Кажется, совсем недавно Квентин Тарантино вручил пальмовую ветвь Чхан Ук-Паку за «Олд-боя» - современную интерпретацию «Графа Монте-Кристо». Никто тогда не сомневался, что за новым корейским мастером закрепится слава «певца мести», и он до поры до времени не обманывал ожиданий зрителей, создав своеобразную «мстительную» трилогию. Но в прошлом году на Берлинале произошел-таки перелом в восприятии творчества этого даровитого режиссера, и многим показалось, что он изменил самому себе.
Хотя стоит разобраться в том, чем же провинился перед нами Ук-Пак, когда представил первым зрителям (кинокритикам и жюри Берлинского кинофестиваля) свою романтическую комедию «Я – киборг, но это нормально». Трудно сказать, в чем его вина, потому как картина настолько оригинальна и свежа, что все западные образчики этого жанра по сравнению с ней кажутся пресными и абсолютно несмешными.
Нельзя упрекать режиссера тем, что он снял чисто корейскую комедию и отошел от темы насилия. Многие мастера тем и славятся, что могут создавать разные жанровые структуры, придавая им свой узнаваемый стиль. Ук-Пак не изменил себе. В «Киборге» также немало жестких и кровавых сцен, как и в «Олд-бое», правда, все они возникают в больном воображении героев, ведь перед нами очередная история о дурдоме и его обитателях.
«Это нормально. Но ты не должна об этом говорить никому» - так отреагировала мать на признание дочери в том, что она – киборг. Можно подумать, что и сама мамаша малость спятила, но это не так. Просто у нее есть горький опыт – бабушка в один прекрасный день стала поедать репку в немыслимых количествах и ее пришлось поместить в дом престарелых, чтобы ликвидировать в квартире ужасный запах этого зловредного овоща.
Это нормально, что ты не можешь есть, но зато подзаряжаешься от пальчиковых батареек. Это нормально, когда тебе так хорошо после шоковой терапии.
Это нормально, когда у тебя крадут сочувствие.
Главное, чтобы тебя не одолели семь смертных грехов, которые могут уничтожить настоящего киборга. Среди них, помимо сочувствия, например, есть благодарность и печаль, что свойственно, прежде всего, людям, а не машинам.
Дурдом, куда поместили девушку-киборга Ян-гун (Лим Су-юн), не совсем простой. Здесь каждый псих обладает яркой индивидуальностью. Например, юноша по имени Ил-сун (Юн Чи-хун) крадет черты характера. Есть и такие, кто все время извиняется. Кто-то придумал «метод полетов во сне», кто-то постоянно сочиняет небылицы о каждом из постояльцев дурдом, а кто и вовсе тронулся умом, пока готовился к конкурсу песен. И никто из них не хочет быть очередным Макмерфи – им и так хорошо в придуманном ими мирке. Правда, Ил-сун старается всеми силами спасти Ян-гун от анорексии и заставить ее хоть что-нибудь съесть...
Постепенно комедия превращается в поиски смысла существования. Девушка-киборг находит ответ в том, что она должна взорваться. И не важно, в каком смысле: метафорическом или буквальном. Ведь по сути здесь речь идет о любви, которой так сторонилась главная героиня, что разобрала ее на семь составных «грехов».
Картина получилась сильной и проникновенной даже на фоне незабываемого «Олд-боя». Здесь нет места слезливости, все рассказано честно и четко, несмотря на яркую картинку. Местами (особенно в начальных титрах, где в музыке слышны нотки Дэнни Элфмана) напоминает Тима Бертона, а в одной из сцен и вовсе какую-то компьютерную «стрелялку», но, тем не менее, в этом нет ни грамма подражания, а скорее автор издевается над штампами и визуальными изысками гениев. Что касается актеров, то все они представляют собой единый ансамбль – у каждого есть своя задача в развитии сюжета, что не всегда присутствует в западном кинематографе последних лет.
Остается только гадать о том, что же еще придумает этот кореец. Хоть он и вернулся к теме насилия (его новый фильм – про вампиров), но теперь во всех его картинах мы будем чувствовать подвох. Надеюсь, Ук-Пак еще не раз нас удивит, потому что современное кино требует основательной встряски подобными нестандартными фильмами.
Макс