Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Принцесса на горошине

Принцесса на горошине
...Однажды ночью кто-то постучал в ворота, и король пошел открывать их, прихватив с собой старый черный зонт, поскольку по дороге ему предстояло пересечь двор. За воротами под проливным дождем стояла продрогшая, растерянная девочка. «Кто ты, девочка?» — спросил король.— «Я принцесса».— «Настоящая?» — «А разве принцессы бывают не настоящие? — удивилась девочка. Но король был убежден, что настоящие принцессы не бродят ночью под дождем и без приглашения в гости не являются. Их надо искать, завоевывать. А потому — в дорогу, принц! После дождливой ночи утро выдалось великолепное, солнце заливает сад, капли воды дрожат на свежих листьях, нетерпеливо переступает стройными ногами оседланный конь — в дорогу, юный принц! Как раз в такое погожее утро лучше всего отправляться в дальние края на поиски принцесс. Ах, как хочется следовать за принцем и за сюжетом фильма дальше, как хочется здесь же, немедленно, рассказать, что произошло с героем в первом королевстве, и во втором, и в третьем: фильм настолько очарователен, что даже пересказывать его — одно удовольствие. Но при пересказе неизбежно утрачивается аромат, поэтому сдержим себя и заметим лишь, что страна, открывшаяся в этом фильме взорам юного принца,— совершенно удивительна. Что ни дом — то королевство. Принцесс на экране — навалом, и все они разные: черненькие, беленькие, легкомысленные, глубокомысленные. Все чувствуют себя легко и непринужденно — розовые свиньи бродят среди газонов королевского парка, разряженные придворные дамы пасутся на скотном дворе, королева-мать (А. Фрейндлих) хлопочет по хозяйству, король-отец (И. Смоктуновский) дает ей ценные указания, во все вмешивается и всем мешает, сильно смахивая при этом на ворчливого и слегка затурканного современного пенсионера, наконец, А. Калягин очень потешен в роли другого короля, и умудряется одну и ту же простую фразу «уйди отсюда» (адресованную настырному палачу) сказать каждый раз по-разному и каждый раз смешно. Впрочем, все актеры — и опытные, и совсем молодые — играют в этом фильме с таким удовольствием, что лишний раз убеждаешься, как необходима и им, и всем нам лукавая, волшебная, поэтическая, добрая сказка.
Возможно, в этой заметке о «Принцессе на горошине» слишком много восторженных эпитетов. Между тем, в картине, конечно, далеко не все получилось. Но так уж вылилось под настроение — а настроение ведь создается фильмом, и создать его, настроить зрителя на определенную добрую волну не так-то просто. Режиссер Борис Рыцарев давно работает в жанре сказки, и если мы сравним «Принцессу на горошине» с более ранними его картинами, то мы увидим, что задачи, которые ставит перед собой режиссер, от фильма к фильму усложняются, а круг зрителей, на которых он ориентируется, все время расширяется — от самых маленьких, как было с простым, остросюжетным Аладдином, до зрителей практически всех возрастов, как это наверняка произойдет с «Принцессой на горошине». И это — лучшее свидетельство, что экранизация верна оригиналу. Ганс Христиан Андерсен, по мотивам сказок которого сделан фильм (автор сценария Ф. Миронер), тоже ведь интересен читателям всех возрастов. ...А что же наша принцесса, постучавшаяся однажды ночью в чужие ворота? Разумеется, она оказалась настоящей. Кроме того выяснилось, что она прекрасно готовит, так что принц в ее лице нашел прелестную жену, а королева-мать — приветливую помощницу, что тоже немаловажно, ибо семейная жизнь, как известно, состоит из мелочей, и семейная жизнь принцев — тоже. Впрочем, это наше соображение уже выходит за пределы сказки «Принцесса на горошине»...

«Спутник кинозрителя» № 5, 1977 год
Просмотров: 2338
Рейтинг: 2
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: