Мария Можар написала сценарий будущей картины довольно давно – тогда он носил название «Отделить огонь от пламени». С ним она и поступила во ВГИК – после предоставления сценария экзаменационной комиссии, Мария была сразу зачислена на отделение режиссуры игрового кино (мастерская Е.И.Ташкова, А.В.Сурина). В 2003 году этот сценарий снова был отмечен – в этот раз он получил «Серебряного Витязя» на конкурсе сценариев кинофестиваля «Золотой Витязь».
В фильмографии молодого режиссера уже числится несколько работ, получивших признание. Два года подряд студенческие фильмы Марии Можар побеждали на фестивале ВГИКа. В 2005 году главный приз получила ее курсовая работа «…За имя мое», а в 2006 – дипломный фильм «Собака» был удостоен Специального приза председателя жюри Натальи Белохвостиковой за лучшую работу режиссера в игровом фильме и приза зрительских симпатий. Фильм «…За имя мое» был отмечен на «Золотом Витязе» и на ряде других фестивалей.
Киноработы Марии заметили не только критики и благодарные зрители. Они также заинтересовали и знаменитого российского режиссера Алексея Учителя, («Прогулка», «Дневник его жены», «Космос как предчувствие»). Он и выступил продюсером дебютного полнометражного фильма М.Можар.
Действие картины «Враги» разворачивается в Беларуси, оккупированной фашистской армией во время Великой Отечественной Войны.
В небольшой белорусской деревне расположился полк немецких солдат. Они все расселены по избам местных жителей.
Две враждующие стороны учатся понимать друг друга, находить компромиссы, начинают видеть в своем враге человека, способного чувствовать, переживать, любить... Там, где начинается общий быт, идеология теряет свою силу.
Но хрупкий мир не может существовать долго. Война постепенно начинает втягивать всех героев в свой страшный водоворот, и никто не ожидает, чем это может обернуться для каждого…
Пропадает сын главной героини Натальи), 10-летний мальчишка… По слухам, ребенок находится в плену у гитлеровцев – он арестован за попытку взорвать железную дорогу… Наталья в отчаянии, она пытается уговорить коменданта деревни Отто, который живет у нее в хате, отпустить ее единственного сына. Отто предлагает Наталье другой выход: привести на замену другого ребенка…
Фильм создан при Поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации и Департамента по кинематографии Министерства культуры Республики Беларусь.
Вот что сама Мария говорит о своей первой полнометражной работе.
- В фильме показано, как живут в одной деревне местные жители и немецкие солдаты, и живут довольно мирно. Откуда такое название картины?
- Первоначальное название сценария было «Отделить огонь от пламени». То есть речь шла о невозможности. О невозможности выбора, с которым столкнется главная героиня.
- Легко ли удалось подобрать актеров и где проходили съемки
- Пробы проходили в Москве, в Петербурге, в Минске. Хотя в картине, конечно, больше белорусских актеров.
- Какой Вы себе представляли главную героиню Наталью до начала съемок?
- Очень похожую на ту, которая у меня в картине, роль которой исполнила Юлия Ауг. Может быть только чуть действеннее…
- Удовлетворены ли Вы результатом?
- Сложно сказать. Я стараюсь свои работы рассматривать с позиции «Минус»: что я сделала не так, что не получилось, что можно было бы изменить, как улучшить. Это помогает мне в следующих работах. А если я останусь совершенно довольна результатом, то, как мне кажется, остановится творческий рост, прекратится поиск…
- Легко ли творить молодому режиссеру в кинематографическо-климатических условиях?
- Не знаю, мне не с чем сравнивать. Это моя первая работа. Думаю, что легче не было никогда. Ни в какое время. Только трудности у каждого свои. Я не могу сказать, что мне было трудно. Если и были сложности, только с деньгами, со сроками… вообще, это мелочи, которые неизбежны. Я улыбаюсь.
- Насколько данная картина соответствует потребностям российских/белорусских зрителей?
- Думаю, соответствует… Судя по откликам. И мне нравится, что неравнодушными не остается ни одна возрастная группа. Вот только каждая обращает внимание на разные вещи. Хотя сейчас сложно говорить – широкого проката не было. Картина, можно сказать, с пылу, с жару.
- Каковы Ваши ориентиры в российском и мировом кинематографе? Вы смотрите много фильмов?
- Ориентиры … Хочу делать духовное кино. Светлое… это для меня единственный ориентир… И чтобы национального колорита побольше. На пределе смешного и трагичного…и надежда в конце. Вот вроде бы и все. И чтобы кино было зрительским, а не «я художник, я так вижу».
- Есть ли у Вас уже творческие планы и идеи на будущее?
- Идей – масса… Хочется снять и оставшиеся фильмы из этой трилогии, в которых первый фильм – «Враги».
С Марией Можар беседовала Елена Юркевич, киностудия «Беларусьфильм»