больше сказочные, чем пугающие, хотя черт в исполнении Милляра дорогого стоит (как и его Баба-Яга!)…

Элементы саспенса при желании даже можно отыскать в знаменитой комедии «Кавказская пленница» (везет же Варлей на страхи!). В одной из сцен с юмором обыгрывается знаменитая хичкоковская атмосфера ожидания и напряжения. Но вернемся к истинному ужасу, которым за кордоном владели и владеют такие мастера, как Джеймс Уэйл («Франкенштейн»), Джордж Ромеро («Ночь живых мертвецов»), Стивен Спилберг, Сэм Рейми (про его продюсерский проект «Проклятие 2» я уже писал) и многие другие. У нас же с этим туговато… Лишь однажды я с ужасом в зрачках смотрел нашу картину. Называлась она «Псы», и рассказывалось в ней о собачках-людоедах. Многие сцены врезались мне в память, особенно, одна из финальных, с Юрием Кузнецовым. А уж про героя Михаила Жигалова и говорить нечего - слов нет…

Были и другие попытки создать фильмы ужасов, в одном из них даже Марина Влади сыграла вампиршу. А еще одна картина была снята по рассказу Алексея Толстого, про вурдалака, но я даже названий этих лент не помню – такие они малозначительные получились.

С приходом в современный российский кинематограф компьютерных спецэффектов ситуация все же может измениться в лучшую сторону. Появились «Ночной» и «Дневной» дозоры, скоро выйдет «Волкодав», на ТВ удачно прошел мини-сериал «Девять неизвестных». О последнем следует сказать пару слов. Фильм хоть и не страшный получился, но его спасают великолепные актерские работы Валентина Гафта, Егора Бероева, Анны Дубровской (она и вампиршу сыграла в «Ночном дозоре»), Сергея Епишева и Владимира Еремина. Да и идеи мне понравились. Не хватило чуточку умения американских режиссеров, но – это общая беда нашего мейнстрима.

И теперь на экраны выходит «Ведьма» Олега Фесенко с очаровательной Евгенией Крюковой (как хороша она в спектакле «Слухи»!) и Валерием Николаевым. Этот фильм ждали и надеялись, что, наконец-то, и у нас будет настоящий хоррор. Не тут-то было. Все испортила попытка выйти на зарубежный рынок. Вся затея провалилась уже из-за того, что действие перенесено в другую страну. Наши киношники также страдают клюквой, как и американцы, хотя и пытаются сгладить все необычными ракурсами (которых я насмотрелся у Рейми!) и эффектами, сильно смахивающими на любой российский продукт а ля «Дозор». Все спасают, как всегда, наши блестящие актеры, которые не позволят утопить себя бесталанной режиссурой или абсолютно невменяемым сценарием (некоторые моменты вообще трудно объяснить с точки зрения логики). Жаль только, что у Крюковой это уже не первый провал в ее кинематографической карьере. Похоже, она не в ладах с выбором сценария, хотя в этом случае ей был знаком режиссер по работе над «Умножающим печаль». Особенно хорош Арнис Лецитис, один из самых популярных прибалтийских актеров, которого я люблю и уважаю. Он сыграл колясочника, помешанного на идее истребления ведьм. А вот Лембит Ульфсак в роли полицейского выглядит не очень хорошо. Современный же Хома Брут в исполнении Николаева смахивает чем-то на Хофмана из «Соломенных псов». Тоже в очках, тоже не уверен в себе в предложенных обстоятельствах, тоже побеждающий себя в конце. Многие зрители в свое время ждали, что Куравлев выживет после последнего сражения, но в «Вие» этого не случилось. Зато «Ведьма» пошла на поводу у зрителя, дав возможность всему закончиться хорошо. Хотя – хорошо ли?.. Судите сами.

Возможно, я слишком предвзято отнесся к этой ленте. Все-таки хорроры трудно снимать. Нужно постоянно держать зрителя за желудок. Нужны деньги и потрясающие эффекты. Нужен талант Хичкока. Если найдется такой режиссер, который будет жить и мыслить ужасами, то, вполне возможно, мы станем свидетелями страшного чуда. И, кстати, это может произойти довольно скоро. На премьере «Дикарей» был показан рекламный ролик «Мертвых дочерей» Павла Руминова, одного из создателей необычного фильма «Одиночество крови» с Ингеборгой Дапкунайте и Гошей Куценко. Земля тряслась, на экране жуткие кадры, и ассоциации с «Пилой» мне были обеспечены. Остается ждать и надеяться. И не говорите мне, что ужасов и так хватает в нашей жизни. Весь ужас повседневности меркнет перед взглядом Нормана Бейтса из «Психоза» старика Хича и пастью спилберговской акулы…

Макс
Просмотров: 1945
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: