Экранизируя историю жизни Жака Месрина (французского гангстера, в шестидесятых-семидесятых годах прославившегося на всю страну своими отчаянными безумными выходками), Жан-Франсуа Рише, известный нам прежде всего римейком «Нападения на 13-й Участок» Джона Карпентера, взял нешуточный размах — четырехчасовую картину пришлось делить на две части, выходящие в мировой и российский прокат с интервалом около месяца. Однако, сказать, что Рише перестарался, по крайней мере основываясь на первом фильме цикла, никак нельзя — история, повествующая о начальном этапе становления Месрина легендарной преступной фигурой, настолько хороша, что даже мелкие детали отсюда при всем желании не удастся выкинуть.
Как и большинство биографических фильмов, «Враг Государства № 1» представляет нам главного героя преимущественно в положительном ракурсе. Занимаясь по-началу мелкими грабежами, а затем уже полным неконтролируемым бандитским беспределом, герой великолепно вошедшего в образ Венсана Касселя, успевает завести семью и, после ухода супруги, уделять внимание троим маленьким детям. Опровергая слова собственной матери о том, что «настоящий мужчина должен зарабатывать деньги честным трудом», Месрин выбирает иной путь, но редко позволяет усомниться в своей принадлежности к идеальным представителям сильного пола. Если во время службы в Алжире ему приказывают застрелить пленную женщину — он отказывается подчиниться, если тщедушный араб-сутенер до полусмерти избивает одну из своих проституток — Месрин в ответ пытает его перед смертью, если Жак обещает вызволить сокамерников из тюрьмы, то после собственного побега обязательно за ними вернется. Срывается Месрин только дважды — во время ссоры с женой (не без рукоприкладства) и находясь в изоляторе в период своего второго заключения…
С точки зрения экшна, которого здесь предостаточно, «Враг Государства № 1» — кино не менее французское, чем недавняя «Заложница» Пьера Морела. Динамика, зрелищность достигаются здесь не изобилием спецэффектов, но эмоциональным надрывом, непредсказуемостью действий центрального персонажа — скандальных, нередко противоречащих здравому смыслу и всегда жестких, но зачастую справедливых.
Из актеров мы замечаем только Касселя, однако вовсе не потому, что остальные плохо справляются со своей задачей, наоборот. Окружение Месрина, лица и имена сопровождавшие его в разное время, не должны иметь для нас никакого значения — характер здесь только один, живущий по принципу «смерть или свобода» и всегда выбирающий последнюю.
Впрочем, рано или поздно выбор за Месрина сделают другие. Об этом вскоре расскажет картина «Враг Государства № 1: Легенда» и если она будет выглядеть также достойно, как и пролог, то мы получим великолепную криминальную дилогию, а вместе с ней, естественно, получим и удовольствие.
Антон Зуев