kino-cccp.net
Прощаемся
19 июля 2017 г. нас покинул актер
читать биографию
Виктор Кинах

ОСКАР
ОСКАР 1957: номинанты и победители
ОСКАР 1957: номинанты и победители

ОСКАР - все церимонии
Док. проекты
Золотая лихорадка
Золотая лихорадка

Док. проекты все выпуски
Трейлеры
кинопремьер


Напарник (2017)


Напарник (2017)
Напарник (2017)

Дюнкерк (2017)


Дюнкерк (2017)
Дюнкерк (2017)

Дикая история (2017)


Дикая история (2017)
Дикая история (2017)

Эксперимент «Офис» (2016)


Эксперимент «Офис» (2016)
Эксперимент «Офис» (2016)

Аритмия (2017)


Аритмия (2017)
Аритмия (2017)

Анна Каренина (2017)


Анна Каренина (2017)
Анна Каренина (2017)

Мгла (2007)


Мгла (2007)
Мгла (2007)

Жизнь кабачка (2016)


Жизнь кабачка (2016)
Жизнь кабачка (2016)

Нелюбовь (2017)


Нелюбовь (2017)
Нелюбовь (2017)

Чудо-женщина (2017)


Чудо-женщина (2017)
Чудо-женщина (2017)

Архив анонсов
Гармаш и Александр Петров вселились в малыша
Гармаш и Александр Петров вселились в малыша

Кустурица снимет фильм ленту о «Крымской весне»‍
Кустурица снимет фильм ленту о «Крымской весне»‍

25-й фильм про Бонда выйдет в 2019 году
25-й фильм про Бонда выйдет в 2019 году


Главная » История кино

Учебник из света и тени. Краткая история медиаобразования в России


Делимся с друзьями !!!
Рейтинг: 0.0

Учебник из света и тени. Краткая история медиаобразования в России

Учебник из света и тени. Краткая история медиаобразования в России
Уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость использования телевидения на уроках. И слова «зрительный класс» перестают быть метафорой. Действительно, есть такой особенный класс в сегодняшней школе. Фильмы существенно разнообразят детскую учебную жизнь. Это поняли в нашей стране еще в двадцатые годы, когда появилась новая профессия – кинопедагог, и медиаобразование начало свой непростой путь. Но оказывается, мало пустить кино в класс. Приходится создавать специальные методические разработки видеоуроков, учитывая массу тонкостей детского и подросткового восприятия. Приходится самим учителям посещать кинофестивали в качестве заинтересованного зрителя. Иначе фильмы становятся лишь развлекательной добавкой к школьным трудам. Об истории кинопедагогики, о некоторых рекомендациях преподавателям, ее практикующим, – сегодняшние материалы «Зрительного класса».


Краткая история медиаобразования в России


20-е годы: профессия – кинопедагог


Медиаобразование существует в России уже около 80 лет. Осенью 1919 года в Москве была открыта первая в мире киношкола (сейчас это ВГИК – Всероссийский государственный институт кинематографии). В том же 1919 году в Петербурге возник Высший институт фотографии и фототехники. Профессионалов в области кино пытались в 20-е годы выпускать и другие институты, но к началу 30-х они исчезли из-за разного рода экономических и идеологических причин. Существенно дополняли картину киноклубы, любительские кинофотостудии, во множестве родившиеся в двадцатых годах. С 1925 года в России интенсивно работало Общество друзей советского кино (ОДСК). В Центральный совет этого общества входили Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов и другие известные российские кинематографисты. Плакаты с призывом «Все в ОДСК!» появились тогда даже в небольших провинциальных городках. Почти каждая ячейка ОДСК стремилась приобрести кинокамеру для съемок местной хроники. Кружки, в которых показывали, смотрели, обсуждали и снимали фильмы, читались лекции, проводились выставки, работали в Москве, Петрограде, Астрахани, Вологде, Ростове-на-Дону, Воронеже, Томске, Омске, Новосибирске, Иркутске, Подольске и других городах. По инициативе Центрального совета ОДСК в Москве были открыты специальные учебные курсы для кружковцев со всей страны. При этом «Уставом ОДСК» предусматривались развитие кинофотолюбительства и использование кино в школах. Нехватка аппаратуры заставляла активистов ОДСК идти на самые невероятные шаги. В первой половине 30-х ребята из школьного кружка в Новосибирске сделали киноаппарат из жести по собственным чертежам, приладили к нему оптику из фотоаппарата и даже сняли этой камерой несколько короткометражных сюжетов.
В 1927 году на официальном уровне была выдвинута идея введения «курса по киноработе среди детей» в программу педагогических техникумов. В 1929 году вышел солидный сборник статей «Кино – дети – школа», в который были включены методические материалы по кинообразованию школьников. Только за два месяца 1928 года в Москве киноуроками было охвачено 35 тысяч детей. Перед началом сеанса лектор, кинопедагог, читал вступительное слово, в котором бегло упоминалась пройденная в школе тема. Во время демонстрации картины лектор проводил обычный урок, иллюстрируя свою речь кадрами, проходящими перед глазами зрителя на экране. По мере надобности просмотренный материал закреплялся после сеанса на занятиях в школе. Программы киноуроков подбирались и монтировались в ОДСК. Российские кинопедагоги тех лет активно использовали также такие формы работы, как организация выпуска стенгазеты с рецензиями, рисунками и заметками о кино самих ребят, школьные кинокружки.

30-60-е годы: забвение и возрождение


Однако многие творческие начинания в российском медиаобразовании были ликвидированы сталинским режимом в 1934 году, когда было принято решение распустить ОДСК. Со второй половины 30-х до первой половины 50-х разрешены были в основном лишь «пропагандистские киномероприятия». На первый взгляд такое решение выглядело парадоксально: зачем нужно было уничтожать массовую организацию, находящуюся под строгим идеологическим контролем? Однако резоны, и притом основательные, все-таки были. Несмотря на строгую цензуру, дискуссионные клубы в той или иной степени развивали не только самодеятельное творчество, но и критическое мышление аудитории и могли вызвать нежелательные для тогдашних властей мысли, касающиеся не только фотографии, прессы или кино, но и окружающей жизни. Да и камеры любителей из ОДСК тоже могли снять что-то не слишком парадное, не санкционированное свыше... Движение медиаобразования в школах стало возрождаться только в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века. В 1967 году в Москве был проведен первый широкомасштабный семинар по киноклубному движению, на котором присутствовали представители 36 киноклубов страны. Посещаемость кинотеатров оставалась очень высокой (до 18 кинопосещений на одного человека в год: естественно, у школьников эта цифра была гораздо большей). Для многих россиян экран был чуть ли не единственным окном в мир, прорубленным во все еще плотном «железном занавесе».

80–90-е годы: видеокамера в руках ребенка


В 60–70-е годы были разработаны программы по основам киноискусства для школ и педагогических институтов. Эти программы были принципиально иными, чем многие другие. Их авторы избегали жесткой регламентации, догматической направленности, той однозначности, которых требовали официальные теоретики соцреализма. В методических указаниях к программам подчеркивалось, что соприкосновение с искусством должно доставлять радость познания: «Задача не в том, чтобы готовить узких специалистов, так как стране не нужны 50 миллионов киноведов. Задача кинопедагогики – расширение духовного кругозора учащихся, развитие потенциалов личности». Осуществлялись эксперименты по медиаобразованию и в летних оздоровительных центрах («Океан», «Орленок»). В 1967 году был создан Совет по кинообразованию в школе и вузе при Союзе кинематографистов (Москва).

В конце 80-х интенсивное развитие видео начало менять облик «клубного» и «студийного» движения в аудиовизуальной сфере. Для показа и съемки фильмов все больше использовались видеомагнитофоны и видеокамеры. Стали возникать школьные телецентры и телестудии. Юные тележурналисты серьезно конкурировали с «юнкорами» традиционной прессы многотиражек и стенгазет. В конце 90-х в стране работала уже целая Российская Ассоциация кинообразования и медиапедагогики. Но трудности внедрения медиаобразования сохранились и к тому же усугубились финансовыми. Во многих учебных заведениях России в 90-е годы не было не только денег на аудиовизуальную аппаратуру, но и на зарплату учителей. По-прежнему лишь немногие вузы страны готовили будущих учителей к медиаобразованию школьников. Резкое изменение социокультурной ситуации в России стало серьезным ударом по развитию кинообразования. Но фильмы в огромных количествах демонстрировались по десяткам метровых, дециметровых, спутниковых, кабельных телеканалов. При этом репертуар интенсивно насыщался зрелищными боевиками, преимущественно американскими.

Задачка для нового века


Сегодня этот процесс еще больше усилился: к уже перечисленным аудиовизуальным источникам добавились Интернет, DVD, CD-ROM и т.д. К началу XXI века чуть ли не каждая городская российская семья обзавелась домашним видеомагнитофоном. Перестали быть редкостью компактные видеокамеры, которые легко можно использовать в домашних условиях. И может ли школьный учитель, как правило, порядком отставший от своих учеников по части знакомства с экранной продукцией, быть для них авторитетом в области медиа? Может, если подходить к делу всерьез. В мае 1991 года на базе московской средней школы № 1057 открылся первый в России специализированный кинолицей. На рубеже ХХI века в старинном городе Угличе были проведены летние фестивали детского кино, включавшие мастер-классы по медиаобразованию. Начиная со второй половины 90-х в черноморском Всероссийском оздоровительном детском центре «Орленок» под патронажем группы энтузиастов, возглавляемых известным режиссером Владимиром Грамматиковым, проводятся фестивали визуальных искусств – с кино-телекомпьютерными и журналистскими мастер-классами и деловыми играми для детей и подростков.
Силами лаборатории технических средств обучения и медиаобразования под руководством профессора Л.С.Зазнобиной (Российская академия образования) в 90-х годах была разработана концепция школьного медиаобразования, интегрированного в базовое.

Кто научит учителя?


К сожалению, вопрос о подготовке кино-медиапедагогов в сегодняшней России остается открытым. Между тем, как мне кажется, давно назрела необходимость открыть в педагогических вузах, университетах новую специальность (и соответствующие кафедры) – по медиаобразованию. Выпускники могли бы вести различные спецкурсы по медиаобразованию в различных университетах и институтах России, прежде всего – педагогических. Возникла бы наконец необходимая связка: подготовка медиапедагогов в вузах – медиаобразование школьников. Тогда, наверное, можно было бы говорить о значительном продвижении нашей страны по пути медиаобразования, столь актуального и необходимого в наше время информационных технологий и средств массовой коммуникации.

Александр Федоров
Опубликовано в газете «Первое сентября» (Москва). 2002. № 30.


просмотров: 537 комментариев: 0
Представьтесь *
Email: *
Я не робот *:




Сегодня
28.07.2017

28 июля родились
Гороскоп на сегодня
Гороскоп на 28 июля

Россия 24
Телевидение онлайн
все каналы

Книги Игоря Прокопенко
Тайны Земли
Тайны Земли

Книги Игоря Прокопенко

Новости кино от Гоблина

Предыдущие выпуски
Золотой стикер для iphone 5
Золотой стикер для
iphone 5

Телепередачи
Фантастические истории
Территория заблуждений
Секретные территории
Большой скачок
Удар властью
Специальный корреспондент
Ударная сила
Великие тайны
Юмор

История кино
Хрупкость и твердость
Хрупкость и твердость

История кино
Помощь сайту
Помощь сайту

Мобильная версия

Яндекс.Метрика