Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Клод Лелуш

Клод Лелуш
Наша критика определенно относит Клода Лелуша к низвергнутым кумирам. Стоило нам увидеть увенчанную пальмовой ветвью Каннского фестиваля и «Оскаром» мелодраму «Мужчина и женщина», как пресса поспешила выразить свое восхищение мастерством молодого режиссера. И вдруг... На несколько лет задержался выпуск на отечественные экраны оперативно купленного фильма К.Лелуша «Жить, чтобы жить».
Правда, тут режиссера «подвел» исполнитель главной роли Ив Монтан, позволивший себе сняться в «крамольной» картине Коста-Гавраса «Признание». «В свете новых данных» наша пресса начала срочно пересматривать свое отношение к Лелушу.
Лишь в 80-х годах наши зрители смогли увидеть мелодраму о любви прославленной певицы Эдит Пиаф и чемпиона мира по боксу Марселя Сердана «Эдит и Марсель», снятую Лелушем с присущим ему постановочным барокко. А потом наступил черед «Мужчины и женщины: 20 лет спустя».
Для Лелуша появление этого фильма никак нельзя назвать случайным всплеском ностальгии. Ведь шестая по счету и первая получившая мировое признание его картина «Мужчина и женщина» стала для него поистине фетишем, талисманом, на-важдением. Триумф 1966 года не давал ему покоя, хотелось во что бы то ни стало повторить, а то и превзойти успех. И все двадцать последующих лет режиссер так или иначе вспоминал о нем в своих фильмах. Иногда эта тоска о звездном часе декларировалась названием фильма («Другой мужчина, другой шанс»). Иногда при-обретала насмешливый оттенок: вроде сцены, где в
тюремном кинозале заключенные смотрят восхитительно снятые кадры финальной встречи героев «Мужчины и женщины» под ставшую шлягером мелодию Франсиса Лея («Новый год»). И вот - прямое продолжение и своеобразный итог - «Мужчина и женщина: 20 лет спустя», где после долгого перерыва вновь встретились на экране прекрасные актеры Жан-Луи Трентиньян и Анук Эме.
Вероятно, Лелуш решил продемонстрировать весь спектр кинематографической палитры, который он освоил за эти годы. Ведь в промежутке между двумя частями дилогии он ставил не только камерные, скромные по бюджету картины, но и масштабные ленты, многофигурные кинороманы, детективы и т. д. Опыт этих лент не мог не сказаться на «...20 годах спустя». К трогательным взаимоотношениям давным-давно расставших-ся любовников добавляется еще и история их повзрослевших детей, вплетается детективная интрига о жестоком убийце. Кроме того, герои фильма снимают и снимаются в кино, и эпизоды съемок тоже включены в действие. Плюс, разумеется, кадры из настоящих «Мужчины и женщины». И все это в причудливом монтаже, бе-зукоризненно отшлифованном в предыдущих картинах.
Даже краткий пересказ этих наслаивающихся друг на друга сюжетных линий занял бы, наверное, немало страниц. И хотя под приятную музыку Ф.Лея оператор разворачивает на экране грандиозные панорамы и пейзажи, чувствуется исчерпанность рассказанной когда-то очаровательной истории.
Но даже в этой, на мой взгляд, далеко не лучшей работе Лелуша сквозь маску профессионала развлекательного зрелища проступает талант художника. Хороши, к примеру, сцены, когда в кинопавильоне Ришар Берри пытается сыграть Жан-Луи в молодости, а дочь Анны (Эвелин Буи) - свою мать. У них ничего не выходит, любовь их прозаична, буднична, лишена искренности: представляю, какой нелегкой была задача для пластичной, готовой загореться от любой искры режиссерской импровизации Э.Буи! И не знаешь, чего здесь больше, - самоиронии, ностальгии или печального признания автора, что и сама история».. .20 лет спустя» обречена сейчас на столь же невыгодное сравнение...
А еще где-то между аттракционными детективными и «автогоночными» историями запоминаются взгляды чуть постаревших Трентиньяна и Эме. Не персонажей (аморфная сценарная канва не давала материала для создания полнокровных характеров), а больших актеров, сумевших за эти 20 лет не растерять себя и по-пре-жнему способных уже одним своим присутствием на экране удержать внимание зрителей. Мне иногда кажется, что Лелуш вполне мог бы снять с этим обаятельным дуэтом фильм без единого слова, настолько велика притягательность их личностей и таланта. И как знать, возможно, этот фильм еще впереди.
Один из фильмов Клода Лелуша, «Баловень судьбы», посвящен талантливому художнику - актеру, поэту, композитору и певцу Жаку Брелю. Не проводя, разумеется, прямых аналогий, К.Лелуш пытается смоделировать на экране романтическую мечту: а что, если бегство от цивилизации на далекий океанский остров и смерть Бреля были всего лишь грандиозной мистификацией, оставляющей надежду на возвращение? Правда, главный герой «Баловня судьбы» (Жан-Поль Бельмондо) не артист, а бизнесмен, и мелодраматическая история порой излишне сентиментальна, но при всем том картина не кажется мне неудачной. Это добрая и красивая сказка...

Клод Лелуш славится привычкой снимать в своих фильмах собственных жен и подруг. В вышедшем на экраны фильме «Отверженные» помимо очередной подруги жизни Лелуша, актрисы и балерины Алессандры Мартинес, снималась дочь режиссера Саломея. Но режиссеру, очевидно, надоели родственники. А заодно и актеры вообще, в фильме «Мужчины, женщины. Способы использования» Клод Лелуш намерен снимать в главной роли скандально знаменитого французского бизнесмена Бернара Тапи, который находится под следствием по обвинению в растрате, фальшивом банкротстве и подтасовке результатов спортивных соревнований.
Постановщик с негодованием отвергает предположения, что приглашение скандальной личности - чисто рекламный трюк, «каждые пять лет я спрашивал у Тапи - когда же ты согласишься у меня сняться? - говорит Лелуш. - И только сейчас он сказал - хорошо, ведь все равно больше нечем заняться! Он - прирожденная кинозвезда!»

Александр Федоров

(По сообщениям агентства InterMedia)
Статья впервые опубликована в журнале «Экран» (Москва):
Федоров А.В. Клод Лелуш // Экран. 1995. № 10. с.30-31.
Просмотров: 1186
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: