Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Майская баллада

Майская баллада
Накануне майских праздников 19 апреля выходит на экраны отечественный фильм, посвященный самому светлому месяцу – маю. О картине, посвященной Дню космонавтики, я уже писал. О фантастическом боевике, появившемся перед зрителем в праздник защитников Отечества, вам известно. О любви-моркови перед Восьмым марта – тем более. Теперь настала очередь «Мая» Ильи Рубинштейна и Марата Рафикова.

Итак, был месяц май…

Старшего лейтенантика Печалина отправляют домой отдохнуть, приказав напоследок привезти новобранцев, кое-что для хозяйства и найти себе девушку, да не простую, а с «культурной программой». Он бы рад, так как и сам мечтал познакомиться с будущей женой в консерватории, да тяжело такую раздобыть в мегаполисе под названием Москва. Еще труднее дойти до этой самой консерватории. Чуть что – вытрезвитель…

По приезде домой Печалин, естественно, встречается со своими бывшими сослуживцами и друзьями. Среди них и капитан милиции Гаевский. Он-то и познакомил старлея с девушкой Викторией, когда они вместе проводили спецоперацию в одном из притонов. Правда, профессия ее древняя никак не вяжется с пресловутой «культурной программой». Но, как известно, любви все подвластны. Они гуляют по праздничной Москве, кружатся в вальсе напротив Большого театра вместе с ветеранами ВОВ, а потом расстаются…, чтобы встретиться в военных условиях…

История эта была задумана Ильей Рубинштейном давно, еще в 2001 году его сценарий «Старлей, Победа и Весна» был удостоен специального приза жюри Всероссийского конкурса киносценариев. И задумана она, прежде всего, в память так называемых «мальчиков-ифлийцев» – студентов института философии, литературы и искусства (впоследствии ставшего Литературным), которые все, как один, не вернулись с Великой Отечественной. А по сюжету картина напоминает, конечно же, легендарную «Балладу о солдате». Кузичев в роли печального Печалина сильно напоминает романтика Ивашова.

Фильм очень долго добирался до зрителя. Съемки закончились три года назад, но проект застопорился из-за поисков музыкального оформления. Музыку нашли при помощи Владимира Панкова и «Soundramы», что во многом и задало тон картине с подзаголовком «Патриотическая сказка в ритме вальса».

Да, это сказка для взрослых, поведанная устами будущего ребенка главных героев. Она печальная и смешная одновременно. Комический эффект придает ей колоритная парочка – Станислав Дужников и Алексей Панин, которая довольно часто оказывается на пути героя Кузичева. Трагический привкус ощущается постоянно, за кадром и в эпизодах воспоминаний Печалина, живущего по законам войны. Его неожиданные встречи с людьми, которых он не понимал на поле битвы, выявляют в нем самом основную черту «интеллигента в очках» – ненависть к насилию. На войну же он пошел, чтобы пополнить ряды солдат хотя бы одним нормальным человеком.
Как я уже писал ранее, нашим кинематографистам удается снять фильмы о Чеченской войне опосредованно, через показ мирного времени. Так случилось и с «Маем». Тема войны полностью раскрыта в поступках героев, флэшбеки позволяют краем глаза увидеть весь ужас бойни, и над всем витает горький запах смерти. Разумеется, в таком фильме не возможен по-настоящему счастливый финал. Хэппи-энду мешает фраза одного из ветеранов Великой Отечественной, рефреном прошедшая через весь фильм: «Война не заканчивается, пока жив хоть один ее солдат». Жестокая правда в этих словах заставляет задуматься об участи каждого участника любой войны. Как бы он не старался отбросить в подсознание воспоминания, они все равно всегда владеют его разумом и сердцем.

Особый колорит фильму придает замечательная операторская работа Геннадия Карюка, мастера крупных планов и городского пейзажа. Постоянное сотрудничество с Кирой Муратовой не могло пройти для него бесследно, и это чувствуется в каждом кадре. Его Москва пронизана светом, в отличие от балабановского сумрачного Питера. А лица героев обладают внутренним светом, что не часто увидишь в отечественном кино.

И, безусловно, в картине любую роль нельзя считать проходной. Этим картина похожа на шедевр Данелии «Я шагаю по Москве». Знаковых фигур в фильме немало. О Дужникове и Панине уже говорилось. Кроме них прекрасно сыграли небольшие роли Лариса Лужина, Геннадий Юхтин, Алексей Кравченко, Ирина Розанова, Геннадий Назаров, Алиса Гребенщикова, Максим Браматкин и Сергей Угрюмов. У каждого персонажа своя задача, комедийная или трагическая, и все интермедии, как и в «Питере FM», легко запоминаются. Но особо выделяется троица главных героев. Такого Андрея Кузичева редко увидишь. Что уж говорить про Викторию Толстоганову, которая еще раз показала свое мастерство. Но если бы не было капитана Гаевского в феерическом исполнении Андрея Мерзликина, фильм бы многое потерял. В этой картине актер предстает перед нами именно таким, каким его видят театральные зрители, – в широком спектре своих возможностей. И это радует. Наконец-то, и ему удалось показать то, на что он способен.

Из минусов же я ничего не могу припомнить, потому что, повторюсь, подобное кино трудно критиковать. Это не «Питер FM» и не «Я шагаю по Москве». Это правдивый взгляд через сказочные «розовые очки» на нашу жизнь, и порой в героях узнаешь себя. А это очень важно, не так уж часто ты можешь смотреть на мир чужими глазами.

Макс
Просмотров: 2053
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: