Постапокалиптический экшн братьев Хьюзов «Книга Илая» с Дензелом Вашингтоном в главной роли. Эта история затрагивает универсальные вечные темы, говорит о вере, преданности, о жертвенности и, главным образом, о надежде.
2043 год. Тридцать зим назад вселенская катастрофа разрушила мир. Выжили единицы. Америка превратилась в выжженную пустыню. Безжизненные города, разрушенные хайвэи, иссушенная земля… Здесь больше нет цивилизации, нет закона.
По бескрайним дорогам, кишащим бандами, безжалостно убивающими любого из-за воды, еды или одежды, странствует мудрый Илай (Дензел Вашингтон), осуществляя никому неведомую миссию.
Воин не по призванию, но по необходимости Илай желает мира, но, если возникает необходимость, он готов защищаться до последней капли крови.
Так рьяно он защищает свою веру в будущее, которой он служит вот уже 30 лет. Он должен выжить. В его руках – единственная надежда человечества. Книга Книг.
Однажды он прибывает в мрачные края, где когда-то была цветущая Калифорния. Теперь здесь сущий ад, город воров и убийц, где бесчинствует тиран Карнеги (Гари Олдман), единственный, кто знает о силе Книги, хранимой Илаем, и мечтает завладеть ею. Волею судьбы Илай знакомится с приемной дочерью Карнеги, красавицей Соларой (Мила Кунис), от которой он узнает, что ее отчим разрабатывает страшный план захвата власти на всей Земле.
Илай должен исполнить свое предначертание и спасти остатки человечества от гибели…
О производстве фильма
«Однажды я услышал голос, звучавший как бы внутри меня. Этот голос привел меня в пустынное место… Под грудой автомобильных покрышек была погребена Книга. И голос сказал мне: «Возьми эту Книгу и иди за Запад».
Мир
«История Илая понравилась нам тем, что по жанру это - приключенческий экшн, - говорит один из режиссеров фильма Альберт Хьюз. - Но с другой стороны картина раскрывает вечные и очень важные темы, говорит о выживании цивилизации, о человеческой природе, об осознании своей миссии, о готовности к самопожертвованию».
«В этой картине мы видим будущее нашего мира после вселенской катастрофы, - говорит Хьюз. - И не так важно, как именно он был разрушен - войной, ядерным ударом или же природными катаклизмами. Важно одно: произошло полное крушение цивилизации. Это позволило нам поразмышлять о том, как будет выглядеть мир, изуродованный катастрофой, что станет с человечеством, когда оно будет отброшено к примитивному образу жизни. Мы предположили, что на земле будет царить беззаконие, но останется немного мудрых и храбрых людей, которые вновь обретут смысл жизни, станут лидерами и поведут за собой других».
Герой
Илай – один из этих немногих. Во времена, когда одни стали хищниками-преследователями, а другие - жертвами, ему удается остаться свободным человеком, преданным своей вере и призванию.
Но, цена, которую он платит за свою преданность, слишком высока. Без крова, без отдыха он движется к своей цели, каждый день вступая в битву со злом.
Дензелу Вашингтону так понравился сценарий, что он не только согласился сыграть главную роль, но и стал продюсером проекта.
«Илай выполняет миссию невероятной важности, – говорит о своем герое Вашингтон. - Когда мы знакомимся с Илаем, его миссия близится к завершению, но самые большие испытания еще впереди».
Очень долго для зрителей остается загадкой, откуда пришел Илай, куда он идет…
«Такой герой, как Илай, - загадочный одинокий воин - всегда мифичен, - говорит режиссер Аллен Хьюз. - Вы знаете, что у этого человека есть некое прошлое, но до поры до времени оно остается тайной. Дензел хотел пролить свет на судьбу своего героя, но делал это очень тонко. Так актер придумал ожоговый шрам на спине Илая, как знак катастрофы, которую он пережил много лет назад. Дензел сумел проработать такие имиджевые детали, которые добавили образу Илая загадочность».
«Дензелу удалось сосредоточиться не только на экшн-составляющей фильма, но и проникнуть в суть картины, – говорит продюсер Бродерик Джонсон. - Игра Вашингтона заставляет вас отправиться в путь вместе с Илаем, вас вдохновляет его цель, вас тревожат преграды на его пути».
«У Илая есть миссия, которую он должен выполнить во что бы то ни стало, - рассуждает продюсер Джоэл Силвер, который приложил руку ко многим знаковым экшен-фильмам Голливуда. - Если кто-то мешает Илаю в выполнении его главного задания, если кто-то становятся на его пути, тогда ему не остается ничего другого, как избавиться от таких препятствий... Я думаю, вы сможете кое-что простить Илаю, потому что по природе своей он человек честный и мирный, но его миссия – для него самое главное, он должен сделать все, чтобы ее выполнить».
«Илая заботит будущее человечества, что делает его персонаж героическим, – говорит еще один продюсер фильма Дэвид Валдес. - Он постоянно движется вперед. Я настоящий фанат этого фильма. Мне нравится классическая история противостояния добра и зла, изложенная в постапакалиптической фабуле. Особенно мне нравится следить за персонажем, который верит в будущее так, как верит Илай. Его образ вселяет надежду».
Враг
«Он не такой, как все. Вы не сможете заставить его плясать под свою дудку».
Самая большая преграда на пути Илая – человек по имени Карнеги. Как и Илай, он - один из немногих, кто помнит времена «до катастрофы», помнит жизнь Америки, какой она была прежде.
В одной из сцен Илай говорит о кошмарных нравах своего времени.
«Он сокрушается о том, что люди убивают друг друга за вещи, которым раньше не предавали особого значения, - говорит Альберт Хьюз. – Илай имеет в виду такие элементарные предметы, как мыло или спички, которые стали редкостью и ценным товаром».
В течение тридцати постапокалиптических лет посреди руин брошенного города Карнеги строил империю зла. Но ему этого мало, он жаждет большей власти. Он привык получать то, что хочет. Главный предмет его вожделения - в рюкзаке у Илая за спиной. Это Библия. Наверное, последняя Библия на Земле.
«Перед нами разворачивается потрясающая схватка, – говорит продюсер Силвер. - Добро и зло, один на один. Илай и Карнеги хотят обладать одной и той же вещью, но для диаметрально противоположных целей. И ни один из них не намерен сдаваться».
Как один из продюсеров фильма, Вашингтон много работал над осмыслением персонажем заклятого врага Илая, Карнеги: «Хороший парень хорош в той степени, в какой плохой парень – плох».
«Мы долго думали о Карнеги: он - настоящий отморозок или просто человек, живущий в отчаянные времени, когда зло становится средством к достижению цели, - говорит Вашингтон. – На мой взгляд, персонаж Карнеги нельзя рисовать только черными цветами, скорее уж серыми...»
«Островки человечности, которые совершенно неожиданно проявляются в Карнеги, делают этого героя более непредсказуемым», – говорит Аллен Хьюз.
Роль злодея Карнеги блистательно сыграл Гари Олдман.
«Олдман – актер-чемпион, а я хотел выступить в спарринге только с лучшим», – говорит Дензел.
Альберт Хьюз вспоминает озорное чувство юмора Олдмана: «Благодаря врожденной ироничности, даже снимаясь в напряженнейших сценах нашего фильма, Гари и Дензел вносили в процесс съемок необъяснимую легкость. На мой взгляд, наша серьезная трагическая история выглядит не настолько уж безысходно, когда мы видим двух этих актеров, столкнувшихся лицом к лицу…»
«Я всегда ценил классические истории противостояния добра и зла, – говорит продюсер Бродерик Джонсон. - Когда Дензел сражается со злодеем на экране, я точно знаю, что это кино мне понравится».
«Карнеги - настоящий диктатор. Его город был построен с помощью насилия, – рассказывает о своем персонаже Олдман. - Правитель здесь контролирует самый ценный товар – свежую воду, только он знает, где ее можно найти. Карнеги - такой умный злодей, философ. Он прекрасно знаком с Книгой, которую хранит Илай. Он знает, какой силой обладает эта Книга, потому что Она является частью его судьбы, его детства. Многие годы он искал Ее. Оба героя одержимы желанием владеть Книгой, только один - на стороне добра, а другой - на стороне зла».
Книга книг
Ключевой вопрос, который ставит эта картина, - что является фундаментом построения цивилизации. Илай верит, что Библия станет основой для нового, справедливого общества. Книга в его рюкзаке – единственный шанс человечества, который дает возможность начать все сначала, избежав ошибок прошлого. А для Карнеги Книга - это средство контроля над людьми и расширения своей власти. Оба героя понимают силу, скрываемую за обложкой Книги, но имеют абсолютно разные представления о том, как эту силу использовать.
Битва
Карнеги способен без раздумий устранить Илая, но он заинтригован необычным человеком, который дерзнул сразиться с ним. Илай совсем не похож на тот необразованный сброд, что окружает правителя. Похоже, Карнеги нашел достойного соперника, и теперь наслаждается сражением.
«Илай - непоколебимый, решительный человек, прекрасно владеющий собой, - говорит Олдман. - Карнеги еще никогда не встречал такого воина».
«Илай не уступит в борьбе, но и Карнеги - не тот человек, который готов услышать слово «нет», – соглашается с Олдманом Вашингтон. - Карнеги также никогда не уступает Илаю. Их борьба превращается в борьбу двух сильных начал».
Борьба за выживание
Битва между Карнеги и Илаем разворачивается на фоне борьбы за выживание, в которую втянуты все немногочисленные жители выжженной планеты. Эта борьба - еще одна из важнейших тем, затронутых в фильме. Сценарист фильма Гэри Витта когда-то прошел практический двухдневный курс «на выживание», и те непреложные истины, которым он научился за несколько дней, стали основой некоторых сцен.
«Самая первая вещь, которую ты быстро понимаешь, - это то, что борьба за выживание крайне неприятная штука, - говорит Гэри Витта. - Например, ты должен будешь есть и пить то, что ты никогда себе не мог представить в виде еды и питья. Но ты будешь это делать, чтобы выжить. Инстинкты самосохранения и выживания заложены в человеческой природе».
«Когда люди скатываются на примитивный жизненный уровень, проявляется их истинное лицо, – делится своими наблюдениями Аллен Хьюз. - И каждый конфликт при этом становится более драматичным. Самый главный выбор, который ставится перед человеком в такой ситуации, - выжить или погибнуть».
Женщины
«Я не планировал здесь остаться. Просто я нашел место, где мне нужно быть».
«Когда Илай прибывает в город Карнеги, он становится объектом пристального внимания не только людей правителя, но и его падчерицы Солары, – говорит Вашингтон. - Эта девушка напоминает ему о том, что быть человеком означает взаимодействовать с окружающими. Илай может думать только о своей Книге, а часть его миссии заключается в том, чтобы постараться сделать как можно больше добра для других. Илай обязан не только хранить Книгу, но и открыть людям истину, сокрытую в Ней. И это должно стать конечной целью его миссии. Но Илай не сразу принимает этот вызов».
У Карнеги есть гражданская жена, слепая Клаудия, и приемная дочь Солара. Он спас их несколько лет назад, продолжает защищать и сейчас, но делает это скорее в собственных интересах. «Карнеги охраняет их, но на самом деле Клаудия и Солара - его рабыни, – говорит о своей героине Мила Кунис. - Солара – умная девушка, молодая и сильная духом. Она знает, что жизнь есть и за пределами их города. Но осознание, что она готова к побегу, приходит к ней только тогда, когда она встречает Илая. Она восхищена им, готова стать его ученицей, следовать за ним, куда бы он ни направился».
По словам создателей фильма, Мила Кунис - замечательная актриса, она смогла показать ранимость, но в то же время смелость и оптимизм, качества, присущие Соларе.
«Мила Кунис – это настоящая зажигательная смесь, – говорит Альберт Хьюз. - Она играет Солару так, что вы видите, как ее героиня взрослеет прямо у вас на глазах. А взрослеет она, как только оказывается вне зоны контроля Карнеги».
Ее мать, Клаудию, играет Дженнифер Билс. «Клаудия живет ради дочери, - рассказывает Билс. - Благодаря своим отношениям с Карнеги она может снабжать Солару водой, одеждой, а также другими вещами, которые просто недоступны другим людям. Если Карнеги – король этих мест, то Клаудия – это лишенная власти королева».
Клаудия также очень живо реагирует на прибытие Илая. «Он первый человек, не считая Солары, проявивший по отношению к ней подлинную доброту. Он напоминает ей о том, какой когда-то на Земле была цивилизация, напоминает, как люди вели себя по отношению друг другу, - делится своими мыслями Дженнифер Билс. - Илай делает ее сильнее, потому что в нем она видит луч надежды. Она взволнована тем, что Илай готов противостать Карнеги. Если бы могла, она сама вступила бы в борьбу с тираном».
Угроза
В картине есть еще одна парочка очень странных персонажей - Джордж и Марта, эксцентричные пожилые супруги в исполнении Майкла Гэмбона и Фрэнсис де ла Тур. Они обитают в доме посреди пустыни далеко за пределами владений Карнеги. Многие мили вокруг них нет ни одной живой души. Они живут в причудливо декорированном доме, который украшают расшитые диванные подушки и множество старых фотографий на стене. Они пытаются сохранить остатки прошлой жизни, у них есть граммофон и китайский чайный сервиз. Но не все так просто, они вовсе не те, за кого себя выдают. Оказавшихся у них на пороге Илая и Солару они воспринимают как источники опасной угрозы. Джордж и Марта все и всех считают угрозой. Потому что они сами по себе угроза…
Бой
«Если ты сейчас не уберешь от меня свою руку, ты ее больше не увидишь»
Настоящий ветеран каскадерских трюков Джефф Имада («Ультиматум Борна», «Бойцовский клуб») в фильме «Книга Илая» стал автором и постановщиком захватывающих боев, которые открывают нам все богатство навыков в искусстве выживания, которые Илай приобрел за долгие тяжелые годы.
«Сцены боев в «Книге Илая» больше всего похожие на уличные драки. Здесь в ход идет самое разное оружие - ножи, мечи, палки, – рассказывает Джефф Имада. - Для того чтобы сохранить свою жизнь, предназначенную для выполнения миссии, Илай использует все, что попадает ему под руку. В картине есть сцены боя с бандой, окружившей Илая, как стая волков, и схватки один на один».
Эти сцены, естественно, потребовали колоссальной физической подготовки от исполнителя главной роли, Дензела Вашингтона, который месяцами занимался с лучшими тренерами. В результате Дензел добился таких результатов, что эпизоды боев можно было снимать с одного дубля и без помощи каскадеров.
Однако такие усилия - не новость для актера, год проведшего в тренировках во время подготовки к роли чемпиона по боксу в среднем весе Рубина «Урагана» Картера в фильме «Ураган». За эту роль, кстати, в свое время Дензел номинировался на «Оскар».
«Для «Книги Илая» Дензел должен был пройти интенсивный курс, научиться различным техникам боя, – говорит Имада. - В результате его трудов в картине мы видим смесь различных боевых искусств и навыков рукопашного боя в блестящем исполнении Дензела».
Помимо Имады на съемках работал настоящий мастер боевых искусств, протеже самого Брюса Ли - Дэн Иносанто.
«Во время съемок Вашингтон научился владеть клинком как своей собственной рукой», – добавляет Альберт Хьюз.
Сначала предполагалось, что у Илая будет самурайский меч, но потом Вашингтон и режиссеры остановились на коротком варианте меча, похожем на мачете. Такой меч больше всего подходит для одинокого странника, готового в любую минуту, когда есть необходимость, выхватить свое оружие из-за плеча и пустить его в ход.
Эклектичный арсенал Илая и его боевой стиль как нельзя лучше отражают образ этого героя. Для того чтобы выжить и достигнуть своей высокой цели, он вынужден путешествовать налегке, он должен пускать в ход все, чему научился, и все, что собрал во время своего долгого странствия.
«Для нас было важно показать, что Илай - не ветеран боевых действий, не суперсолдат, обладающий всеми необходимыми боевыми навыками, - говорит сценарист фильма Витта. - Нам хотелось, чтобы он был простым человеком с улицы. С помощью образа этого героя мы хотели показать, на что могут быть способны люди, обладающие высокой целью, и вынужденные выжить во что бы то ни стало».
Локейшн
«-Я хочу знать, как выглядит остальной мир.
- Нет, ты не хочешь этого».
В начале фильма зрителю открывается страшная картина опустошенного после вселенской катастрофы мира, который продюсер фильма Джоэл Сильвер описывает так: «Мир футуристический и полностью разрушенный. Это странное, сюрреалистическое место с минимальным набором функциональных свойств».
Говорит продюсер Дэвид Вальдес: «Мы должны были показать примитивное существование на Земле спустя 30 лет после глобальной катастрофы. Как правило, говоря о футуристических фильмах, вы думаете о концепт-карах или о том, как через пару десятилетий будет выглядеть блендер. В «Книге Илая» совсем иное будущее. В мире будущего, созданном нами, работают только самые простые механизмы».
Создатели фильма представили, что после вселенской катастрофы на Земле будет абсолютно голый, песчаный ландшафт. По словам Аллена Хьюза, художники картины исследовали много материала о том, как предположительно будет выглядеть окружающая среда после ядерного взрыва, биологической эпидемии или даже извержения гигантского вулкана, когда все будет погребено под ворохами пепла.
«Фильм снят не по мотивам комиксов, но, чтобы создать особый мир фильма - цветовую палитру, персонажей, пейзажи - что-то вроде визуального сценария, в некоторой степени мы вдохновлялись работами таких авторов комиксов, как Томми Ли Эдвардс, Крис Вестон и Рудольфо Димаджио», – говорит Альберт Хьюз.
Съемки фильма проходили в окрестностях Нью-Мексико, где создатели нашли большие открытые пространства. Здесь съемочной группе пришлось столкнуться с таким малоприятным природным явлением, как песчаные бури со скоростью 65 миль в час.
Но даже при максимальном соответствии локейшна и идеи картины, для создания более впечатляющих образов разрушенного мира потребовалось вмешательство мастера по спецэффектам Джона Фархата, который в свое время работал, например, над картиной «Маска», изобилующей спецэффектами.
«Несмотря на то, что мы проводили съемки в самых неплодородных частях Нью-Мексико, в поле зрения объектива все-таки попадали остатки растительности, трава, перекати поле, – рассказывает Фархат. - Но режиссерам был нужен абсолютно оголенный ландшафт. Поэтому каждый кадр - от переднего плана и до горизонта - пришлось модифицировать с помощью компьютерной графики».
Спецэффекты обострили ощущение движения времени, его быстротечности, что и хотели показать братья Хьюз. «В такой нестабильной атмосфере облака должны двигаться в небе быстрее, чем в нормальной жизни. Облака - существенный элемент дизайна. На протяжении всего фильма они двигаются против движения Илая, что показывает, что он направляется на восток», - говорит Фархат.
Стиль
Художником-постановщиком фильма стала Гэ Бакли, которая провела грандиозную работу, создавая образ разрушенного мира и разрабатывая декорациями города Карнеги.
Для съемок Бакли долго искала небольшой, малозаселенный городок, где можно было бы воспроизвести разрушенные здания. В результате такой городок с населением в тысячу человек нашелся в Нью-Мексико.
Современные офисные здания команда художников закрыла специальными декоративными фасадами. На пустырях этого городка по историческим фотоснимкам разрушенных войной городов были сооружены бутафорские руинированные здания.
Настоящей жемчужиной этой декорации стала постройка театра Orpheum Theatre, где располагалось логово Карнеги. У художников получилась прекрасная, со множеством элементов и деталей, двухъярусная декорация с круговым балконом и баром, где происходит одна из главных сцен фильма – схватка Илая с Карнеги.
Еще одна необычная декорация картины – мертвый лес, полностью воссозданный в павильоне с помощью мертвых деревьев, привезенных с места недавнего пожара в Нью-Мексико.
В самом начале картины мы видим этот лес. Он становится символом недружелюбного мира, окружающего Илая, и помогает нам точно воспринять самого Илая, как умного, изобретательного человека, способного сделать все, чтобы выжить ради исполнения своей миссии.
Идея
«Нам бы очень хотелось, чтобы зрители восприняли «Книгу Илая» как фильм о том, насколько ценна наша жизнь и насколько важно ею дорожить, – говорит Аллен Хьюз. - Эта история затрагивает универсальные вечные темы, говорит о вере, преданности, о жертвенности и, главным образом, о надежде. Эти темы заставили нас задуматься, и мы попытались раскрыть их языком кинематографа».
Парадиз