Есть режиссеры, от фильма к фильму набирающие высоту полета, каждая новая их работа находится в центре внимания зрителей и критики. Есть постановщики, которые, методично выпуская «середнячки», никогда не выходят из полосы тени. Но случается и другое: после первых заметных работ наступает затишье. Вот и Родион Нахапетов, так ярко и неординарно заявивший о себе фильмами «С тобой и без тебя» (1974) и «На край света» (1976), пришел затем к прямолинейной назидательности «Идущего следом» (1984).
Потому новая работа Р. Нахапетова — мелодрама «Зонтик для новобрачных» (сценарий Р. Фаталиева) не давала особых надежд. Однако с первых же кадров фильма, снятых оператором В. Шевциком под музыкальные аккорды И. Шварца, возникло ощущение магии экрана. И дело здесь не только в поэтических крымских пейзажах и тонком цветовом решении, выразительных портретах, контрастах темноты и световых бликов. Свободный, рождающий впечатление сиюминутной импровизации диалог героев дал актерам возможность достоверного общения в кадре. И история случайного знакомства и дружбы двух влюбленных пар, казалось бы, банальная и малооригинальная, получила в картине второе дыхание. Врач - нарколог Дмитрий Павлович (Алексей Баталов) и медсестра Вера (Ниеле Ожелите) проводят свой отпуск у Черного моря. Гармонии их любви, семейному счастью завидуют двадцатилетние Толя (Никита Михайловский) и Зоя (Вера Глаголева), делающие первые шаги в семейной жизни. Для них Дмитрий Павлович и Вера кажутся недостижимым идеалом: сколько лет вместе, трое детей, а любят друг друга по-прежнему горячо и нежно.
Но что-то в отношениях Дмитрия Павловича и Веры настораживает нас с самого начала. Постепенно приходит разгадка: Дмитрий Павлович женат и у него трое детей. Но, увы, его жена вовсе не Вера. А их совместное счастье иллюзорно и кратковременно, и будни — свидания украдкой, «зашифрованные» звонки по телефону, официальные разговоры в присутствии сослуживцев.
Алексей Баталов, сохраняя в образе своего героя все обаяние популярнейшего Гоши из памятной картины «Москва слезам не верит», играет драму сильной личности: талантливого, остроумного человека, не способного сделать главное в жизни — нравственный выбор. Дмитрию Павловичу надоела двойная «конспиративная» жизнь, но любовь к сыновьям не дает ему сил выйти из этого замкнутого круга, Ниеле Ожелите, героиня которой находится, пожалуй, в ситуации, знакомой нам по фильму «Зимняя вишня», находит индивидуальные краски, точные психологические интонации. Вера, понимая всю двусмысленность и непрочность своего положения, не первый раз, наверное, хочет «жить, как все», выйти замуж, пусть если не за любимого, то хоть за любящего ее человека. Но…
Кульминация «Зонтика для новобрачных» наступает в тот момент, когда Вера и Дмитрий Павлович неожиданно получают телеграмму от Толи и Зои, в которой сообщается об их приезде в Москву. Ради юной пары герои Н. Ожелите и А. Баталова вновь, на одну новогоднюю ночь, становятся счастливыми родителями троих детей...
Грустен финал фильма Родиона Нахапетова: сохранив у молодых друзей иллюзию своего счастья, Дмитрий Павлович и Вера печально покидают холодный перрон вокзала. Как сложится их дальнейшая судьба? Авторы не дают готовых ответов. И это, вероятно, правильно — психологическая ситуация, затронутая в картине, сложна и неоднозначна и заставляет поразмышлять над далекими от трафарета характерами героев фильма.
В последние годы кинематографисты все чаще обращаются к одному из самых зрительских жанров — мелодраме. «Зонтик для новобрачных» еще раз доказывает простую истину: мелодрама — не синоним упрощенных проблем и материала. Для талантливых мастеров это возможность эмоционального, искреннего разговора.
Александр Федоров
15.11.1986